Задачи выработки цели, моделирования
будущей деятельности по достижению цели,
ее программирования реализуются выполнением
таких управленческих работ как: определение
цели управления; выявление проблемы,
мешающей достижению цели; выработка и
принятие управленческих решений на достижение
поставленной цели; разработка организационного
плана реализации принятого решения; согласование
разработанного плана; утверждение его
старшим начальником.
Организационное планирование
осуществляется на всех уровнях управления:
стратегическом (ГГК России); оперативном
(РТУ); тактическом (таможни, таможенные
посты).
Под организацией
понимается основная функция управления,
посредством реализации которой и создаются
условия для выполнения разработанных
в процессе планирования планов.
Сущность этой функции состоит
в создании системы сил и средств, установлении
необходимых связей и отношений между
исполнителями, в определении рациональных
форм и методов их деятельности.
В процессе реализации данной
функции субъектом управления создаются
условия, необходимые для успешного проведения
в жизнь принятых решений, в том числе
утвержденных планов.
Функция управления "организация"
в таможенных органах реализуется посредством
выполнения таких управленческих работ
(операций) как постановка задач по выполнению
решений и разработанных планов; организация
взаимодействия; подготовка исполнителей,
включающая их обучение, а также проведение
других мероприятий по всестороннему
обеспечению выполнения планов.
Под регулированием следует
понимать основную функцию управления,
посредством которой возрастает эффективность
деятельности подчиненных или устраняются
отклонения от параметров, заданных при
планировании.
Регулирование осуществляется на основании
результатов обратной связи. Оно может
реализовываться путем поддержания взаимодействия,
координации, перераспределения усилий,
а также мотивацией и стимулированием
отдельных сотрудников и коллективов.
Реализация функции управления
"регулирование" включает исполнение
таких управленческих работ (операций)
как анализ результатов контроля; принятие
решения на регулирование; доведение решений
в виде задач до исполнителей; организация
регулирования; проведение регулирования;
проверка действенности регулирования.
Сущность функции учета
состоит в накоплении, систематизации
и первичной обработке информации о текущем
состоянии управляемой системы, направлении
и темпах ее движения, о достигнутых результатах
и переменных проблемах.
Для того чтобы определить правильно
ли выполняются планы, каковы условия
и результаты их выполнения, существует
контроль.
Контроль — это основная функция управления,
посредством реализации которой осуществляется
наблюдение за процессом функционирования
единой системы таможенных органов, сбор
данных о ходе, условиях, состоянии и результатах
деятельности подчиненных в тот или иной
момент времени.
Контроль за реализацией принятых
решений направлен на выявление соответствия
таможенной деятельности поставленным
задачам, своевременное внесение в зависимости
от изменений обстановки необходимых
коррективов в ранее принятые решения
и утвержденные планы.
Главной задачей контроля является
выявление отклонений от параметров, заданных
при планировании, и вскрытие причин, их
порождающих, а также положительных моментов,
дальнейшее развитие которых может послужить
существенному повышению эффективности
всей деятельности таможенного органа.
Конкретные задачи и методы
контроля производны от оперативно-служебной
обстановки.
Контроль ведется в двух направлениях:
с одной стороны, начальник таможенного
органа контролирует работу своих заместителей
и непосредственно подчиненных начальников
отделов, таможенных постов и других структурных
подразделений, а с другой — совместно
с ними по единому плану проверяет деятельность
структурных подразделений.
Нормирование — это менее жесткий тип организационного
воздействия и заключается в установлении
норм и нормативов, которые служат ориентировкой
в деятельности, устанавливают ее границы
по верхним и нижним пределам. Организационное
нормирование определяет пути и порядок
выполнения функций и обязанностей, необходимые
нормы, правила действий и взаимодействий
в таможенной системе. В практике управления
таможенными органами используются некоторые
нормы времени и другие нормативы и идет
постоянный процесс их совершенствования.
Инструктирование — всегда имеет форму методической
и информационной помощи, направленной
на успешное выполнение работы.
Приказы в таможенной системе
издают только линейные руководители,
распоряжения — их заместители и руководители
функциональных служб в пределах делегированных
им прав и полномочий.
В ГТК России правом подписи
приказов пользуются и заместители председателя
Комитета в пределах полномочий, предоставленных
им председателем ГТК России.
Суть этих методов в таможенных
органах состоит в установлении ответственности.
Предназначены они для поддержания стабильности
организационных связей в системе управления
посредством дисциплинарных требований
и системы ответственности. Выделяют личную,
коллективную, материальную, моральную
и служебную ответственность.
Основными такими правовыми
нормами являются: Таможенный кодекс Российской
Федерации, Закон "О службе в таможенных
органах Российской Федерации", Положение
о Государственном таможенном комитете
Российской Федерации, положения о других
таможенных органах РФ и ряд других.
Деятельность управленческого
аппарата таможенных органов регламентируется
правовыми актами трудового, гражданского,
хозяйственного и некоторых других законодательств.
1.2 Требования, предъявляемые
к управлению в таможенных
органах
Системы управления в таможенных органах
имеют своей главной целью достижение
единодействия всех сотрудников таможенных
органов. Система должна работать в одном
направлении и обеспечивать решение поставленных
перед ней задач. Для этого требуется четкое
управление внутри нее.
Управление в таможенных органах опирается
как на объективные экономические законы
и законы управления, так и на формирующуюся
на их основе единую систему интересов
всех участников оперативно-служебной
деятельности: общественных, коллективных
и личных. Важной особенностью управления
является то, что оно играет созидательную
роль, повышая эффективность таможенной
деятельности.
Законы управления отражают общие, существенные
и необходимые связи между элементами
и подсистемами системы управления, происходящими
в ней процессами и внешней средой. Они
объективны и не зависят от сознания и
воли людей. Знание законов управления
позволяет учитывать их требования при
создании систем управления и при организации
их функционирования.
К ним относятся:
Закон единства системы управления.
Закон пропорциональности.
Закон оптимального соотношения
централизации функций управления.
Закон соотносительности управляющей
и управляемой систем.
Действие закона единства системы управления
проявляется: в неразрывной цепи отношений
управления от высших органов системы
государственного управления до низших
ее звеньев; в непрерывности, ритмичности,
согласованности всех стадий, операций
и этапов процесса управления; в единстве
управления всеми составными частями
глобальных целей и интересов людей; в
единстве функций и методов управления;
в единстве требований к сотрудникам аппарата
управления.
Закон пропорциональности профессиональной
деятельности и управления определяет,
что важнейшей задачей управления является
обеспечение оптимального пропорционального
функционирования управляющей и управляемой
систем, организация непрерывного сопряжения
составных частей системы. Пропорциональность
измеряется тем, насколько полно и четко
будет обеспечена управлением основная
деятельность системы – таможенное оформление
и таможенный контроль, осуществление
других функций, чтобы она могла с минимально
возможными затратами дать необходимый
эффект.
Закон оптимального соотношения централизации
предполагает такое построение системы
управления и такую организацию ее функционирования,
при которой существует непрерывная и
достаточно устойчивая подчиненность
каждого нижестоящего звена системы таможенных
органов центральным органам управления.
Централизованное управление не означает
предельно жесткой регламентации деятельности
всех звеньев системы. Для каждого этапа
развития системы существует свой оптимальный
уровень централизации, под которым понимается
максимальное соответствие форм централизации
управления реальным потребностям системы,
выражающим уровень ее развития.
Суть закона соотносительности управляющей
и управляемой систем состоит в требовании
обеспечения соответствия управляющей
системы управляемой.
Изменение этой соотносительности происходит
под воздействием различных факторов,
главным образом организационных и экономических.
Прежде всего, уровень развития и функционирования
управляющей системы должен соответствовать
уровню оперативно-служебной деятельности
управляемой системы.
Через законы раскрываются содержание
теории управления, основные функции,
методы и структуры, а также особенности
процесса управления. Поэтому главным
в использовании законов управления является
системный подход. Он позволяет системно
выразить их требования и определить оптимальный
вариант функционирования и развития
всей системы.
Управление в таможенных органах опирается
как на объективные законы управления,
так и на формирующуюся на их основе единую
систему принципов.
Глава 2. Структура управления
таможенными органами
Развитие системы таможенных
органов России тесно связано с решением
управленческих проблем, ибо управление
всегда начинается с установления четких
взаимосвязей между отдельными звеньями
той или другой организации, распределения
между ними прав и ответственности. Организационное
оформление этих вопросов предполагает
разработку оптимальной организационной
структуры управления таможенными органами.
Под организационной структурой
управления чаще всего понимают упорядоченную
совокупность элементов иерархической
системы управления и их взаимоотношений
друг с другом, обеспечивающих развитие
этих элементов как единого целого.
При анализе организационных
структур управления в них, как правило,
выделяются следующие элементы: звенья
управления, уровни управления и взаимоотношения.
К звеньям управления
в системе таможенных органов относятся:
ГТК России, управления и самостоятельные
отделы ГТК России, РТУ, отделы РТУ, таможни,
отделы таможен, таможенные посты и отдельные
специалисты, выполняющие соответствующие
профессиональные или управленческие
функции. Эти звенья управления находятся
на соответствующих уровнях иерархии
управления.
Под уровнем управления понимается
совокупность звеньев управления, занимающих
определенную ступень в системе управления
организацией.
Структура управления в единой системе таможенных
органов состоит из четырех уровней: ГТК
России, РТУ, таможни, таможенные посты.
При этом чаще всего могут рассматриваться
следующие каналы управленческих взаимоотношений:
1) ГТК России — РТУ; 2) РТУ — таможня; 3)
начальник таможни — отделы таможни; 4)
отдел таможни — отдел таможни; 5) таможня
— таможенный пост; 6) таможенный пост
— таможенный пост; 7) таможня — таможня;
8) ГТК России — таможня.
В центре таких взаимоотношений
— таможня с ее начальником, отделами
и таможенными постами. Это не случайно,
ибо здесь решаются основные вопросы таможенной
деятельности.
В рамках структуры управления
протекает управленческий процесс, между
участниками которого распределены задачи
и функции управления, а следовательно
— права и ответственность за их выполнение.
С этих позиций организационную структуру
управления можно рассматривать как форму
разделения и кооперации управленческой
деятельности, в которой происходит процесс
управления, направленный на достижение
поставленных целей.
Между звеньями
и уровнями управления в таможенных органах
складываются следующие виды взаимоотношений:
Вертикальные управленческие
отношения (ГТК — РТУ; РТУ — таможня; начальник
таможни — отделы таможни; таможня — таможенный пост; ГТК
— таможня);
Горизонтальные управленческие
отношения (РТУ — РТУ; отдел таможни —
отдел таможни; таможенный пост — таможенный
пост; таможня — таможня);
Диагональные управленческие
отношения (пост — взаимодействующая таможня отправления
или назначения; таможня — взаимодействующее РТУ
другого региона; отдел ГТК — взаимодействующее
Управление ГТК РФ).
Вертикальные отношения предполагают
прежде всего взаимоотношения между руководителями
и его подчиненными, когда часто вырисовывается
так называемая линейная субординация:
все нижестоящие по уровням управления
звенья находятся в подчинении у руководителя,
находящегося на более высоком уровне
управления. Это так называемые линейные
отношения.
Вертикальные отношения в системе
таможенных органов существуют не только
между линейными звеньями организационной
структуры, но и между функциональными
звеньями, связанными отношениями субординации.
Управленческое воздействие
со стороны этих линейных руководителей
на начальника отдела кадров таможни является
выражением линейной субординации, их
решения для него носят обязательный характер.