Основы системы управления рисками в таможенном контроле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основ системы управления рисками при таможенном контроле.
Согласно цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
- изучить основы системы управления рисками;
- обозначить порядок применения лицами таможенных органов системы управления рисками;
- определить меры по минимизации рисков;
- провести анализ статистических данных;
- выявить проблемы таможенного контроля и направления их решения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основы системы управления рисками в таможенном контроле 6
1.1 Общие положения системы управления рисками 6
1.2 Применение должностными лицами таможенных органов системы управления рисками 9
1.3 Меры по минимизации рисков 15
Глава 2. Анализ статистических данных по проблеме таможенного контроля 24
2.1 Таможенная статистика внешней торговли 24
2.2 Контроль таможенной стоимости и управление рисками 28
Глава 3. Проблемы таможенного контроля при вступлении в ВТО и пути их решения 32
Заключение 37
Литература 39

Файлы: 1 файл

курсовая СУР (1).doc

— 2.68 Мб (Скачать файл)

-   проведение предварительной проверки подлинности документов и сведений при документальном контроле уполномоченными должностными лицами таможенных постов (ОТО и ТК таможен).

Основной составляющей прямых мер по минимизации является таможенный досмотр. При этом необходимо отметить, что в целях реализации принципа выборочности таможенный досмотр рассматривается как форма таможенного контроля, применяемая в исключительных случаях. В этой связи далеко не каждый профиль риска требует такой меры по минимизации риска. Все данные о предусмотренном конкретным профилем риска таможенном досмотре являются последней и, пожалуй, основной информацией, содержащейся в нем и ориентирующей должностных лиц таможенных органов на его применение при осуществлении таможенного контроля. Профилем риска предусматриваются следующие элементы проводимого досмотра:

-   время  проведения досмотра (до или после  выпуска товаров);

-   подразделения,  проводящие досмотр;

-   цель  досмотра (идентификация, выборочная  проверка, прочее);

-   объем досмотра в % (10, 50, 100, любой из предложенных);

-   степень  досмотра;

-   применение  ТСТК;

-   частота  и периодичность проведения досмотра.

Срочные профили  риска разрабатываются с учетом Инструкции по работе с рисками, Временного порядка рассмотрения проектов профилей риска структурными подразделениями центрального аппарата ФТС России. Указанные профили риска предназначены для оперативного доведения до должностных лиц, осуществляющих таможенный контроль товаров и транспортных средств, информации о необходимости применения прямых мер по минимизации рисков к определенной партии товаров до их выпуска.

Проекты срочных  профилей риска разрабатываются  координирующими и иными структурными подразделениями ФТС России, РТУ или таможни на основе результатов осуществляемого мониторинга таможенного оформления. Проекты срочных профилей риска, разработанные структурными подразделениями РТУ (таможни), представляются в ОКТО РТУ (таможни) для направления по оперативным каналам связи в ФТС России.

Проект срочного профиля риска составляется должностными лицами в произвольной форме и может содержать следующие сведения:

- о дате перемещения  товара через государственную  границу Российской Федерации;

- о лицах, участвующих  в перемещении товаров (перевозчик, получатель товара, лицо, ответственное за финансовое урегулирование);

- о перемещаемых  товарах и номерах транспортных  средств;

- о таможенных  органах, совершающих таможенные  операции с товарами;

- о номерах  таможенных документов (книжка МДП,  транзитная декларация и др.);

- иные сведения, необходимые для формирования  и издания срочного профиля риска.

Предложения о  целесообразности издания срочного профиля риска подготавливаются ГУОТК совместно со структурным  подразделением, по направлению деятельности которого выявлен риск, как правило, в течение текущего дня и доводятся до таможенных органов в установленном порядке.

Срочные профили  риска разрабатываются, как правило, в следующих случаях:

- если какая-либо  рисковая ситуация не попадает  под действие уже имеющегося  профиля рисков (например, экспорт);

- если какая-либо  рисковая ситуация требует скорейшего  применения мер по минимизации  риска, а ранее разработанный  проект обычного профиля риска еще не утвержден;

- если какая-либо рисковая ситуация  по своему характеру (области  действия) должна быть минимизирована  в регионе деятельности нескольких  таможенных органов и не может быть оперативно разрешена.

Следует отличать срочный профиль  риска от ориентировки. Срочный профиль риска предназначен для оперативного доведения до должностных лиц таможенных органов информации о необходимости применения прямых мер по минимизации рисков к определенной партии товаров до их выпуска. Ориентировка направляется в подчиненные таможенные органы с целью доведения до должностных лиц, осуществляющих таможенный контроль, информации о типичных показателях, характеризующих различные объекты таможенного контроля (товар, его упаковка, вес, стоимость, условия транспортировки, порядок перемещения и т.д.), а также деятельность участников внешнеторговой деятельности. Структура ориентировки аналогична структуре профиля риска, за исключением раздела о применении мер по минимизации рисков.

Косвенные меры по минимизации рисков – комплекс мероприятий, направленных на процесс таможенного оформления товаров и осуществляемых путем разработки и (или) модернизации таможенных и  (или) информационных технологий, проведение организационно-штатных мероприятий, применения мер тарифного и нетарифного регулирования и прочих.

Прямые меры по минимизации рисков могут не применяться либо применяться не в полном объеме в отношении отдельных категорий товаров, а также лиц, имеющих соответствующие коэффициенты таможенной и коммерческой устойчивости. Порядок установления таких категорий товаров, лиц и коэффициентов определяется соответствующими нормативными актами ФТС России.

В случае выявления при таможенном оформлении рисков, содержащихся в профилях, доведенных до таможенного органа на бумажном носителе или электронном виде, уполномоченные должностные лица применяют указанные в профиле прямые меры по минимизации. При применении прямых мер по минимизации в процессе декларирования товаров должностное лицо осуществляет прием, регистрацию декларации, документальный контроль и в графе «С» электронной копии грузовой таможенной декларации делает отметки о выполнении указанных прямых мер по минимизации рисков.

Для определения целесообразности применения соответствующего профиля  риска, прогнозирования эффективности  его действия, а также сокращения количества профилей риска направляются отчеты о реализации прямых мер по минимизации рисков (грузовой таможенной декларации в бумажном и электронном виде и соответствующие документы) в координирующие подразделения РТУ или ФТС России. Анализ этих документов проводится согласно порядку, установленному в целевых методиках и целевых технологиях таможенного контроля. По результатам  анализа и прогноза эффективности дальнейшего применения профиля риска, а также анализа результатов применения прямых мер по минимизации принимается решение об актуализации или отмене конкретных профилей.

Внедрение системы управления рисками  предполагает введение в действие новых  и модификацию существующих программных средств, применяемых для таможенного контроля.

В настоящий момент, в целях выявления профилей рисков, применяется Комплексная автоматизированная система таможенного оформления (КАСТО) и рабочее место «АИСТ – М» в рамках реализации функции «Проверки пользователя» при декларировании товаров с использованием грузовой таможенной декларации. Остальные программные средства, применяемые при осуществлении таможенного контроля, (в том числе и при таможенных процедурах, отличных от декларирования  товаров) не позволяют выявлять профили риска.

Главный научно-исследовательский вычислительный центр (ГНИВЦ) ФТС России ведет разработку новых (изменение существующих) программных средств, позволяющих выявлять профили риска при осуществлении таких таможенных процедур, как прибытие товаров на таможенную территорию России, открытие процедуры внутреннего таможенного транзита, ее завершения, оформление товаров по ТПО и т.д. Взаимодействие подразделений таможенных органов при применении мер по минимизации рисков с использованием существующих программных средств в графическом виде можно представить следующим образом:





 

                                                ГУОТК                          Косвенные меры


                                                                         минимизации рисков

 

Утверждение ПР


                                             

 ПР

      



 

Необходимо отметить, что эффективность  таможенного контроля с использованием системы управления рисками может  быть достигнута в полном объеме при  комплексном внедрении в практику деятельности таможенных органов всех его компонентов, в том числе таких процедур, как электронное декларирование и предварительное информирование.

Глава 2. Анализ статистических данных по проблеме таможенного контроля

2.1 Таможенная  статистика внешней торговли

По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот  
Российской Федерации в 2011 году составил 821,3 млрд. долларов США4 и по сравнению с 2010 годом возрос на 31,2 %, в том числе экспорт – 516,0 млрд. долларов США (рост на 30,0 %), импорт – 305,3 млрд. долларов США (рост на 33,4 %).

Cальдо   торгового   баланса   составило  210,7 млрд.  долларов  США, что на 42,5 млрд. долларов США больше, чем в 2010 году.

Рис. 2.1. Динамика важнейших показателей  внешней торговли Российской Федерации в 2010 – 2011 годах5

 

В общем объеме внешнеторгового  оборота Российской Федерации на долю стран дальнего зарубежья в 2011 году приходилось 85,1 % (в 2010 году – 85,4 %).

Товарооборот России со странами дальнего зарубежья в 2011 году составил 698,8 млрд. долларов США и по сравнению с 2010 годом увеличился                               на 30,7 %, в том числе экспорт – 437,8 млрд. долларов США (рост на 29,7 %), импорт – 261,0 млрд. долларов США (рост на 32,4 %). Сальдо торгового баланса с этими странами сложилось положительное в размере 176,8 млрд. долларов США (в 2010 году – 140,3 млрд. долларов США).

В общем объеме внешней торговли России на долю государств – участников СНГ в 2011 году приходилось 14,9 % (в 2010 году – 14,6 %).

 Рис. 2.2 Динамика объемов внешней  торговли со странами дальнего  зарубежья в 2010 – 2011 годах6

 

Внешнеторговый оборот Российской Федерации с государствами –  участниками СНГ в 2011 году составил 122,5 млрд. долларов США, в том числе  экспорт – 78,2 млрд. долларов США, импорт – 44,3 млрд. долларов США. По сравнению с 2010 годом товарооборот возрос на 34,2 %, в том числе экспорт –  
на 31,2 %, импорт – на 39,7 %.

Рис. 2.3. Динамика объемов внешней  торговли с государствами-участниками СНГ в 2010 – 2011 годах7

 

 

В структуре внешней торговли России по группам стран особое место  занимает Европейский союз (ЕС) как  крупнейший экономический партнер, его долю в общем объеме товарооборота  Российской Федерации по группам  стран в 2011 году приходилось 48,0 % (в 2010 году – 49,0 %). На страны Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) – 23,9 % (в 2010 году – 23,2 %), на Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) – 1,6 % (1,4 %). На государства – участники СНГ – 14,9 % (14,6 %), в том числе на страны Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) – 7,9 % (7,8 %). Доля стран Таможенного союза в российском товарообороте в 2011 году составила 7,1 %.

Основными торговыми партнерами России в 2011 году были: Китай – 10,2 % товарооборота Российской Федерации (в 2010 году – 9,5 %), Германия – 8,7 % (8,4 %), Нидерланды – 8,3 % (9,3 %), Украина – 6,2 % (5,9 %), Италия – 5,6 % (6,0 %), Беларусь – 4,7 % (4,5 %), Турция – 3,9 % (4,0 %), США – 3,8 % (3,7 %), Япония – 3,6 % (3,7 %), Франция – 3,4 % (3,6 %).

 

Рис. 2.4. Основные торговые партнеры Российской Федерации среди стран дальнего зарубежья в 2011 году

Рис. 2.5.Основные торговые партнеры Российской Федерации среди государств – участников СНГ в 2011 году8

 

Во взаимной торговле Российской Федерации  со странами Таможенного союза отмечается значительный и устойчивый рост, при  этом существенных изменений в товарной структуре не наблюдается.

Стоимостной объем экспорта Российской Федерации в Республику Беларусь и Республику Казахстан в 2011 году составил 37,8 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с 2010 годом на  31,3 %. При этом экспорт в Республику Казахстан возрос на  20,7 %, а в Республику Беларусь  – на  37,8 %.

Стоимостной объем импорта Российской Федерации из этих стран                в 2011 году составил 20,5 млрд. долларов США и увеличился по сравнению                  с 2010 годом на  42,4 %. При этом импорт из Республики Казахстан возрос на 54,2%, из Республики Беларусь – на 37,5%.

Сальдо торгового баланса с  этими странами сложилось положительное  в размере 17,3 млрд. долларов США (в 2010 году – 14,4 млрд. долларов США).

Рис. 2.5. Товарооборот Российской Федерации  с государствами – членами  Таможенного союза9

2.2 Контроль таможенной стоимости и управление рисками

С 1 января 2011 года вступили в силу Порядок декларирования и Порядок  корректировки таможенной стоимости  товаров (приняты Решением Комиссии Таможенного союза)10.

В результате 275,4 тысячи корректировок таможенной стоимости товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, сумма доначисленных таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, составила 19,4 млрд. рублей, что на 6,7 % меньше, чем в 2010 году. Сумма фактически уплаченных или взысканных (за вычетом фактически возвращенных или зачтенных) таможенных пошлин, налогов составила 19,6 млрд. рублей, что на 8,4 % меньше, чем в 2010 году.

Информация о работе Основы системы управления рисками в таможенном контроле