Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 11:40, реферат

Описание работы

Развитие мировой экономики на современном этапе характеризуется активным процессом либерализации международной торговли. Национальные рынки стран становятся более открытыми для доступа иностранных товаров, в результате чего возникает объективная необходимость применения эффективных инструментов протекционизма для защиты интересов отечественных производителей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
1 Понятие и сущность нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………………………………………………….5
1.1 Общая характеристика нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………………5
1.2 Определение нетарифных ограничений и причин их использования………………………………………………………...10
2 Классификация нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности в рамках таможенного союза………………………………………….15
2.1 Меры прямого ограничения………………………………………………..15
2.2 Таможенные и административные формальности………………………..20
2.3 Прочие нетарифные методы……………………………………………….29
3 Система нетарифного регулирования в Таможенном союзе ЕврАзЭС………….32
Заключение…………………………………………………………………………….35
Список использованных источников………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

ВЭД реф.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

- проверку соответствия подконтрольных  товаров данным, указанным в предъявленных  документах, с целью исключения наличия подконтрольных товаров, не указанных в сопроводительных документах, и исключения совместного перемещения несовместимых товаров;

- контроль соответствия транспортного  средства установленным ветеринарно-санитарным  требованиям, необходимым для перевозки подконтрольных товаров;

- контроль условий и режима  перемещения (перевозки);

- контроль соответствия упаковки  и маркировки установленным требованиям.

Лабораторный ветеринарный контроль осуществляется путем проведения исследований в аккредитованных на эти цели лабораториях в случаях выявления видимых органолептических изменений при досмотре перевозимых подконтрольных товаров и исключения заразных болезней животных.

В целях обеспечения охраны таможенной территории Таможенного союза от завоза и распространения карантинных объектов (растений, продукции растительного происхождения и др.) и снижения причиняемых ими потерь, а также устранения препятствий в международной торговле подкарантинной продукцией, применяются меры по обеспечению карантинного фитосанитарного контроля на таможенной территории Таможенного союза. [8]

Уполномоченные органы стран-членов ТС осуществляют карантинный фитосанитарный контроль при перемещении подкарантинной продукции через таможенную границу  Таможенного союза в специально обустроенных пунктах пропуска.

Каждая партия подкарантинной продукции, отнесенной в соответствии с Перечнем подкарантинной продукции к группе подкарантинной продукции с высоким  фитосанитарным риском, ввозится на таможенную территорию Таможенного союза в сопровождении экспортного или реэкспортного фитосанитарного сертификата, выдаваемого компетентным органом государства страны - экспортера (реэкспортера) по установленной форме. В случае перевозки подкарантинной продукции с территории государства члена ТС на территорию другого государства члена ТС, такая продукция должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом Стороны-отправителя по установленной форме.

Подкарантинная продукция подлежит обязательному государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру, и при необходимости лабораторному анализу или экспертизе. Перечень подкарантинной продукции определен в Приложении 1 к Решению Комиссии ТС № 318 от 18 июня 2010 года «Об обеспечении карантина растений в таможенном союзе».

Порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза установлен соответственно Приложениями 2 и 3 к вышеуказанному Решению. [1] [13]

 

2.3  Прочие нетарифные методы

 

Еще одним инструментом нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности является проведение таможенным органом валютного контроля и обеспечение валютных ограничений, связанных с перемещением товаров или транспортных средств через границу РФ.

Стоит отметить, что порядок осуществления валютного контроля в рамках работы Таможенного союза не установлен, до момента формирования Единого экономического пространства. Таким образом, при осуществлении внешнеторговых операций как со странами третьего мира, так и со странами-членами ТС порядок обеспечения валютного контроля устанавливается и утверждается правительством государства на национальном уровне. [7]

Валютный контроль на территории РФ осуществляется с целью проверки:

- ввоза товаров, в отношении  которых были перечислены денежные средства нерезиденту;

- возврата денежных средств,  уплаченных нерезиденту, в случае  не ввезенных (не полученных) товаров  в РФ.

Согласно Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле», агенты валютного контроля, коими  являются таможенные органы в соответствии с законодательством РФ имеют право на:

-проверку соблюдения резидентами  и нерезидентами актов валютного  законодательства РФ и актов  органов валютного регулирования;

-проверку полноты и достоверности  учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

-получение документов и сведений, связанных с проведением валютных  операций, открытием и ведением  счетов.

На основании п. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ, проведение валютного контроля заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета уполномоченных банков, по оформленным паспортам сделки соответствующих внешнеторговых договоров. [7]

Важной составной частью валютно-хозяйственного механизма управления внешнеэкономической деятельностью является установление курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

В РФ органом государственной власти, ответственным за обеспечение устойчивости рубля, является Центральный Банк РФ. Он устанавливает официальный курс рубля по отношению к ведущим иностранным валютам, который используется для решения многих задач, связанных с ВЭД: таможенные платежи и сборы, обязательная продажа валютной выручки (до 2008 г.) и другие. Официальный курс устанавливается с учетом рыночного курса рубля, показателем которого могут служить котировки на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Центральный Банк, являясь активным участников торгов на ММВБ и используя свои резервы национальной и иностранных валют, также оказывает существенное влияние на формирование рыночного курса рубля. Таким образом осуществляется влияние государства в лице ЦБ РФ на рыночный и официальный курс рубля, который в существенной мере будет определять поведение экспортеров, импортеров, инвесторов как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

К числу мер государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности следует отнести различные мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности. [10]

В соответствии с законом «Об  основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»  Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ в рамках своей компетенции осуществляют в соответствии с международными договорами РФ мероприятия (включая их финансирование), содействующие развитию внешнеторговой деятельности:

- кредитование участников внешнеторговой  деятельности;

- функционирование системы гарантий  и страхования экспортных кредитов;

- организацию торговых выставок  и ярмарок, специализированных  симпозиумов и конференций и  участие в них;

- проведение кампаний (в том  числе рекламных) по продвижению  российских товаров, услуг, интеллектуальной  собственности на мировые рынки. [2] Ранее была разработана федеральная  программа развития экспорта, которая  включала пять основных направлений:

1) финансовая поддержка,

2) налоговое стимулирование,

3) таможенно-тарифное стимулирование,

4) специальные мероприятия в  поддержку экспорта

5) меры общеэкономического характера. [10]

В целом действующее законодательство в области внешнеэкономической  деятельности предоставляет большие возможности предпринимателям в проявлении инициативы и самостоятельности при работе на внешнем рынке.

 

3 Система нетарифного регулирования  в Таможенном союзе ЕврАзЭС

 

Условиями создания Таможенного союза  предусмотрено неприменение мер тарифного и нетарифного регулирования во взаимной торговле между государствами-членами Таможенного союза и вынесение указанных мер на внешние границы Таможенного союза.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 г. предусмотрено, что с момента создания единой таможенной территории государства-члены Таможенного союза не применяют во взаимной торговле таможенные пошлины, количественные ограничения и эквивалентные им меры. [3]

Таким образом, при перемещении  товаров по единой таможенной территории Таможенного союза не требуется  наличия лицензий, за исключением  ввоза на территорию Республики Беларусь алкогольной продукции, табачных изделий, рыбы, продуктов ее переработки и морепродуктов, в отношении ввоза которых законодательством Республики Беларусь установлено исключительное право государства.

В соответствии со статьей 4 Таможенного  кодекса Таможенного союза:

Меры нетарифного регулирования  – комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств – членов  Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств – членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов  Таможенного союза.[1]

Запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Полномочия по принятию решений  о введении мер нетарифного регулирования внешней торговли возложены на Комиссию Таможенного союза (далее – КТС).

Любое из государств-членов Таможенного  союза может внести предложение  в КТС о введении таких мер. В случае если КТС не примет предложение  о введении указанных мер, то они могут применяться в одностороннем порядке на срок не более 6 месяцев.

Порядок применения мер нетарифного  регулирования на единой таможенной территории установлен Соглашением  о единых мерах нетарифного регулирования  в отношении третьих стран.

Соглашением о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран в отношении торговли с третьими странами установлено, что на единой таможенной территории применяются единые меры нетарифного регулирования и полномочия по принятию решений о введении мер нетарифного регулирования внешней торговли возложены КТС. [3]

Этим же Соглашением определены принципы применения таких мер нетарифного  регулирования, как запреты и  временные ограничения экспорта, ограничения импорта, исключительное право на экспорт и (или) импорт, лицензирование в сфере внешней торговли, наблюдение за экспортом и (или) импортом, и отдельные вопросы применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю и вводимых исходя из национальных интересов, особых видов запретов и ограничений внешней торговли.

С подписанием Решения Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного  союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года  № 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза  Республики Беларусь, Республики Казахстан  и Российской Федерации» с 1 января 2010 года:

- вступили в силу Соглашение  о единых мерах нетарифного  регулирования в отношении третьих  стран (подписано в г.Москве 25 января 2008 года), Соглашение о порядке  введения и применения мер,  затрагивающих внешнюю торговлю  товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран (подписано в г.Москве 9 июня 2009 года) и Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами (подписано в г.Москве 9 июня 2009 года);

- утвержден Единый перечень  товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений.

Соглашением о порядке введения и применения мер, затрагивающих  внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран определены принципы и порядок введения и применения на единой таможенной территории в отношении третьих стран единых мер нетарифного регулирования, мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и вводимых исходя из национальных интересов государств-сторон, а также особых видов запретов и ограничений внешней торговли товарами.

В соответствии с Соглашением товары, в отношении которых применяются  меры регулирования, включаются в Единый перечень. 

Данным Соглашением также определены условия и порядок принятия решений  КТС по введению нетарифных мер регулирования.

Заключение

 

В современной практике регулирования  внешней торговли нетарифные ограничения  играют очень важную роль. Большинство стран мира активно применяют такие меры, следуя идее протекционизма. Исследователи насчитывают сотни всевозможных ограничительных мер, применяемых странами, причем в связи с понижением в результате деятельности в рамках ГАТТ/ВТО уровня тарифных таможенных пошлин в мире использование нетарифных средств сдерживания внешней торговли имеет тенденцию к росту.

В итоге  изучения особенностей нетарифных ограничений  было отмечено, что использование  нетарифных ограничений, которые являются более скрытыми, чем тарифные инструменты, дает странам преимущества в регулировании внешней торговли, и что в рамках политики протекционизма нетарифные инструменты считаются более приемлемыми;

Можно отметить, что нетарифные ограничения внешней  торговли приводят к чистым потерям  благосостояния, но, несмотря на это, они широко применяются практически всеми государствами, в том числе и Россией теперь уже в рамках ТС. Это  можно объяснить во-первых тем, что при применении таких методов возникает эффект перераспределения дохода, значит, в результате, всегда некоторой группе населения или государству это будет выгодно. Во-вторых, нетарифные барьеры являются более скрытыми, чем тарифы, и их действие сложнее измерить и отразить в статистических показателях, и,  следовательно,  нетарифные ограничения – мощный метод воздействия  на внешнюю торговлю. В-третьих, такие методы дают возможность странам быстро среагировать на изменения экономической ситуации и принять эффективные меры в краткосрочном периоде, в силу упрощенного процесса введения их правительственными органами;

Информация о работе Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности