Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 18:33, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования: поиск наиболее эффективных методов взаимоотношений руководителя и подчиненных в таможенных органах Российской Федерации. Задачи: Рассмотреть сущность и функции управления в таможенных органах. Определить требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах. Изучить организационные структуры управления в системе таможенных органов, как компонент взаимоотношений руководителя и подчиненного.
В условиях становления цивилизованных
рыночных отношений в нашей стране перед
государственными службами стоит задача
создания целостной, эффективной и гибкой
системы управления, опирающейся, в первую
очередь, на экономические, рыночные инструменты
при должном использовании организационных
воздействий. Процессы глобализации, развития
экономических связей, информатизация
важнейших аспектов жизни людей и другие
реалии современности приводят к усложнению
ориентации не только коммерческих фирм,
но и государственных служб, что предполагает,
с одной стороны, возрастание роли управления
ими, а с другой — качественные изменения
во всей структуре и методах управления.
Поэтому проблема эффективного
управления является одной из наиболее
актуальных и практически значимых проблем
в комплексе взаимосвязанных аспектов
развития таможенной службы.
Проблематика темы заключаются
в, зачастую, неосознанности того, что
именно управленческие процессы взаимодействия
руководителя на подчиненных предопределяют
успех совместной деятельности таможенного
органа. Ведь само по себе управление в
системе таможенных органов во многом
зависит именно от руководителя, его личных
качеств, стиля управления, методов воздействия,
организационной структуры, согласно
которой осуществляются процессы управления.
Объект исследования: процессы управления в таможенных
органах Российской Федерации.
Предмет исследования: управление в системе таможенных
органов.
Цель исследования: поиск наиболее эффективных
методов взаимоотношений руководителя
и подчиненных в таможенных органах Российской
Федерации.
Задачи:
Рассмотреть сущность и функции
управления в таможенных органах.
Определить требования, предъявляемые
к управлению в таможенных органах.
Изучить организационные структуры
управления в системе таможенных органов,
как компонент взаимоотношений руководителя
и подчиненного.
Глава 1. Теоретические основы
управления в системе таможенных органов
Сущность и функции управления
в таможенных органах
Эффективная деятельность
любой системы, включающей человеческий
фактор в виде отдельных исполнителей
или групп людей, возможна лишь при наличии
определенного организующего начала.
Практика показывает, что управление
без специальных управленческих знаний
иногда приводит в таможенных органах
к существенным просчетам в оперативно-служебной
деятельности, наносит определенный вред
в деле обеспечения экономической безопасности
Российской Федерации и защиты ее экономических
интересов.
Для того чтобы оптимально организовать
выполнение задач и функций, возложенных
на таможенные органы Российской
Федерации, необходимо знание основных
теоретических положений, раскрывающих
сущность и содержание управления.
Управление — это непрерывный информационный
процесс воздействия на сотрудников таможенных
органов, обеспечивающий их целенаправленное
поведение при изменяющихся внешних и
внутренних условиях, путем принятия и
реализации управленческих решений.
Для формирования и реализации
управляющего воздействия необходимо
наличие субъекта управления (управляющей
системы, подсистемы), объекта управления
(управляемой системы, подсистемы) и определенным
образом организованных прямых и обратных
связей между ними.
В совокупности субъект управления,
объект управления и взаимосвязи между
ними образуют систему управления в таможенных
органах.
К субъектам управления в таможенных органах относятся
все руководители, имеющие полномочия
принимать управленческие решения, давать
поручения подчиненным сотрудникам и
коллективам и требовать их выполнения,
т. е. все элементы и подсистемы таможенного
поста, таможни, регионального таможенного
управления и ГТК России, осуществляющие
целенаправленное воздействие.
В качестве объектов управления
в таможенных органах выступают исполнители
решений, приказов, поручений управляющей
подсистемы, специалисты таможенного
дела, таможенные коллективы, организационные
структуры, технологические таможенные
процедуры, все виды деятельности по осуществлению
функций, возложенных на таможенные органы,
ресурсы таможенной деятельности и др.
Система управления
в таможенных органах состоит из следующих
компонентов: механизма управления, структуры
управления, процесса управления и механизма
совершенствования системы управления.
Механизм управления составляют: законы, принципы,
цели, методы и функции управления. Структура
управления включает: органы управления,
кадры управления и технические средства
управления. Процесс управления — это
деятельность всех звеньев управления
по достижению целей управления. Механизм
совершенствования системы управления
включает организацию изменений в ней
в результате развития объекта управления.
Управление в таможенных органах
опирается как на объективные законы управления,
так и на формирующуюся на их основе единую
систему принципов.
Под принципами
управления понимаются руководящие
идеи, правила, основные положения и нормы
поведения, которыми руководствуется
управляющая система.
В практике управления таможенными
органами применяются общие, частные и
организационно-технологические принципы.
Общие принципы управления — это стратегические нормы
управления и они действуют во всех сферах
и подсистемах таможенных органов. Однако
действуют они специфически в каждой управленческой
системе. Даже перечисление основных общих
принципов управления (таких как системность,
принципы обратной связи, информационной
достаточности, оптимальности, соподчиненности
и ряда других), а также их диалектическое
влияние на систему управления в таможенных
органах подтверждает это.
Системность — ведущий
принцип управления. Системность в управлении
таможенными органами обеспечивает и
совершенствует структурное и функциональное
единство системы.1
Чем сложнее задачи, стоящие
перед таможенными органами, тем большую
значимость приобретает принцип обратной
связи системы. Информация позволяет субъекту
управления иметь представление о состоянии
системы в каждый данный момент времени,
о достижении заданной цели, с тем чтобы
воздействовать на систему и обеспечить
выполнение управленческих решений.
Принцип информационной достаточности
означает, что в условиях небывалого роста
объемов информации в таможенной системе,
в том числе управленческой, огромное
значение приобретает интенсификация
информационных процессов.
Достижение в таможенных органах
поставленной цели в возможно более короткие
сроки при наименьших материальных, финансовых
и трудовых затратах является сутью принципа
оптимальности управления.
Оптимальность управления в
таможенной системе обеспечивается различными
методами и средствами.
Важное значение в таможенной
системе имеют и находятся в различной
степени реализации и другие общие принципы
управления.
Частные принципы управления
в таможенных органах подразделяются
на две большие группы: принципы, применяемые
в экономической, социально-политической
и духовной сферах таможенной деятельности,
и принципы, имеющие место в системе таможенных
органов как государственной правоохранительной
организации, обеспечивающей в пределах
своей компетенции экономическую безопасность
РФ.
К частным относятся принципы
управления:
Законности
Централизации в сочетании
с разумной децентрализацией
Непрерывности
Оперативности
Гибкости
Ответственности
Преемственности
Нацеленности на конечный результат
и др.
Управление в таможенной системе
опирается и на группы таких частных принципов,
как принципы организации и деятельности
государственной службы; принципы подбора
кадров, их обучения и воспитания; принципы
осуществления оперативно-розыскной деятельности
и ряд других.
Организационно-технологические
принципы управления лежат в основе организационно-распорядительной
и административно-исполнительской деятельности
руководителей таможенных органов.
К ним можно отнести принципы
управления:
Единоначалия
Конкретности
Разделения труда
Скалярный
Иерархии
Единства распорядительства
и одного начальника
Делегирования полномочий
Диапазона управления и др.
Особо необходимо подчеркнуть
значение принципа единоначалия. Он предполагает,
с одной стороны, коллегиальность управления,
а с другой — установление строжайшей
персональной ответственности за исполнительские
функции. Коллегиальность не исключает,
а предполагает личную ответственность
каждого сотрудника за порученное ему
дело.
В таможенных органах на всех
уровнях руководства принцип единоначалия
действует постоянно, так как руководители
таможенных органов законодательно наделены
правами и функциями единоначальника.
На принципе единоначалия руководит
системой таможенных органов Председатель
ГГК России. Наиболее важные вопросы руководства
таможенным делом рассматриваются на
заседаниях коллегии ГТК России. Принимаемые
на заседаниях коллегии решения, оформленные
приказом Председателя ГТК России, обязательны
для исполнения всеми таможенными органами
и сотрудниками.
На принципе единоначалия действуют
начальники региональных таможенных управлений,
опирающиеся в своей деятельности на коллегии
управлений, а также руководители Российской
таможенной академии, Главного научного
информационно-вычислительного центра,
Центральной таможенной лаборатории и
других организаций, подведомственных
ГТК России.
Принцип единоначалия реализуют
в своей управленческой деятельности
начальники таможен и таможенных постов.
Успех в управлении таможенными
органами обеспечивается единством действий
всех должностных лиц, органов и организаций
таможенной системы, участвующих в управлении.
При этом весьма важное значение имеет
четкое определение специфики места и
роли каждого, ясное распределение их
компетенции, функций и прав в общем деле.
Большое значение имеют для этого издаваемые
ГТК России нормативные документы, положения
о таможенных органах Российской Федерации
и их подразделениях.
Принцип конкретности управления
требует конкретного анализа ситуации,
для чего нужна добротная научная информация
о системе управления и о ее внешней среде.2
Принцип разделения труда предусматривает,
что вся деятельность по организации управления
разбивается на простейшие операции, выполнение
которых поручается конкретным звеньям
системы управления. Каждое звено системы
управления таможенным органом должно
иметь четкие, конкретные обязанности.
Скалярный принцип определяет, что каждая организация
(в том числе таможенный орган) должна
иметь четко определенную иерархическую
структуру.
Принцип иерархии предусматривает,
что нижестоящий сотрудник или подразделение
подчиняется вышестоящему. Каждый сотрудник
административной иерархии отвечает перед
вышестоящим за решения и действия не
только свои, но и всех подчиненных ему
сотрудников.
Принцип единства распорядительства
и одного начальника определяет, что каждый
сотрудник получает приказы и распоряжения
только от одного начальника, так как это
— необходимое условие единства действий,
и что ни один сотрудник не должен докладывать
более чем одному вышестоящему руководителю.
Принцип делегирования полномочий
означает, что при передаче задачи из сферы
деятельности руководителя подчиненному
должны также передаваться и права для
ее решения, а подчиненный должен принимать
на себя ответственность за них.
Принцип диапазона управления
предусматривает, что вышестоящее должностное
лицо должно нести ответственность за
деятельность строго определенного, оптимального
количества подчиненных.
Функция управления — это конкретный вид управленческой
деятельности, для реализации которого
требуются определенные управленческие
работы (операции}.
Общие функции управления раскрывают
сущность управления, они универсальны,
так как характеризуют процесс управления
любым объектом.
К общим функциям управления
относятся: анализ и прогнозирование оперативно-служебной
обстановки, планирование, организация,
регулирование, учет и контроль.
Для того чтобы реализовать
ту или иную функцию управления, необходимо
выполнить ряд управленческих работ (операций).
При этом под управленческой работой (операцией)
понимается совокупность устойчиво повторяющихся
действий, необходимых для реализации
функции управления, но недостаточных
для обеспечения управляемости объекта
управления.
Планирование — это основная функция управления,
посредством которой в таможенных органах
вырабатываются организационные начала
предстоящей деятельности. С помощью планирования
определяются цели и направления движения
системы, разрабатываются методы, с помощью
которых реализуются существующие проблемы,
определяется темп развития системы. Субъект
управления намечает план будущих действий
исполнителей, обосновывает пути, способы,
средства и сроки достижения поставленных
в плане задач.