Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 09:14, контрольная работа
Таможенным кодексом Российской Федерации различаются следующие виды нарушений таможенных правил:
нарушение режима зоны таможенного контроля;
неуведомление при ввозе товаров и транспортных средств о пересечении таможенной границы РФ;
неуведомление или недостоверное уведомление о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории РФ;
непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы;
непредставление товаров и транспортных средств в месте доставки и невручение документов на них;
выдача без разрешения таможенного органа РФ, утрата или недоставление в таможенный орган РФ товаров, транспортных средств и документации на них;
4) совершение правонарушения под
влиянием угрозы или
5) совершение правонарушения
Должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, вправе признать смягчающим вину ответственность и другие обстоятельства в зависимости от тех или иных объективных факторов и условий, при которых было совершено нарушение таможенных правил, а также исходя из своего личного опыта и компетентности в решении подобных вопросов.
Перечень отягчающих ответственность за нарушение таможенных правил обстоятельств, в отличие от приведенного выше перечня, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. К таковым обстоятельствам согласно ст. 237 ТК РФ относятся:
1) продолжение противоправного
поведения несмотря на
2) повторное в течение года
совершение нарушения
3) совершение нарушения
4) вовлечение
5) совершение нарушения
6) совершение нарушения
7) совершение нарушения
Причем последнее
Наложение взысканий за нарушение таможенных правил должно осуществляться на основе следующих принципов:
- законности;
- целесообразности;
- своевременности и
- сложения взысканий за
Важнейшими из них является законность наложения взыскания и его целесообразность.
Взыскание может быть наложено только в том случае, когда в деянии лица установлен состав нарушения таможенных правил. При отсутствии состава таможенного правонарушения производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ст. 291 ТК РФ).
На правонарушителя может быть наложено только то взыскание, которое предусмотрено соответствующей статьей Таможенного кодекса РФ, и только в пределах санкции этой статьи (хотя в отдельных случаях возможно с учетом требований ст. 239 ТК РФ наложить взыскание ниже низшего предела).
Главным проявлением принципа целесообразности взыскания является индивидуализация кары и экономия репрессии. Законодатель обязывает таможенные органы при выборе меры воздействия за нарушение таможенных правил учитывать как обстоятельства, при которых было совершено правонарушение, так и обстоятельства, характеризующие самого нарушителя, его имущественное положение и степень его вины. А при малозначительности совершенного нарушения таможенных правил должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело, может вообще освободить правонарушителя от ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 240 ТК РФ).
3.3.4. ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Таможенный кодекс РФ (глава 39) содержит сорок видов составов нарушений таможенных правил. Общим для всех видов нарушений таможенных правил является то, что все они в той или иной степени посягают на урегулированные нормами таможенного права общественные отношения — таможенно-правовые отношения. Различаются же они по степени общественной опасности, по направленности на причинение вреда тем или иным аспектам таможенного дела, в зависимости от способа, места и времени их совершения (т. е. по признакам объективной стороны), по субъектам, их совершающим, и по некоторым другим критериям.
Классификация нарушений таможенных
правил в соответствии с теми или
иными признаками имеет важное значение
для совершенствования
Наиболее общей классификацией нарушений таможенных правил является их классификация по степени общественной опасности. В соответствии с этим критерием все виды составов нарушений таможенных правил можно условно разделить на незначительные нарушения, не представляющие большой общественной опасности для экономических интересов России, и на грубые нарушения, совершение которых наносит реальный ущерб экономическим интересам и безопасности нашей страны.
К первой группе относятся такие
нарушения таможенных правил, как, например,
неуведомление таможенного
Ко второй группе следует относить нарушения, совершение которых несет реальный ущерб экономическим интересам России, нравственности и здоровью ее населения и которые, как правило, направлены на получение той или иной выгоды для лиц, их совершающих. Сюда относятся, прежде всего, нарушения таможенных правил так называемой «контрабандной группы» — перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу помимо либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов и средств идентификации, либо сопряженное с их недекларированием или недостоверным декларированием (ст.ст. 276-279 ТК РФ) и иные грубые нарушения.
Классификация нарушений таможенных правил по направленности на причинение вреда тем или иным аспектам таможенного дела (т. е. по объекту посягательства) в литературе по таможенному делу проводится неоднозначно. Некоторые авторы (в частности, Гравина А. А., Терещенко Л. К., Шестакова М. П.) выделяют четыре объекта посягательства на таможенное дело и, соответственно, четыре группы нарушений таможенных правил, а именно нарушения, связанные:
а) с порядком перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;
б) с порядком прохождения таможенного контроля;
в) с порядком осуществления таможенного оформления;
г) с порядком обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими.
Другие авторы (в частности, авторы
комментария к Таможенному
1) нарушения установленного
2) нарушения порядка ведения
учета и предоставления
3) нарушения порядка проведения предварительных операций, предшествующих основному таможенному оформлению и помещению товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим (ст.ст. 250—256 ТК РФ);
4) нарушения порядка проведения
основного таможенного
5) нарушения требований и
6) нарушения порядка перемещения
товаров и транспортных
7) нарушения в проведении
8) нарушения установленного
9) нарушения, связанные с
Совсем иную классификацию нарушений таможенных правил по объекту их посягательства предлагают специалисты-практики из Татарского таможенного управления — авторы соответствующего методического пособия по правоохранительной деятельности таможенных органов. Мы не случайно уделяем так много внимания классификации таможенных правонарушений именно исходя из объекта их противоправного посягательства, поскольку этот вид классификации является основным и наиболее значимым. Так вот, специалисты Татарского таможенного управления выделяют:
1) нарушения установленного
2) нарушения установленного
3) нарушения установленного порядка производства таможенного оформления и таможенного контроля (ст.ст. 253, 254, 256-263, 265, 279 ТК РФ);
4) нарушения установленного
5) нарушения порядка уплаты таможенных платежей (ст.ст. 281-284 ТК РФ).
Существуют и другие попытки подобного рода классификации. Единого мнения по этому вопросу, как уже ясно, нет.
Представляется все же, что по объекту посягательства следует выделять пять групп нарушений таможенных правил, но группы эти следует выделять исходя из видов объектов нарушений таможенных правил, содержащихся в сформулированном в ст. 230 ТК РФ определении самого понятия «нарушение таможенных правил»:
1) нарушения таможенных правил, посягающие на порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России (ст.ст. 268-275, 278 ТК РФ);
2) нарушения таможенных правил,
посягающие на порядок
3) нарушения таможенных правил,
посягающие на порядок
4) нарушения таможенных правил,
посягающие на порядок
5) нарушения таможенных правил, посягающие на порядок предоставления в отношении указанных выше товаров и транспортных средств таможенных льгот и порядок пользования ими (ст.ст. 280, 281 ТК РФ).
Такая классификация, хотя и опирается на определение самого понятия «нарушение таможенных правил», однако, также весьма условна. Во-первых, отдельные противоправные деяния могут одновременно посягать и на несколько объектов. Так, например, деяние, предусмотренное ст. 276 ТК РФ (перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу помимо таможенного контроля) одновременно посягает и на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, и на порядок их таможенного контроля. И во-вторых, в эту схему не вписывается статья 288 ТК РФ, предусматривающая ответственность за невыполнение должностными и иными лицами требований, действующих в таможенном деле. Таковыми лицами могут не выполняться требования как в отношении порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, так и в отношении порядка проведения их таможенного контроля, таможенного оформления, порядка обложения таких товаров и транспортных средств таможенными платежами и их уплаты, а также порядка предоставления таможенных льгот и пользования ими, т. е., иными словами, объект посягательства в данном случае может быть любым.
Следующий способ классификации видов нарушений таможенных правил - классификация в зависимости от способа, места и времени их совершения, т. е. по признакам объективной стороны правонарушения - также имеет немаловажное значение для практической реализации административной ответственности за таможенные правонарушения. И вот почему.
К сожалению, действующий Таможенный кодекс РФ при определении признаков составов нарушений таможенных правил не отличается необходимой четкостью и ясностью формулировок. Сформулированные в главе 39 ТК РФ диспозиции статей не дают полной картины об объективной стороне данных правонарушений. На практике этот пробел устраняется за счет издания всевозможных приказов, инструкций и писем ГТК России, других структурных подразделений таможенных органов, в которых даются подробные разъяснения, а порой - и прямые дополнения содержания соответствующих статей ТК РФ. И таких приказов, инструкций и информационных писем сотни, если уже не тысячи.
Напомним, что объективная сторона
состава нарушения таможенных правил
— это система установленных
нормами таможенного права