Организация тарифного регулирования в Республике Беларусь и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотрение тарифных методов регулирования международной торговли и их применение в Республике Беларусь.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что от методов проведения государственной политики в сфере внешней торговли во многом зависит уровень благосостояния нации и рост национального производства. Кроме этого, используя тарифные методы государственного регулирования, существенно пополняются доходы государственного бюджета, что тоже очень важно.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..3
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ……………………………………………………4
1.1. Методы регулирования внешнеэкономической деятельности………...4
1.2. Недостатки таможено-тарифных методов регулирования меж-
дународной торговли..........................................................................................7
1.3. Преимущества таможено-тарифных методов регулирования……...10
2. СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………….16
2.1. Основные понятия и категории таможенного регулирования……….16
2.2. Органы государственной власти, осуществляющие таможенно-тарифное регулирование ВЭД в РБ……………………………………………...20
3. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВА-
НИЯ……………………………………………………………….....24
3.1. Понятие таможенного тарифа и тарифных методов регулиро-
вания…………………………………………………………………………………....24
3.2. Классификация таможенных пошлин……………………………..............27
3.3. Понятие таможенной стоимости товара и методы её опреде-
ления……………………………………………………………………………………31
4.ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШ-
НЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБ-
ЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………….34
4.1.Таможенные платежи в РБ и их функции………………………………...34
4.2. Льготы по таможенным платежам в отношении товаров и
стран, система тарифных преференций в РБ………………………………..39
Заключение…………………………………………………50
Список литературы………………………………………...52

Файлы: 1 файл

сама курсовая.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………..3

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ……………………………………………………4

1.1. Методы  регулирования внешнеэкономической  деятельности………...4

1.2. Недостатки  таможено-тарифных методов регулирования  меж-

дународной торговли..........................................................................................7

1.3. Преимущества  таможено-тарифных методов регулирования……...10

2. СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ  ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………….16

2.1. Основные  понятия и категории таможенного  регулирования……….16

2.2. Органы  государственной власти, осуществляющие  таможенно-тарифное регулирование ВЭД в РБ……………………………………………...20

3. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫЕ  МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВА-

НИЯ……………………………………………………………….....24

3.1. Понятие  таможенного тарифа и тарифных  методов регулиро-

вания…………………………………………………………………………………....24

3.2. Классификация  таможенных пошлин……………………………..............27

3.3. Понятие  таможенной стоимости товара  и методы её опреде-

ления……………………………………………………………………………………31

4.ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШ-

НЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБ-

ЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………….34

4.1.Таможенные  платежи в РБ и их функции………………………………...34

4.2. Льготы  по таможенным платежам в отношении товаров и

стран, система  тарифных преференций в РБ………………………………..39

Заключение…………………………………………………50

Список литературы………………………………………...52

Приложение ……………………………………………………......53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ни одна страна, какой  бы крупной и самообеспеченной важнейшими ресурсами она ни была, не может изолированно существовать в рамках мирового пространства. На протяжении веков народы, активно участвовавшие в международном разделении труда, неизменно выигрывали в развитии экономики и культуры в сравнении с теми, кто такой активности не проявляли.

Основная задача государства  в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти, как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

Государственные органы власти и управления, проводя свою экономическую политику, применяют в отношении ввозимых товаров тарифные и нетарифные методы.

Цель курсовой работы - рассмотрение тарифных методов регулирования  международной торговли и их применение в Республике Беларусь.

Актуальность выбранной  темы определяется тем, что от методов  проведения государственной политики в сфере внешней торговли во многом зависит уровень благосостояния нации и рост национального производства. Кроме этого, используя тарифные методы государственного регулирования, существенно пополняются доходы государственного бюджета, что тоже очень важно.

Основными задачами курсовой  работы являются:

  • рассмотрение тарифных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • изучение преимуществ и недостатков тарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности;
  • изучение практики применения таможенно-тарифных методов регулирования в Республике Беларусь;
  • рассмотрение системы тарифных льгот и преференций в РБ

Раздел 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.

 

1.1. Методы регулирования внешнеэкономической  деятельности.

Несмотря на то, что свободная торговля повышает экономическое благосостояние всех стран — как экспортеров, так и импортеров, на практике международная торговля практически нигде и никогда не развивалась без вмешательства государства. История международной торговли — это одновременно и история развития и совершенствования системы государственного регулирования международной торговли.

В ходе развития внешнеторговых отношений сталкиваются экономические интересы различных социальных групп и слоев населения, и государство неизбежно оказывается вовлеченным в этот конфликт интересов. Кроме того, в современных условиях национальная экономика становится все более открытой, и государство должно учитывать в своей политике тесную взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в сфере внешнеэкономических связей [1, 56 с.].

Сегодня государство  не может достичь внутреннего  экономического равновесия (например, полной занятости или стабильности цен), не используя меры внешнеэкономического и, в частности, внешнеторгового регулирования. Поэтому, несмотря на то, что за послевоенные годы в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) и созданной на его основе Всемирной торговой организации (ВТО) была проделана большая работа по ослаблению протекционизма и либерализации мировой торговли, внешнеторговая политика, по-прежнему, остается одним из основных направлений государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование международной торговли может быть:

  • односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.);
  • двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов друг друга, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.;
  • многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран-членов Европейского Союза (ЕС). В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Свобода торговли (free trade) — политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Протекционизм (protectionism) — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Дилемма, что лучше  — протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, — предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону. В 50—60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция — страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

Современный протекционизм  концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой — это  области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися — экспорт промышленных товаров. В торговле развивающихся стран между собой — товары традиционного экспорта [2, 126 с.].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Недостатки таможено-тарифных методов регулирования международной торговли.

 

Исторически основной спор между сторонниками и противниками протекционизма концентрировался на обсуждении аргументов «за» и «против» использования тарифов как средства экономической политики. Аргументы, традиционно приводимые сторонниками и противниками тарифов, используются в тех или иных вариантах практически во всех странах и поэтому заслуживают самостоятельного рассмотрения.

Противники тарифов обычно строят свою аргументацию на следующем.

1.Тарифы замедляют экономический рост. Анализ на основе теории общего равновесия показывает, что экономическое благосостояние малой страны снижается от введения импортного тарифа в любом случае. Экономическое благосостояние большой страны также снижается во всех случаях, кроме одного, когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие от введения тарифа. Но поскольку импорт большого государства является экспортом других стран или группы стран, то условия торговли большой страны могут улучшиться только за счет ухудшения условий торговли, а, следовательно, и уровня благосостояния в странах, являющихся ее торговыми партнерами. Следовательно, в любом случае воздействие тарифов на мировую экономику в целом отрицательно, поскольку они ведут к снижению объема международной торговли.

2.Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и мировой экономики в целом. Торговые партнеры страны, применившей в одностороннем порядке импортный тариф для защиты своих производителей от наплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары их экспорта. События могут развиваться по схеме «действие — противодействие» до тех пор, пока торговля не сократится и отрицательные экономические последствия этого будут настолько велики, что страны сядут за стол переговоров и согласуют уровни тарифов, которые устраивают каждую из них.

3.Тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые покупают местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается. Такое скрытое перераспределение доходов в пользу государства (особенно в небогатых странах, где среднедушевой доход не очень велик) может привести к возникновению новых и усугублению существующих социальных противоречий. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране.

4.Тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса. Во многих странах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержек на производство экспортной продукции, которая становится менее конкурентоспособной на мировых рынках. Кроме того, тариф, сокращая импорт, который является экспортом другой страны, сокращает ее экспортные доходы и, следовательно, возможность импортировать из первой страны. Спрос на экспортные товары уменьшается, что ведет к сворачиванию производства и обострению проблем занятости. Исследования влияния импортного тарифа на экспорт семи латиноамериканских стран в послевоенное время показали, что, по меньшей мере, половина номинального размера импортного тарифа оплачивается экспортерами, которые страдают от его введения.

5.Тариф ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях. Более того, занятые в отраслях, конкурирующих с импортом, из-за растущих издержек производства будут требовать повышения зарплаты. Чтобы не допустить оттока рабочей силы в эти отрасли, экспортные секторы тоже поднимут зарплату, что скажется на росте издержек и сократит конкурентоспособность производимых ими товаров и, следовательно, экспорт в целом [9, 25 с.].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Преимущества таможено-тарифных методов регулирования.

Несмотря на столь  убедительную аргументацию сторонников  свободной торговли, в реальном мире импортные тарифы используются как главный способ государственного регулирования внешней торговли практически всеми странами мира. Набор аргументов в защиту таможенных тарифов как средства торговой политики государства весьма широк, и каждая страна делает особый акцент на те из них, которые больше подходят к ее местным условиям. Судя по обсуждениям в парламенте и дискуссии в средствах массовой информации, для Беларуси наиболее актуальны следующие аргументы в защиту таможенных тарифов.

1. Тариф — защита молодых отраслей. Новые отрасли промышленности, которые еще только зарождаются в одних странах, но уже достаточно сильно развиты в других, нуждаются во временной таможенной защите со стороны государства. Без такой защиты, хотя бы на период становления, наплыв дешевых иностранных товаров погубит новую отрасль, не дав ей развиться. На стадии становления новая отрасль промышленности не в состоянии конкурировать с зарубежными производителями аналогичных товаров, поскольку еще не обладает необходимым опытом организации производства, чтобы обеспечить выпуск товара по конкурентным ценам. Находясь под защитой импортного тарифа, новая отрасль промышленности совершенствует производство, растет его эффективность, снижается себестоимость продукции. Внутренняя цена товара новой отрасли сближается с мировой. Таможенный тариф отменяется. Открывшись международной конкуренции, страна продолжает увеличивать эффективность своего производства, внутренняя цена снижается до уровня ниже мировой, что позволяет стране начать самой экспортировать товары новых отраслей за рубеж.

Информация о работе Организация тарифного регулирования в Республике Беларусь и его особенности