Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 11:40, реферат
Развитие мировой экономики на современном этапе характеризуется активным процессом либерализации международной торговли. Национальные рынки стран становятся более открытыми для доступа иностранных товаров, в результате чего возникает объективная необходимость применения эффективных инструментов протекционизма для защиты интересов отечественных производителей.
Введение…………………………………………………………………………………3
1 Понятие и сущность нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………………………….5
1.1 Общая характеристика нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………5
1.2 Определение нетарифных ограничений и причин их использования………………………………………………………...10
2 Классификация нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности в рамках таможенного союза………………………………………….15
2.1 Меры прямого ограничения………………………………………………..15
2.2 Таможенные и административные формальности………………………..20
2.3 Прочие нетарифные методы……………………………………………….29
3 Система нетарифного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС………….32
Заключение…………………………………………………………………………….35
Список использованных источников………………………………………………...36
- запреты и ограничения,
Применение мер нетарифного
регулирования опирается на развитую
законодательную и
Большинство нетарифных ограничений экспорта используются для решения следующих основных задач:
- ограничение вывоза товаров,
дефицитных внутри страны. Такое
применение нетарифных
- ограничение вывоза товаров
в рамках международных
- для предотвращения исчерпания
невосполнимых природных
При импорте нетарифные ограничения используются как правило по следующим причинам:
- защита отечественных
- соблюдение общественной морали или правопорядка;
- охрана жизни или здоровья человека, окружающей среды;
- ограничение и контроль над экспортом или импортом золота или серебра;
- защита культурных ценностей;
- предотвращение исчерпания
- приобретение или
- выполнение международных
- обеспечение национальной
Также практически во всех государствах существуют меры, направленные на обеспечение:
- контроля за вывозом и ввозом товаров двойного назначения (товары, могущие быть использованными в гражданских и в военных целях);
- контроля за вывозом
Особенно активно нетарифные меры регулирования торговли используют промышленно развитые страны. К середине 90-х гг. в среднем 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, подпадали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, добровольное ограничение экспорта и антидемпинговые меры. Нетарифные ограничения из-за своего скрытого характера дают возможность правительствам действовать почти бесконтрольно. Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики – тарифный или нетарифный – использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительство чувствует себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО). Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами, обеспечивающими эквивалентный уровень защиты (так называемая тарификация).
В целом, отношение к использованию тарифных ограничений, к которым также относится квотирование, в мировой практике достаточно противоречиво, так как помимо нетарифных ограничений дискриминационного характера существуют защитные меры, имеющие целью в установленном порядке предотвратить или смягчить ущерб, наносимый национальной экономике резким ростом импорта иностранных товаров, а также меры, направленные на пресечение нечестной конкуренции со стороны иностранных экспортеров.
Анализ применения нетарифных средств
развитыми странами свидетельствует
о широком распространении
Рассмотрение целого ряда примеров
из международной торговой практики
свидетельствует о сохранении
жестких протекционистских
Можно сделать следующий вывод:
приводя систему мер
2 Классификация нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности в рамках таможенного союза
Существует порядка 50 способов государственного
нетарифного регулирования
В соответствии с классификацией ЕЭК ООН они делятся на 3 основные группы:
1. Меры прямого ограничения:
- Квотирование;
- Лицензирование;
- Специальные защитные меры.
2. Таможенные и административные формальности:
- Сертификация;
- Санитарно-эпидемологический контроль;
- Ветеринарный надзор;
- Карантинный фитосанитарный контроль.
3. Прочие нетарифные методы:
- Валютный контроль;
- Регулирование курса национальной валюты;
- Меры поддержки экспорта. [9]
2.1 Меры прямого ограничения
Самой распространенной формой нетарифных ограничений являются количественные ограничения экспорта и (или) импорта. В качестве одной из мер такого ограничения, широко используется мера установления квот (т.е. ограничение в количестве или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу (импортная квота) или вывозу (экспортная квота) за определенный период).
Государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на ввоз или вывоз ограниченного объема. В России фиксированный объем квот устанавливается Правительством РФ ежегодно. Таможенное оформление квотируемых товаров осуществляется только при предъявлении лицензии, выданной уполномоченным ведомством.
Различают следующие виды квот:
- Глобальные квоты - определяют
размер общего ввоза
- Индивидуальные квоты - распределяют пропорционально доле каждого поставщика за базовый период путем двустороннего согласования;
- Сезонные квоты - устанавливают
в строго отведенный период
календарного года и чаще
- Тарифные квоты - предусматривают
преференциальный ввоз
К преимуществам квотирования можно отнести:
- Гарантии ограничения ввоза
товаров до определенной
- Поддержка определенных
В качестве недостатков квоты можно выделить ее способствование монополизации экономики путем ограничения ценовой конкуренции, а также низкую эффективность и произвольность распределения лицензий. [4, С.174]
В соответствии с положениями статьи
4 Соглашения о единых мерах нетарифного
регулирования в отношении
1) запреты и временные
2) ограничения импорта
- сократить
производство или продажу
- сократить
производство или продажу
- снять с
рынка временный излишек
- снять с
рынка временный излишек
- ограничить
производство продуктов
Под лицензированием принято
В соответствии с положениями статьей
5 Соглашения о единых мерах нетарифного
регулирования в отношении
- Введения временных
- Реализации разрешительного
порядка ввоза или вывоза
- Предоставления
- Выполнения международных обязательств.
В соответствии с Соглашением Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами" выдача лицензий осуществляется для товаров перечисленных в Едином перечне товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного союза, утвержденный Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19 и Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 132.
Выдача лицензий осуществляется федеральными органами исполнительной власти. Для России, Распоряжением Правительства РФ от 23.09.2010 № 1567-р, установлен перечень таких федеральных органов исполнительной власти, наделенных правом выдачи соответствующих лицензий.
Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами.
Различают 3 вида лицензий:
- Разовые
лицензии - выдаются на основании
внешнеторговой сделки, предметом
которой является
- Генеральные лицензии - выдаются участнику ВЭД на основании решения Стороны, на каждый вид ввозимого или вывозимого товара с указанием его количества. Период действия лицензии – не более 1 года.
- Исключительные
лицензии - предоставляют заявителю
исключительное право на
Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принимается в течение 15 дней с момента подачи заявления и необходимого комплекта документов.
Для получения лицензии участнику ВЭД необходимо подготовить следующий комплект документов, в соответствии с Соглашением Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами".
- заявление о выдаче лицензии, по утвержденной форме;
- электронная копия заявления;
- копия внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему (для разовой лицензии), а в случае отсутствия внешнеторгового договора (контракта) - копия иного документа, подтверждающего намерения сторон;
- копия документа о постановке на учет в налоговом органе;
- копия
лицензии на осуществление
- иные
документы, если они
Информация о работе Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности