Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 10:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение основ системы управления рисками при таможенном контроле.
Согласно цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
- изучить основы системы управления рисками;
- обозначить порядок применения лицами таможенных органов системы управления рисками;
- определить меры по минимизации рисков;
- провести анализ статистических данных;
- выявить проблемы таможенного контроля и направления их решения.
Введение 3
Глава 1. Основы системы управления рисками в таможенном контроле 6
1.1 Общие положения системы управления рисками 6
1.2 Применение должностными лицами таможенных органов системы управления рисками 9
1.3 Меры по минимизации рисков 15
Глава 2. Анализ статистических данных по проблеме таможенного контроля 24
2.1 Таможенная статистика внешней торговли 24
2.2 Контроль таможенной стоимости и управление рисками 28
Глава 3. Проблемы таможенного контроля при вступлении в ВТО и пути их решения 32
Заключение 37
Литература 39
Содержание
Эффективным механизмом, обеспечивающим
удовлетворение интересов государства
и участников внешней торговли при
проведении таможенного контроля, в
настоящее время выступает
В Австрии в 1995 г. впервые в мире был создан стандарт по управлению рисками в таможенной службе. Многие страны прошли данный этап, и их практический опыт подтверждает эффективность использования в деятельности таможенных органов системы управления рисками, которая значительно ускорила движение грузов через таможни, сократив время оформления, и, самое главное, подняла конкурентоспособность своих национальных экспортеров и импортеров.
Многое из этого практического опыта может и должно войти в практику и законодательную базу российской таможни. Несмотря на то что институту анализа и управления рисками в Таможенном кодексе ТС посвящена только одна глава, она создает правовую предпосылку для активного внедрения в таможенной службе системы управления рисками.
При проведении таможенного контроля таможенные органы используют, как правило, те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения действующего законодательства. Принцип выборочности означает отсутствие необходимости проводить контроль в полном объеме, т.е. проверку всех товаров. Анализ содержания данной нормы показывает, что законодатель стремится следовать международным стандартам, и прежде всего положениям Киотской конвенции, которые используются многими таможенными службами зарубежных стран.
Данный принцип имеет
Применение тех или иных способов проведения таможенного контроля, степень «жесткости» применяемых мер определяются необходимостью обеспечения соблюдения таможенного законодательства и обстоятельствами каждого конкретного случая его применения. Однако избрание формы таможенного контроля является исключительным правом таможенных органов.
Все проверить и обеспечить полную достоверность сведений, представляемых таможенным органам, невозможно. Поэтому ограниченные ресурсы таможенных органов необходимо использовать с наибольшей эффективностью и сосредоточить усилия на наиболее рисковых операциях и поставках, где имеют место повышенное налогообложение, устойчивый характер нарушений таможенных правил либо таких, которые подрывают интересы отечественных товаропроизводителей или создают угрозу других государственных интересов, защищать которые призвана таможенная служба. И напротив, там, где рисков нет либо его риски минимальны с точки зрения последствий возможных нарушений, можно использовать самые упрощенные технологии таможенного оформления, не допускать неоправданных издержек, связанных с простоем транспортных средств, перевозкой товаров, их хранением на таможенном терминале.
Целью курсовой работы является изучение основ системы управления рисками при таможенном контроле.
Согласно цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
- изучить основы системы управления рисками;
- обозначить порядок применения лицами таможенных органов системы управления рисками;
- определить меры по
- провести анализ
- выявить проблемы таможенного контроля и направления их решения.
Объектом изучения курсовой работы выступает система управления рисками. Предметом работы является совокупность правовых норм, регулирующих таможенный контроль и систему управления рисками при таможенном контроле на территории Таможенного союза.
Теоретической основой курсовой работы
послужили законодательные
Практической основой работы послужили
данные о внешнеэкономической
Таможенное регулирование на территории
Таможенного союза
Согласно ст. 94 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС и законодательства государств - членов ТС, контроль исполнения которого возложен на таможенные органы. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками1.
Главой 18 ТК ТС определены термины, используемые при управлении рисками, цели применения системы управления рисками, объекты анализа рисков, а также деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками, которые аналогичны российскому таможенному законодательству.
В соответствии с п. 1 ст. 128 главы 18 ТК ТС таможенные органы применяют СУР для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.
Стратегия и тактика применения СУР определяется законодательством государств - членов ТС.
Основы и принципы таможенного
контроля, предусматривающие
- таможенный контроль
- при выборе форм таможенного контроля используется СУР;
- таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащие проверке, и степени такой проверки;
- таможенная служба принимает
стратегию, базирующуюся на
Основные задачи системы управления рисками:
- создание единого
- разработка методик (программ) по выявлению рисков;
- определение потенциальных и
фиксирование выявленных
- выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений;
- оценка возможного ущерба в
случае возникновения
- определение возможности
- разработка и применение
- разработка и практическая
реализация мер по
- контроль практической реализац
- оценка эффективности
- накопление и анализ
СУР невозможна без отлаженной системы «обратной связи». Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков необходимо на постоянной основе осуществлять контроль применения соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам - их корректировку.
При подготовке и выборе мер по предотвращению или минимизации рисков необходима сбалансированная оценка их совместного суммарного эффекта. Должны быть разработаны методики, а также определены критерии, по которым должен осуществляться контроль, в том числе оперативный, хода исполнения вступивших в силу документов и принятых мер, а также их влияние на предотвращение или минимизацию рисков и эффективность качества таможенного контроля.
В настоящее время существует проблема различия в СУР таможенных администраций государств - членов ТС: технологии и методы управления рисками, степень автоматизации процессов, специфика и объем товарооборота, поэтому необходимо выработать единые подходы к осуществлению процедур таможенного контроля с использованием СУР на всей территории ТС.
Для реализации единой СУР необходимо создать коллегиальный орган по СУР, который организует мероприятия, необходимые для обеспечения ее функционирования, т.е. участие экспертов в области СУР, увеличение оперативности принятия решений, а также возможность коллегиального обсуждения актуальных проблем ее реализации.
Статья 15 Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов3 установила порядок использования информации о рисках нарушения таможенного законодательства ТС и (или) законодательства государств - членов ТС в рамках СУР.
ФТС России, ГТК Республики Беларусь и КТК Министерства финансов Республики Казахстан вправе направлять информацию о рисках нарушения таможенного законодательства ТС и (или) законодательства государства - члена ТС, т.е. таможенные службы государств - членов ТС могут взаимодействовать в целях координации системы управления рисками на территории ТС.
Применение должностными лицами таможенных органов системы управления рисками в процессе таможенного контроля регламентирован ТК ТС и рядом актов Федеральной таможенной службы России из них, одним из основных, является - ПРИКАЗ ФТС России № 2295 от 12.11.2012. «Об утверждении положения об управлении рисков и оперативного контроля», а также письмами ФТС России о порядке отчетности и содержащих методические рекомендации по минимизации рисков.
Основная роль в организации деятельности должностных лиц таможенных органов по минимизации рисков отводится аналитической работе. На основе изучения практики таможенного контроля определяется:
-область риска - таможенные процедуры и категории международного передвижения, с которыми связывается наибольшая вероятность совершения правонарушения;
-индикаторы – определенные критерии, которые, в совокупности, служат в качестве практического инструмента для выбора объекта повышенного таможенного контроля;
-профиль риска - сочетание факторов риска, основанных на собранной информации, которая была проанализирована и классифицирована по определенным критериям.
Механизмы минимизации рисков при
осуществлении таможенного
- использование различных
- применение мер по минимизации рисков в соответствии с профилем, а также самостоятельно должностным лицом таможенного органа, если это допустимо;
- использование информационно-
- использование системы
Действующие в настоящее время механизмы минимизации рисков не в полной мере, по объективным причинам, совершенны, так как не учитывают всей специфики применения технических и программных средств, действие человеческого фактора, а также материально-техническую оснащенность некоторых таможенных постов, пунктов пропуска и их территориально - географическое положение.
Выявление рисков, возникающих при таможенном контроле товаров, и формирование на их основе проектов профилей рисков осуществляется в соответствии с типовой схемой и должностными инструкциями должностные лица, в обязанности которых входит:
- контроль классификации
- контроль применения
- валютный контроль;
- контроль таможенной стоимости;
- контроль начисления
- контроль таможенного транзита;
- контроль деятельности
- формирование таможенной
- правоохранительная
Выявление рисков основано на практическом
использовании и анализе
Базы данных электронных копий:
Информация о работе Основы системы управления рисками в таможенном контроле