Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 10:38, курсовая работа
Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов госу-дарства принадлежит таможенному делу—одному из базовых институтов экономики. Термин «таможенное дело» в его современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Общая характеристика таможенных органов РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Понятие таможенных органов РФ, их правовой статус и компетенции . . .5
1.2. Единая система таможенных органов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3. Основные функции таможенных органов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Глава 2. Организационно-правовые основы деятельности таможенных органов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.1. Сущность и принципы деятельности таможенных органов. . . . . . . . . . . 16
2.2. Обеспечение деятельности таможенных органов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
2.3. Обязанности, права и ответственность таможенных органов и их долж-ностных лиц. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Глава 3. Организационная структура таможенных органов. . . . . . . . . . . . . . .26
3.1. Общая характеристика структуры таможенных органов. . . . . . . . . . . . . .26
3.2. Место и роль ФТС в единой системе таможенных органов РФ. . . . . . . . 28
3.3. Организация деятельности таможенного управления на региональном уровне. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
3.4. Таможни и таможенные посты в единой системе таможенных органов РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава
1. Общая характеристика таможенных органов
РФ. . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Понятие таможенных органов РФ, их правовой
статус и компетенции . . .5
1.2. Единая система таможенных органов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3. Основные функции таможенных органов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Глава 2. Организационно-правовые основы
деятельности таможенных органов. . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.1. Сущность и принципы деятельности таможенных
органов. . . . . . . . . . . 16
2.2. Обеспечение деятельности таможенных
органов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
2.3. Обязанности, права и ответственность
таможенных органов и их должностных лиц.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Глава 3. Организационная структура таможенных
органов. . . . . . . . . . . . . . .26
3.1. Общая характеристика структуры таможенных
органов. . . . . . . . . . . . . .26
3.2. Место и роль ФТС в единой системе таможенных
органов РФ. . . . . . . . 28
3.3. Организация деятельности таможенного
управления на региональном уровне. . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
3.4. Таможни и таможенные посты в единой
системе таможенных органов РФ. . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенному делу—одному из базовых институтов экономики. Термин «таможенное дело» в его современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.
Таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Данные меры осуществляют таможенные органы РФ, главными направлениями деятельности которых являются: осуществление фискальной и правоохранительной функции, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля. Контроль и общее руководство в сфере таможенного дела осуществляет Правительство РФ. Также важное значение имеет Федеральная Таможенная Служба РФ, которая активно участвует в разработке таможенной политики России, а именно: внедрение новых технологий взимания таможенных платежей, обеспечение своевременного и правильного их начисления, организация контроля за их поступлением в полном объеме в федеральный бюджет, что позволяет добиться весомых экономических результатов.
Данная тема является актуальной, так как таможенные органы являются неотъемлемой частью экономической и внешнеторговой политики государства. Таможенный органы активно содействуют обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Целью работы является изучение структуры таможенных органов Российской Федерации и их организационных основ.
Задачей данной курсовой работы будет являться исследование:
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие между таможенными органами и другими различными субъектами. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие организацию и деятельность таможенных органов РФ.
Глава 1. Понятие таможенных органов РФ
1.1.Понятие таможенных органов РФ, их правовой статус и компетенции
Таможенные органы РФ—это государственные органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела.
Таможенными органами являются:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
2) региональные таможенные управления;
3) таможни;
4) таможенные посты1.
Таможенные органы имеют флаг и эмблему. Морские суда, суда внутреннего плавания и суда смешанного (река - море) плавания таможенных органов имеют вымпел. На автотранспортных средствах и воздушных судах таможенных органов размещается эмблема. Описание и рисунки флага и эмблемы таможенных органов, а также вымпела водных судов таможенных органов утверждаются Президентом Российской Федерации.
В Российской Федерации запрещается использование на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах и их упаковках таможенной символики, а также обозначений, схожих с наименованиями таможенных органов, при осуществлении коммерческой деятельности юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, за исключением лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.
Таможенные органы находятся
в пунктах пропуска через Государственную
границу Российской Федерации. Другие
места нахождения таможенных органов определяются
Таможенные органы находятся в помещениях, находящихся в федеральной собственности. По инициативе лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки товаров, транспортных и экспедиторских организаций и организаций федеральной почтовой связи таможенные посты и структурные подразделения таможен могут находиться в помещениях, принадлежащих указанным лицам.
Правовой статус таможенных органов определяется их местом и ролью в общей системе органов государственной власти Российской Федерации. Таможенные органы являются составной частью системы органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации (см.рис.1.1).
Рис.1.1. Таможенные органы РФ в системе федеральных органов исполнительной власти
Исходя из понимания федеральной исполнительной власти как деятельности, состоящей в практической реализации норм и положений Конституции РФ, федеральных законов и иных правовых актов, можно сказать, что таможенные органы осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела. Важной отличительной чертой таможенных органов, определяющей их место в общей системе органов исполнительной власти, является то, что действующим законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов.
Таможенные органы действуют под общим руководством Президента РФ и Правительства РФ и обладают строго определенной компетенцией в сфере таможенного дела. Компетенция таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности этих таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела2.
Компетенции таможенных органов—это система властных полномочий, функций и задач, возлагаемых государством на таможенные органы, в их неразрывной связи между собой. Государство предоставляет таможенным органам определенные полномочия для выполнения возложенных на них функций и решения поставленных перед ними задач. Полномочия таможенных органов складываются из совокупности их прав по отношению к управляемым объектам и обязанностей перед личностью, обществом и государством. Никакие иные органы не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции таможенных органов.
Реализация компетенции таможенных органов осуществляется в различных правовых формах—путем правоустановления, правоприменения и правоохраны.
Таможенные органы во исполнение возложенных на них функций и решения, поставленных перед ними задач имеют право издавать правовые акты управления, обязательные для исполнения всеми субъектами-участниками правоотношений, урегулированных нормами таможенного права3. Правоприменение в деятельности таможенных органов—это властно-регулятивные действия должностных лиц таможенных органов по претворению в жизнь предписаний правовых норм. Правоприменение должно осуществляться в точном соответствии с нормами законодательства, устанавливающих процедуру правоприменительной деятельности, круг субъектов этой деятельности и другие вопросы. Правоприменительная деятельность с нарушением требований правовых норм по ее осуществлению влечет привлечение виновных в этом должностных лиц таможенных органов к соответствующему виду юридической ответственности.
Правоохрана осуществляется таможенными органами путем контроля за соблюдением субъектами таможенных правоотношений требований нормативно-правовых актов, входящих в систему источников таможенного права, и применением к виновным лицам в случае их нарушения мер юридического воздействия4.
1.2.Единая система таможенных органов
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему5. Единую систему таможенных органов России в общем виде можно определить как обусловленную функциональной общностью совокупность самостоятельных звеньев, характеризующуюся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим. При этом каждый орган в соответствии со своим местом и положением в общей системе играет определенную роль, выполняя больший или меньший объем функций, возложенных государством на таможенные органы в целом.
Система таможенных органов включает следующие звенья, каждое из которых является подсистемой правоохранительных органов:
Четырехзвенная структура системы таможенных органов имеет законодательное закрепление.
Взаимоотношения в системе таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации. Централизация выражается в строгой иерархической подчиненности и подконтрольности нижестоящих органов системы таможенных органов вышестоящим. Децентрализация проявляется в наличии у каждого таможенного органа строго определенной компетенции по осуществлению таможенного дела на подведомственной ему территории и сочетании единого централизованного руководства с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возложенных на них функций. Таможенные органы выполняют возложенные на них функции на единой правовой основе. Единство системы таможенных органов подчеркнуто также наличием у них единой государственной символики. Деятельность таможенных органов должна осуществляться в строгом соответствии с Конституцией РФ, российскими законами и международными договорами Российской Федерации по вопросам таможенного дела. За неправомерные решения, действия или бездействие своих должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей таможенные органы и организации таможенной службы несут ответственность как юридические лица в соответствии с Гражданским кодексом РФ, если иное прямо не предусмотрено международным договором, нормы которого нарушены. А непосредственно виновные в этом таможенные служащие несут дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В систему таможенных органов входят также таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела7.
1.3. Основные функции таможенных органов
Деятельность таможенных органов как органов исполнительной власти выражается в выполнении возлагаемых на них государством функций. Под функциями органа исполнительной власти следует понимать комплекс взаимосвязанных, определенных в статусе органа и основанных на непрерывном обмене информацией организационно-правовых воздействий органа, его структурных подразделений, служащих, которые обеспечивают объекты управления политической, экономической, методической ориентацией, материальными, техническими, трудовыми и другими ресурсами, направленными на достижение целей, стоящих перед системой управления в целом. Функции органа исполнительной власти производны от функций государства, они отражают материальное содержание управленческой деятельности, перечень их содержится в актах, регулирующих правовое положение органа в общей системе государственных органов.
Классификация функций управления различными авторами проводится не однозначно. Например, А. Файоль выделял функции по этапам (стадиям) управления:
В настоящее время по данному критерию существует следующая классификация:
Систематизируя мнения различных исследователей, классификацию функций управления можно представить на рис.1.2.
Рис.1.2. Функции управления
Основные критерии классификации—это объект и субъект управления. Объектом управления в сфере таможенного дела являются правовые, экономические и организационные основы таможенного дела, направленные на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности страны, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.
Информация о работе Организационная структура таможенных органов