Организационная структура таможенных органов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2015 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенному делу - одному из базовых институтов экономики. Термин "таможенное дело" в его современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Организация системы управления в таможенных органа Российской Федерации
1.1 Эволюция управленческой деятельности в таможенном деле……..5
1.2 Системный подход в таможенном деле………………………………9
1.3 Особенности управления в таможенных органах РФ..……………..12
Глава 2 Организационная структура таможенных органов Российской Федерации
2.1 Общая характеристика структуры таможенных органов РФ……....18
2.2 Федеральная Таможенная Служба в системе таможенных органов РФ…………………………………………………………………………………24
2.3 Организация таможенного управления на региональном уровне…26
Заключение……………………………………………………………………...39
Список использованных источников.............................................................40
Приложение....................................................

Файлы: 1 файл

Куринной.docx

— 210.66 Кб (Скачать файл)

Это хороший метод обучения и подготовки из помощников будущих руководителей способ экономии рабочего времени высшего звена руководителей освобождение их от рутинной чисто административной работы.

Горизонтальные отношения могут быть двух категорий. Во-первых коллегиальные — отношения между сотрудниками одного отдела находящимися в подчинении у одного начальника. Во-вторых параллельные — отношения между сотрудниками разных отделов занимающими одинаковое положение в организации у которых возникает необходимость обмена информацией идеями и мнениями (например такие каналы горизонтальных параллельных взаимоотношений как отдел таможни — отдел таможни таможенный пост — таможенный пост таможня — таможня).

Диагональные отношения — это отношения возникающие между звеньями управления находящимися на различных уровнях системы управления не состоящими в отношениях прямого подчинения но взаимодействующими между собой во исполнение решений вышестоящих уровней. Примерами таких отношений являются взаимное информирование при доставке товаров направление запросов обязательных для исполнения по вопросам осуществления правоохранительных функций и т.п.

Если в организации (службе системе органов и т.п.) наблюдаются только линейные взаимоотношения то организационная структура управления в ней называется линейной. Если же на линейные взаимоотношения накладываются функциональные то организационная структура управления в такой организации называется линейно-функциональной или просто функциональной. В последнем случае подразумевается что линейные взаимоотношения и линейные структуры управления всегда при этом присутствуют естественным образом.

Аналогично при создании в рамках линейной структуры управления института помощников и советников которые готовят соответствующие рекомендации руководителю организационная структура управления получает название линейно-штабной.

Линейная и функциональная организационные структуры управления наиболее характерны для вертикальных управленческих взаимоотношений.

Опора в управленческой деятельности на развитие горизонтальных взаимоотношений чаще всего приводит к так называемым программно-целевым (матричным) организационным структурам управления. В данных структурах вся совокупность работ по реализации заданной конечной цели рассматривается не с позиции иерархии подчинения а с точки зрения достижения той цели которая предусмотрена программой.

В качестве примера стихийного программно-целевого образования можно назвать оперативную группу создаваемую в таможенном органе для выявления контрабанды или предупреждения других нарушений таможенной границы.

Сочетание рассмотренных структур управления порождает так называемую смешанную организационную структуру управления характерную для единой системы таможенных органов Российской Федерации. Рассмотрим характеристики этих структур несколько подробнее.

В числе преимуществ линейной организации многие авторы чаще всего выделяют:

  • Ярко выраженную систему вертикальных связей.
  • Ответственность установленные обязательства.
  • Четкое распределение обязанностей и полномочий.
  • Оперативный процесс принятия решений.
  • Простоту в понимании и использовании указаний.
  • Возможность поддерживать необходимую дисциплину.

Этот тип управленческой структуры ведет к формированию стабильной и прочной организации.

В рамках структуры управления протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены задачи и функции управления, а, следовательно – права и ответственность за их выполнение. С этих позиций организационную структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в которой происходит процесс управления, направленный на достижение поставленных целей.

Между звеньями и уровнями управления в таможенных органах складываются следующие виды взаимоотношений:

- вертикальные управленческие  отношения (ФТС - РТУ; РТУ – таможня; начальник таможни – отделы  таможни; таможня – таможенный  пост; ФТС – таможня);

- горизонтальные управленческие  отношения (РТУ - РТУ; отдел таможни  – отдел таможни; таможенный пост  – таможенный пост; таможня –  таможня);

- диагональные управленческие  отношения (пост - взаимодействующая  таможня отправления или назначения; таможня – взаимодействующее  РТУ другого региона; отдел ФТС - взаимодействующее Управление  ФТС РФ).

Вертикальные отношения предполагают, прежде всего, взаимоотношения между руководителями и его подчиненными, когда часто вырисовывается так называемая линейная субординация: все нижестоящие по уровням управления звенья находятся в подчинении у руководителя, находящегося на более высоком уровне управления. Это так называемые линейные отношения.

Вертикальные отношения в системе таможенных органов существуют не только между линейными звеньями организационной структуры, но и между функциональными звеньями, связанными отношениями субординации. Такие взаимоотношения проявляются тогда, когда, например, управленческие звенья, предназначенные для выполнения определенной функции управления, реализация которой является их профессиональной (служебной) деятельностью (финансовой, правоохранительной, кадровой и др.), находятся в функциональном (по роду профессиональной деятельности) подчинении у аналогичного вышестоящего управленческого звена.

Например, начальник отдела кадров таможни находится в линейном подчинении (вертикальные линейные взаимоотношения) у заместителя начальника таможни по работе с личным составом, у начальника таможни и у других вышестоящих линейных руководителей. Управленческое воздействие со стороны этих линейных руководителей на начальника отдела кадров таможни является выражением линейной субординации, их решения для него носят обязательный характер.

В функциональном же подчинении (вертикальные функциональные взаимоотношения) начальник отдела кадров таможни находится у начальника отдела кадров РТУ, а также у начальника Управления кадров и учебных заведений ФТС России. Здесь уже управленческое воздействие больше носит рекомендательный характер. Одновременно с этим тот же начальник отдела кадров таможни является линейным руководителем по отношению к сотрудникам своего отдела.

Таким образом, приведенный пример показывает сложную иерархию вертикальных взаимоотношений. Помимо этого они включают в себя и так называемые отношения управленческого аппарата, работающего в виде института советников и помощников под началом линейного или функционального руководителя. Должностные обязанности советников (помощников) при этом состоят в разработке рекомендаций и советов.

Горизонтальные отношения могут быть двух категорий. Во-первых, коллегиальные – отношения между сотрудниками одного отдела, находящимися в подчинении у одного начальника. Во-вторых, параллельные – отношения между сотрудниками разных отделов, занимающими одинаковое положение в организации, у которых возникает необходимость обмена информацией, идеями и мнениями (например, такие каналы горизонтальных параллельных взаимоотношений, как отдел таможни - отдел таможни, таможенный пост – таможенный пост, таможня - таможня).

Диагональные отношения – это отношения, возникающие между звеньями управления, находящимися на различных уровнях системы управления, не состоящими в отношениях прямого подчинения, но взаимодействующих между собой во исполнение решений вышестоящих уровней. Примерами таких отношений являются взаимное информирование при доставке товаров, направлений запросов, обязательных для исполнения, по вопросам осуществления правоохранительных функций и т.п.

При исполнении должностных обязанностей должностные лица таможенных органов обязаны:

1) соблюдать права и  законные интересы граждан, участников  внешнеэкономической деятельности  и лиц, осуществляющих деятельность  в сфере таможенного дела;

2) поддерживать уровень  квалификации, необходимый для исполнения  должностных обязанностей;

3) исполнять иные обязанности  в соответствии с законодательством  Российской Федерации, установленные  для федерального государственного  гражданского служащего или сотрудника  таможенного органа.

Исполнение должностных обязанностей должностным лицом таможенного органа осуществляется в соответствии с его должностным регламентом. Должностной регламент утверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе Российской Федерации.

Должностное лицо таможенного органа не вправе исполнять данное ему поручение (приказ, распоряжение), не соответствующее таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации. При получении такого поручения указанное должностное лицо должно представить в письменной форме обоснование несоответствия данного поручения (приказа, распоряжения) положениям таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при его исполнении, и получить от руководителя подтверждение данного поручения (приказа, распоряжения) в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме должностное лицо таможенного органа обязано отказаться от его исполнения.

В случае же исполнения должностным лицом таможенного органа поручения (приказа, распоряжения), не соответствующего таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации, должностное лицо и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают следующими правами:

1) принимают меры, предусмотренные  актами таможенного законодательства  Таможенного союза, законодательством  Российской Федерации о таможенном  деле, а также иного законодательства  Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, в целях обеспечения лицами соблюдения этих актов;

2) требуют документы, сведения, представление которых предусмотрено  положениями таможенного законодательства  Таможенного союза, законодательства  Российской Федерации о таможенном  деле и иного законодательства  Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы;

3) проверяют у граждан  и должностных лиц, участвующих  в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;

4) требуют от физических  и юридических лиц подтверждения  полномочий на совершение определенных  действий или осуществление определенной  деятельности в сфере таможенного  дела;

5) осуществляют в соответствии  с законодательством Российской  Федерации оперативно-розыскную  деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия  преступлений, производство неотложных  следственных действий и дознания  по которым отнесено уголовно-процессуальным  законодательством Российской Федерации  к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих  или совершивших, а также в  целях обеспечения собственной  безопасности;

6) осуществляют неотложные  следственные действия и дознание  в пределах своей компетенции  и в порядке, которые определены  уголовно-процессуальным законодательством  Российской Федерации; [16]

7) привлекают лиц к  административной ответственности  в соответствии с законодательством  Российской Федерации об административных  правонарушениях; [17]

8) используют в случаях, не терпящих отлагательства, средства  связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или  общественным объединениям (за исключением  средств связи и транспортных  средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений  иностранных государств, а также  международных организаций), для  предотвращения преступлений, предварительное  расследование по уголовным делам  о которых отнесено уголовно-процессуальным  законодательством к компетенции  таможенных органов, преследования  и задержания лиц, совершивших  такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный ущерб, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

Информация о работе Организационная структура таможенных органов Российской Федерации