Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 09:14, контрольная работа
Таможенным кодексом Российской Федерации различаются следующие виды нарушений таможенных правил:
нарушение режима зоны таможенного контроля;
неуведомление при ввозе товаров и транспортных средств о пересечении таможенной границы РФ;
неуведомление или недостоверное уведомление о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории РФ;
непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы;
непредставление товаров и транспортных средств в месте доставки и невручение документов на них;
выдача без разрешения таможенного органа РФ, утрата или недоставление в таможенный орган РФ товаров, транспортных средств и документации на них;
Анализ норм Таможенного кодекса
РФ, предусматривающих
Предупреждение, как и всякое другое административное взыскание, выносится в письменной форме. О наложении предупреждения должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, выносит соответствующее постановление. В соответствии со ст. 385 ТК РФ взыскание в виде предупреждения может быть наложено и на месте обнаружения правонарушения и оформлено в упрощенном порядке (без составления протокола о нарушении таможенных правил) в виде акта о наложении такого взыскания. И следовательно, устные предупреждения, когда должностные лица таможенных органов иногда адресуют физическим или должностным лицам, не могут рассматриваться в качестве взыскания.
Штраф — это денежное взыскание, налагаемое за нарушение таможенных правил в случаях и пределах, предусмотренных Таможенным кодексом РФ. Штраф является наиболее распространенным видом взыскания, предусмотренным за нарушения таможенных правил, что объясняется возможностью его оперативного и гибкого использования как в качестве средства воздействия на материальные интересы правонарушителя и в качестве средства пополнения бюджета государства. Ведь как уже упоминалось ранее, одной из особенностей правоохранительной деятельности таможенных органов является ее в некотором роде фискальная направленность.
Таможенным кодексом РФ предусмотрено три вида штрафов за нарушение таможенных правил:
1. Штраф, исчисляемый исходя
из размера минимальной
2. Штраф, исчисляемый в
3. Штраф, исчисляемый в кратном размере к сумме неуплаченных таможенных платежей и иных выплат.
Исходя из этого, можно дать определение штрафа как вида административного взыскания за нарушение таможенных правил: штраф есть денежное взыскание, налагаемое за нарушение таможенных правил в случаях и пределах, предусмотренных таможенным кодексом РФ, выражающееся в величине, кратной размеру месячной оплаты труда, установленному законодательством России на день совершения или обнаружения правонарушения, либо величине, кратной свободной (рыночной) стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами таможенного правонарушения, на день обнаружения такого правонарушения. Штраф всегда применяется в качестве основного взыскания.
Отзыв лицензии или квалификационного аттестата является специфической мерой взыскания за нарушение таможенных правил, поскольку может применяться только к специфическим видам субъектов, деятельность которых в сфере таможенного дела регламентируется выдаваемыми им таможенными органами лицензиями (квалификационными аттестатами) и которые своими противоправными действиями (бездействием) нарушили условия осуществления такой деятельности. К ним относятся:
а) владельцы таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов, складов временного хранения;
б) таможенные брокеры, таможенные перевозчики и специалисты по таможенному оформлению.
Отзыв лицензии или квалификационного аттестата как мера взыскания применяется только в качестве дополнительного взыскания к перечисленным выше лицам и только при условии совершения ими нарушения таможенных правил в связи с осуществлением ими деятельности, предусмотренной лицензией или квалификационным аттестатом. Причем эта мера носит пресекательный характер, поскольку применяется с целью пресечения в дальнейшем противоправной деятельности лиц, которым выданы эти лицензии или квалификационные аттестаты.
Конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу России с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил — это вид взыскания за нарушение таможенных правил, который состоит в принудительном безвозмездном обращении указанных товаров и транспортных средств в федеральную собственность.
Данный вид взыскания за нарушение таможенных правил может применяться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного. Причем товары и транспортные средства, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, а также товары и транспортные средства со специально изготовленными тайниками подлежат конфискации независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение таможенных правил, а также независимо от того, установлено ли это лицо или нет.
Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу России с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил — это вид взыскания, который представляет собой принудительное изъятие денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену товаров и транспортных средств, обладающих вышеперечисленными признаками, на день обнаружения правонарушения.
Взыскание стоимости товаров и транспортных средств может применяться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного взыскания. Причем, забегая немного вперед, отметим (и это очень важно), что этот самостоятельный вид взыскания за нарушение таможенных правил следует отличать от взыскания стоимости товаров и транспортных средств как меры, применяемой на стадии исполнения вынесенных по делам о нарушениях таможенных правил постановлениях при невозможности в ряде случаев применения их конфискации как меры административного взыскания. Такая замена не является заменой меры взыскания, а является вынужденной мерой, возможность использования которой предусмотрена законодателем в ч. 3 ст. 380 ТК РФ с целью реального исполнения вынесенных по делам о нарушениях таможенных правил постановлений.
Конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил — это, хотя и предусмотренный всего одной статьей — статьей 276 ТК РФ, самостоятельный вид взыскания за нарушение таможенных правил, который, в отличие от уже рассмотренного выше вида конфискации, представляет собой принудительное безвозмездное обращение в собственность государства транспортных средств, на которых перевозились непосредственные объекты нарушения таможенных правил, т. е. конфискацию предметов, выступающих в качестве средства совершения правонарушения. Применяется такая конфискация только в качестве дополнительного взыскания.
Вообще, рассматривая вопрос о конфискации в качестве меры административного воздействия на нарушителей таможенных правил, следует коснуться и вопроса о законности применения такой меры, поскольку согласно п. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Этот вопрос не раз рассматривался на заседаниях Конституционного Суда РФ, который 20 мая 1997 г. признал законность применения такой меры взыскания и обосновал свое решение следующим образом,
Принятие таможенными органами решения о конфискации само по себе не является прекращением права собственности, а прекращается оно в результате реального исполнения такого решения. Товары и транспортные средства, т. е. имущество, в отношении которого вынесено постановление о конфискации, обращается в собственность государства лишь по истечении срока обжалования. Если лицо, в отношении которого вынесено такое постановление, не согласно с решением о конфискации, оно имеет возможность оспорить его правильность в суде. Подача жалобы приостанавливает исполнение постановления таможенного органа о наложении взыскания за нарушение таможенных правил. А по смыслу ст. 378 ТК РФ в случае подачи жалобы постановление о конфискации имущества может быть исполнено не ранее принятия судом решения об отклонении жалобы и признания вынесенного постановления законным и обоснованным. Следовательно, только с момента вынесения судьей соответствующего решения конфискация может рассматриваться как мера юридической ответственности.
Исходя из этого Конституционный Суд РФ считает (а, следовательно, так оно и есть, поскольку решение Конституционного Суда РФ — это истина в последней инстанции), что вынесение таможенными органами постановлений о конфискации имущества в виде санкции за нарушение таможенных правил при наличии гарантии последующего судебного контроля как способа защиты прав собственника не противоречит требованиям Конституции РФ.
В целях повышения эффективности правоприменительной деятельности таможенных органов Таможенным кодексом РФ (ст. 247) установлены дифференцированные сроки наложения взысканий за нарушение таможенных правил в зависимости не только от вида взыскания, но и от субъекта таможенного правонарушения. Так, наиболее мягкие виды взыскания: предупреждение, штраф и отзыв лицензии или квалификационного аттестата - на физических и должностных лиц могут быть наложены не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения таможенных правил, а юридических лиц и на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, — не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения. Причем в случаях, когда до истечения указанных сроков лицо, привлекаемое к ответственности, совершит новое нарушение таможенных правил, то исчисление срока наложения взыскания будет происходить уже с момента обнаружения нового таможенного правонарушения.
Со сроками наложения
И еще относительно сроков наложения
взысканий за нарушение таможенных
правил. Это касается случаев, когда
в совершенных деяниях
Таким образом, с учетом всего вышеизложенного взыскания за нарушения таможенных правил можно подразделять на:
1) на взыскания, применяемые в качестве основного взыскания (таковыми являются предупреждение и штраф);
на взыскания, применяемые в
качестве дополнительного взыскания
(таковым являются отзыв лицензии
или квалификационного
на взыскания, которые могут
применяться как в виде основного,
так и виде дополнительного взыскания
(это конфискация и взыскание
стоимости товаров и транспортн
2) на взыскания морального
на взыскания пресекательного характера (таковым является отзыв лицензии или квалификационного аттестата);
на взыскания имущественного характера (таковыми являются все остальные виды взысканий).
3) на срочные взыскания, т.
е. которые могут быть
на бессрочные взыскания, возможность
наложения которых не ограничена
каким-либо определенным сроком (таковыми
являются конфискация и взыскание
стоимости товаров и транспортн
4) на альтернативные и
В каждом конкретном случае наложение взысканий за нарушение таможенных правил должно осуществляться с учетом наличия или отсутствия обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за это нарушение. Эти обстоятельства могут оказать существенное влияние на размер налагаемого взыскания.
К обстоятельствам, смягчающим ответственность за нарушение таможенных правил, согласно ст. 236 ТК РФ относятся:
1) активное способствование
2) добровольное устранение
3) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;