Организация тарифного регулирования в Республике Беларусь и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотрение тарифных методов регулирования международной торговли и их применение в Республике Беларусь.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что от методов проведения государственной политики в сфере внешней торговли во многом зависит уровень благосостояния нации и рост национального производства. Кроме этого, используя тарифные методы государственного регулирования, существенно пополняются доходы государственного бюджета, что тоже очень важно.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..3
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ……………………………………………………4
1.1. Методы регулирования внешнеэкономической деятельности………...4
1.2. Недостатки таможено-тарифных методов регулирования меж-
дународной торговли..........................................................................................7
1.3. Преимущества таможено-тарифных методов регулирования……...10
2. СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………….16
2.1. Основные понятия и категории таможенного регулирования……….16
2.2. Органы государственной власти, осуществляющие таможенно-тарифное регулирование ВЭД в РБ……………………………………………...20
3. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВА-
НИЯ……………………………………………………………….....24
3.1. Понятие таможенного тарифа и тарифных методов регулиро-
вания…………………………………………………………………………………....24
3.2. Классификация таможенных пошлин……………………………..............27
3.3. Понятие таможенной стоимости товара и методы её опреде-
ления……………………………………………………………………………………31
4.ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШ-
НЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБ-
ЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………….34
4.1.Таможенные платежи в РБ и их функции………………………………...34
4.2. Льготы по таможенным платежам в отношении товаров и
стран, система тарифных преференций в РБ………………………………..39
Заключение…………………………………………………50
Список литературы………………………………………...52

Файлы: 1 файл

сама курсовая.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

Данный аргумент в  защиту импортного тарифа имеет явные недостатки.

Во-первых, очень трудно точно определить, когда новая промышленность достигла уровня зрелости, достаточного для того, чтобы снять защитный тариф. Наверняка найдутся лоббирующие группы, заинтересованные в продолжении существования тарифа, которые будут убеждать в обратном, в результате чего устранение однажды введенного тарифа может оказаться политически очень непростым делом.

Во-вторых, очень сложно определить те отрасли, которые в  течение определенного промежутка времени смогут под защитой тарифа развиться настолько, чтобы стать конкурентоспособными на мировом рынке. Специальные исследования на примере отдельных стран не подтверждают, что в защищаемых отраслях издержки сокращаются быстрее, чем в незащищаемых.

В-третьих, данный аргумент неприменим к развитым странам, которые не могут сослаться на недостаточную развитость новых отраслей, но все же используют тарифы как средство таможенной политики. Наконец, существуют иные методы стимулирования национального производства, не искажающие относительные цены и не влияющие на внутреннее потребление, такие, как, например, субсидии новым отраслям. Правда, их недостаток заключается в том, что, в отличие от тарифов, которые приносят государству доходы, субсидии предполагают дополнительные бюджетные расходы.

2. Тариф — средство стимулирования отечественного производства. Этот аргумент интенсивно эксплуатируется развивающимися странами. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом с помощью более совершенной технологии, постольку она нуждается в защите с помощью импортного тарифа. Более того, его отсутствие может привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства, что наложит дополнительное бремя на бюджет, делая необходимыми выплаты пособий по безработице. В результате растущей безработицы упадет жизненный уровень, возникнут социальные трения. Сторонники этого аргумента пренебрегают перераспределительным характером любого тарифа, который может обеспечить одной стране выгоду только за счет другой. Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

3.Тариф — важный источник бюджетных доходов. Этот аргумент в пользу введения таможенных тарифов также традиционно активно эксплуатируется развивающимися странами и странами с переходной экономикой, включая Беларусь. В условиях низкой финансовой и налоговой дисциплины многие из этих стран просто не в состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения и предприятий и, следовательно, не могут поддерживать на необходимом уровне социальные выплаты, финансирование обороны, охрану общественного порядка и пр. Налог на импорт или экспорт, каковым являются таможенные пошлины, организационно собрать гораздо легче, чем многие другие виды налогов, поскольку в большинстве стран он должен уплачиваться в момент физического пересечения товаром таможенной границы государства. Контроль за ключевыми дорогами, пересекающими границу, и портами с помощью небольшой таможенной службы во многих случаях оказывается намного дешевле, чем создание разветвленной государственной системы сбора налогов, которая была бы в состоянии обеспечить их уплату всеми субъектами экономической жизни.

Однако использовать импортный тариф как важный источник бюджетных доходов можно только до тех пор, пока местная промышленность под защитой тарифа не начнет производить аналоги импортной продукции, на которую он накладывается. В результате сокращения импорта и замены его в потреблении на местные аналоги доходы бюджета сократятся. Чтобы противодействовать этой тенденции, можно ввести внутренний налог на продукцию, аналогичную импортной, со ставкой, равной импортной пошлине. В идеале со временем желательно вообще отказаться от импортной пошлины и превратить ее во внутренний налог на продажу или на потребление. Таким образом, тариф как инструмент бюджетных доходов может быть оправдан только для слаборазвитых стран, у которых нет другой возможности сформировать доходную часть бюджета.

4. Тариф — защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций. Эти аргументы относятся к разряду внеэкономических аргументов, периодически возникающих в защиту тарифа у тех или иных заинтересованных политических сил и групп. Аргументы такого типа обычно высказываются группировками, лоббирующими за те отрасли, которые либо неконкурентны на мировом рынке, либо производят продукцию, находящуюся на поздних стадиях своего жизненного цикла. Очень часто подобные аргументы выдвигаются политически весомыми монопольными производителями неконкурентной продукции, которые собираются получить весь экономический выигрыш от введения тарифа. Соображения национальной безопасности, обязывающие каждую страну иметь на своей территории минимум необходимого производства на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств, исторически неоднократно служили аргументом, обосновывающим введение импортного тарифа во многих странах, например на нефть в США в 1959—1973 гг. Однако после нефтяного кризиса выяснилось, что куда разумнее и дешевле создать стратегические запасы нефти по ценам мирного времени, чем поддерживать с помощью тарифа менее эффективное, по сравнению с зарубежным, национальное производство.

Развитие протекционистских  тенденций позволяет выделить несколько  форм протекционизма:

  • селективный протекционизм — направлен против отдельных стран или отдельных товаров;
  • отраслевой протекционизм — защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;
  • коллективный протекционизм — проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
  • скрытый протекционизм — осуществляется методами внутренней экономической политики.

Выбор курса внешнеторговой политики определяет стратегию проведения государственной инвестиционной политики. Либерализация внешней торговли диктует необходимость первостепенной поддержки инфраструктуры (транспорта, создания оптовых рынков и т.д.), а протекционизм — отраслей-производителей продукции [10, 17 с.].

В развивающихся странах  проводятся оба типа внешнеторговой политики. Вместе с тем стратегическая (протекционистская) политика рассматривается как наиболее приемлемая в условиях спада производства, как точка роста национальной экономики. Однако она может принести вред и при условии высокой степени коррумпированности властных структур и теневой экономики.

С позиции эффективности  проводимого курса, протекционистская внешнеторговая политика условно включает два последовательных этапа:

I этап — поддержка отечественных товаропроизводителей, проведение политики обменного курса и применение прямых методов стимулирования экспорта;

II этап — реформа регулирования импорта, в том числе:

а) переход от количественных ограничений к тарифам;

б) сокращение числа тарифных разрядов;

в)  установление тарифных соотношений между импортом сырьевых ресурсов и конечной продукцией;

г)  упрощение системы  тарифной классификации;

д) упрощение системы  «таможенной очистки».

Условия либерализации  торговой политики включают:

— сближение внутренних цен с мировыми как конечная цель реформирования;

— ослабление нетарифных ограничений;

— введение единых тарифных ставок и их снижение;

— снижение обменного  курса национальной валюты и отказ  от нормирования ее ресурсов;

— отмена протекционистской  защиты внутреннего рынка.

 

Таблица 1. Классификация  инструментов торговой политики.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные — все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт (табл. 1).

Основная задача государства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Другая часть имеет своей задачей форсирование экспорта [11, 258 с.].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

2.1. Основные понятия и категории  таможенного регулирования.

Таможенное дело в  Республике Беларусь составляют таможенная политика Республики Беларусь, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Республики Беларусь товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

В Республике Беларусь осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Республики Беларусь.

Целями таможенной политики Республики Беларусь являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Республики Беларусь, участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики Республики Беларусь.

Основными средствами реализации таможенной политики Республики Беларусь являются:

  • установление тарифных и нетарифных мер государственного таможенного регулирования;
  • осуществление государственного таможенного контроля таможенными органами Республики Беларусь;
  • участие Республики Беларусь в таможенных союзах и иных формах интеграции экономических связей с другими государствами.

Таможенную территорию Республики Беларусь составляют сухопутная территория Республики Беларусь, внутренние воды и воздушное пространство над ними.

На территории Республики Беларусь могут находиться свободные  таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Республики Беларусь, за исключением случаев, определяемых Таможенным Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь по таможенному делу.

Пределы таможенной территории Республики Беларусь, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей Республики Беларусь.

Для более глубокого  понимания сущности таможенного  регулирования в Таможенном Кодексе  РБ дается трактовка основных понятий  и категорий таможенного регулирования  ВЭД. К ним относятся следующие понятия и категории:

1.ввоз товаров – совершение действий, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию любым способом;

2.вывоз товаров – совершение действий, в результате которых товары убыли с таможенной территории любым способом;

3.декларант – лицо, которое заявляет от своего имени в таможенной декларации сведения о товарах, необходимые для помещения их под таможенный режим либо для иных целей, установленных законами и (или) актами Президента Республики Беларусь, либо от имени которого такие сведения заявляются таможенным агентом (представителем);

4.иностранные товары – товары, приобретшие статус иностранных товаров в соответствии с  Кодексом и (или) актами Президента Республики Беларусь, а также товары, не являющиеся отечественными товарами;

5.налоги – налог на добавленную стоимость и акцизы, взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию;

6.отечественные товары – вывезенные с таможенной территории товары, сохранившие статус отечественных в соответствии с настоящим Кодексом и (или) актами Президента Республики Беларусь, а также находящиеся на таможенной территории товары:

полностью произведенные в Республике Беларусь и не вывозившиеся за ее пределы;

ввезенные, которые приобрели статус отечественных товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) актами Президента Республики Беларусь;

ввезенные, за исключением товаров, перемещаемых транзитом, в отношении которых в соответствии с законами и (или) актами Президента Республики Беларусь таможенное оформление не производится;

изготовленные в Республике Беларусь из товаров, указанных в абзацах  втором–четвертом настоящего подпункта;

7.пункт таможенного оформления – официально установленное место постоянного размещения должностных лиц таможенных органов, их структурных подразделений, предназначенное для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров;

8.резиденты Республики Беларусь – юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, с местом нахождения в Республике Беларусь, созданные в соответствии с законодательством, их представительства и дипломатические представительства, консульские учреждения и другие официальные представительства Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь, а также физические лица, имеющие постоянное место жительства в Республике Беларусь, в том числе временно находящиеся за пределами Республики Беларусь;

9.таможенная декларация – таможенный документ, содержащий сведения, необходимые для помещения товаров под таможенный режим, либо сведения, необходимые для иных целей, установленных законодательными актами;

Информация о работе Организация тарифного регулирования в Республике Беларусь и его особенности