Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 10:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение основ системы управления рисками при таможенном контроле.
Согласно цели курсовой работы поставлены следующие задачи:
- изучить основы системы управления рисками;
- обозначить порядок применения лицами таможенных органов системы управления рисками;
- определить меры по минимизации рисков;
- провести анализ статистических данных;
- выявить проблемы таможенного контроля и направления их решения.
Введение 3
Глава 1. Основы системы управления рисками в таможенном контроле 6
1.1 Общие положения системы управления рисками 6
1.2 Применение должностными лицами таможенных органов системы управления рисками 9
1.3 Меры по минимизации рисков 15
Глава 2. Анализ статистических данных по проблеме таможенного контроля 24
2.1 Таможенная статистика внешней торговли 24
2.2 Контроль таможенной стоимости и управление рисками 28
Глава 3. Проблемы таможенного контроля при вступлении в ВТО и пути их решения 32
Заключение 37
Литература 39
1) грузовых таможенных
2) уведомлений о направлении товаров;
3) деклараций таможенной стоимости (ДТС);
4) корректировки таможенной стоимости (КТС);
4) таможенных приходных ордеров (ТПО);
5) электронных журналов;
6) центральный реестр участников ВЭД;
7) справочники НСИ.
Базы данных межгосударственного
и межведомственного информацио
1) с Европейским бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF);
2) с ГТС Украины;
3) с Министерством
государственных доходов
4) с таможенными службами других иностранных государств (по мере заключения соответствующих соглашений);
5) с министерствами,
федеральными службами и
Специализированные базы данных:
1) паспортов сделок;
2) валютного контроля;
3) образцы оттисков печатей
4) информации об
Информация, содержащаяся на бумажных носителях грузовой таможенной декларации, ТД, ДТС, КТС, акты таможенного осмотра (досмотра), в товаротранспортных и товаросопроводительных документах.
Информация, полученная в результате оперативно-розыскной деятельности.
Информация, содержащаяся в правовых актах, изданных по результатам инспекционной деятельности таможенных органов и служебных проверок.
Обращения и жалобы граждан, запросы контролирующих органов, информация, представленная участниками внешнеторговой деятельности на добровольной основе, информация СМИ и сети «Интернет», а также иные источники.
Уполномоченные должностные
В аналитической работе используются традиционные математико-статистические методы, а также целевые методики выявления рисков, которые вырабатываются структурными подразделениями ФТС России и РТУ по соответствующим критериям. Целевые методики призваны обеспечивать единообразное выявление рисков и применение мер по их минимизации с минимальным участием интуитивного человеческого фактора. В ходе анализа выявляется наличие взаимосвязей индикаторов и области риска, а также выявляются тенденции, закономерности и зависимости индикаторов и области риска от следующих показателей:
В отношении таможенных органов:
1) регионы Российской Федерации;
2) таможенные органы, осуществляющие
таможенное оформление и
3) таможенные органы, расположенные в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации;
4) соответствующие должностные лица.
В отношении участников внешнеторговой деятельности:
1) перевозчик;
2) таможенный брокер;
3) таможенный склад, склад
4) вид транспорта, номера транспортных средств;
1) декларант;
2) отправитель;
3) получатель товара.
В отношении товара:
1) код в соответствии с ТН ВЭД;
2) страна происхождения;
3) страна отправления;
4) иные показатели.
Степень выявленного риска определяется уполномоченным должностным лицом экспертным методом исходя из суммы предполагаемого ущерба, частоты проявлений и других показателей. Она может быть высокой, средней или низкой. Если степень риска определена как низкая, то эта информация доводится до непосредственного руководителя. В случае если степень выявленного риска является высокой или средней, формируется проект профиля риска с приложением к нему пояснительной записки. Профиль риска – совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указания о применении прямых мер по его минимизации. После утверждения профиля риска в установленном порядке, правовым актом ФТС России он доводимая до таможенных органов и дублируется в электронном виде.
В зависимости от региона применения профили рисков могут быть трех видов:
1. Общероссийский - действует на
всей таможенной территории
2. Региональный - действует в регионе деятельности одного РТУ.
3. Зональный - действует в регионе деятельности одной таможни.
Решение об отнесении профиля риска к одному из вышеперечисленных видов принимается ФТС России. Правовой акт ФТС России, содержащий профиль риска, в зависимости от вида утверждается:
- общероссийский – руководитель
ФТС России или лицо им уполном
- региональный – заместитель руководителя ФТС России, курирующий Главное управление организации таможенного контроля ФТС России либо курирующий структурное подразделение, по направлению деятельности которого выявлен риск.
- зональный – начальник
В зависимости от сроков действия профили рисков делятся на виды:
- краткосрочный (действует от 1 дня до 1 месяца);
- среднесрочный (от 1 до 3 месяцев);
- долгосрочный (от 3 до 6 месяцев);
- постоянный (более 6 месяцев).
Конкретный профиль риска
Меры по минимизации рисков делятся на прямые и косвенные, в графическом виде их можно представить в следующем виде:
ПРОФИЛЬ РИСКА
Прямые меры по минимизации рисков – комплекс мероприятий, непосредственно связанных с выпуском товаров и применением мер по минимизации рисков посредством отдельных форм таможенного контроля, осуществляемых централизовано и установленных Таможенным кодексом России, инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками и иными правовыми актами ФТС России. В качестве прямых мер используются:
- формы таможенного контроля;
- использование средств
- принятие мер по обеспечению
законодательства в соответстви
- сбор информации о лицах,
осуществляющих деятельность
- иные меры (экспертиза товаров, транспортных средств и документов, требование о предъявлении товаров при их декларировании, проведение дополнительного таможенного досмотра до выпуска товаров, выгрузка на складе временного хранения и другие).
К формам таможенного контроля, применяемых в качестве прямых мер по минимизации рисков, относятся:
- проверка документов и сведений;
- устный опрос;
- получение пояснений;
- таможенное наблюдение;
- таможенный осмотр товаров,
транспортных средств,
- таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
- личный досмотр;
- проверка маркировки товаров,
специальными марками, наличия
на них идентификационных
- осмотр помещений и территорий;
- таможенная ревизия в общей и специальной формах.
Использование средств идентификации товаров и транспортных средств предполагает:
- наложение таможенных форм и печатей на транспортное средство, контейнер или съемный кузов;
- нанесение цифровой, буквенной или иной маркировки, идентификационных знаков, наложение пломб и печатей на отдельные грузовые места;
- проставление штампов;
- взятие проб и образцов;
- описание товаров и
- использование чертежей, изготовленных
(или составленных
- другие средства, позволяющие идентифицировать товары, включая пломбы отправителя товаров.
Использование средств идентификации транспортных (перевозочных) документов и иных коммерческих документов на товары включает:
- проставление на документах печатей и штампов;
- нанесение специальных
наклеек и защитных
- помещение документов в
- помещение документов в сейф - пакеты.
К мерам по обеспечению соблюдения законодательства при применении процедуры внутреннего таможенного транзита относятся:
- обеспечение уплаты таможенных
платежей путем внесения
- таможенное сопровождение;
- определение маршрута
Сбор информации о лицах, осуществляющих деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу либо в области таможенного дела состоит из следующих элементов:
- направление в таможенный
- получение от налоговых
- получение коммерческих
- получение от банков и
иных кредитных организаций
Иные меры по минимизации рисков включают:
- экспертизу товаров,
- принятие структурными подразде
- требование о предъявлении
при декларировании товаров
групп риска, для которых
- проведение дополнительного
таможенного контроля, в том числе
до выпуска товаров,
- направление требования о представлении дополнительных документов и сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и иных сведений о товарах, содержащихся в таможенной декларации;
- выгрузка товаров на складе временного хранения;
- принятие решения о выдаче разрешения на внутренний таможенный транзит (МТТ) и завершение этой процедуры ОКТТ таможни или РТУ;
- указание во всех случаях в электронном уведомлении о направлении товара под таможенным контролем сведений о наименовании, коде товара (не менее первых четырех знаков), весе брутто товара, его фактурной стоимости и кода валюты;
- решение о выпуске принимает начальник таможенного поста (начальник ОТО и ТК таможни);
- направление копий грузовой таможенной декларации и прилагаемых к ним документов в структурное подразделение таможни (РТУ, ФТС России) не позднее двух дней после выпуска товаров для проведения последующего контроля;
- направление после выпуска товаров в случае отсутствия информации о субъекте внешнеторговой деятельности соответствующую базу данных, копии контракта, регистрационных и учредительных документов в ОТИ таможни для проведения последующего контроля;
Информация о работе Основы системы управления рисками в таможенном контроле