Особенности таможенного обеспечения в Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2014 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности таможенного оформления в Республике Беларусь на современном этапе.
Задачи исследования:
Выявить недостатки ТО в РБ;
Найти пути улучшения ТО в РБ

Содержание работы

Реферат
Введение
1. Теоретические основы логистического обеспечения таможенного оформления и сопровождения перевозки
1.1 Таможенные территории и таможенные границы
1.2 Эволюция механизма таможенного регулирования в РБ
1.3Таможенный контроль за международными автомобильными перевозками
2. Таможенное оформление
2.1 Таможенное оформление грузов и транспортных средств
2.2 Деятельность организации РУП «Белтаможсервис»
3. Особенности таможенного обеспечения в Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 82.13 Кб (Скачать файл)

В регулировании внешнеэкономической деятельности особую роль играют Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд, Всемирная таможенная организация, специализированные экономические органы ООН, а на европейском уровне — Европейский союз. Уставы и правила этих организаций рекомендуется соблюдать всем странам, участвующим в них.

Цели деятельности ВТО по снижению торговых барьеров соответствует отстаиваемая ею политика снижения ввозных таможенных пошлин. Вместе с тем, ВТО разрешает вводить защитные меры (специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, количественные ограничения, запреты на ввоз и вывоз товаров и т. п.) в тех случаях, когда иностранная конкуренция наносит существенный ущерб определенным отраслям национальной экономики.

Первоначально камнем преткновения при ведении переговоров о вступлении в ВТО явилась практика взимания таможенными органами Беларуси сборов за таможенное оформление товаров. Ранее за основу обложения такими сборами принималась таможенная стоимость товаров, увеличенная на соответствующую адвалорную ставку. 15 января 2004 г. был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс Республики Беларусь», которым было установлено, что впредь «…размеры этих сборов не могут превышать стоимости затрат таможенных органов Республики Беларусь по таможенному оформлению». В свою очередь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь своим постановлением утвердил фиксированные ставки таможенных сборов за таможенное оформление, исходящие из требований ВТО.

Если главным предназначением ГАТТ/ВТО является выработка унифицированных правил тарифного и некоторых видов нетарифного регулирования внешней торговли, то вопросы унификации и гармонизации процедур таможенного регулирования в международном масштабе призвана решать Всемирная таможенная организация (СТС/ВТамО), полноправным членом которой Республика Беларусь является с 16 декабря 1993 г. К числу важнейших международных конвенций, подготовленных в рамках СТС/ВТамО и применяемых в Республике Беларусь, относятся:

— Таможенная конвенция о корнете АТА для временного ввоза от 6 декабря 1961 г. (Конвенция АТА);

— Конвенция о временном ввозе от 26 июня 1990 г. (Стамбульская конвенция). Республика приняла обязательства по приложениям А, В1, В2, В3, В5;

— Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г. (Брюссельская конвенция);

— Таможенная конвенция о контейнерах от 2 декабря 1975 г.;

— Конвенция о взаимном административном содействии и предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 9 июня 1977 г. (Найробийская конвенция);

— Конвенция о взаимной административной помощи в таможенных делах 2003 г. (Иоханнесбургская конвенция).

Международной практике Республика Беларусь обязана появлением свободных таможенных зон, предполагающих хранение, использование иностранных товаров, а также совершение операций по переработке, в том числе с использованием при таких операциях отечественных товаров, резидентом свободной экономической зоны. В документах ООН насчитывается свыше 30 различных наименований свободных зон.

С учетом международного опыта первая в стране свободная таможенная зона «Брест» была учреждена Указом Президента Республики Беларусь в 1996 г. Затем последовало создание еще пяти зон — «Гомель—Ратон», «Минск», «Гродноинвест», «Витебск» и «Могилев».

Свободные экономические зоны республики, действующие в условиях льготного таможенного режима (иностранные товары помещаются под таможенный режим без исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов), играют важную роль в привлечении в нашу экономику иностранных инвестиций, внедрении в производство прогрессивных технологий, выпуске ценных народнохозяйственных товаров.

Одним из первых международно-правовых актов, к которому присоединилась Республика Беларусь, явилась Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки международных дорожных перевозок (МДП) 1975 г., разработанная Европейской экономической комиссией ООН. 16 июня 1995 г. приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь было утверждено Положение о порядке применения этой Конвенции. В настоящее время система МДП — самая используемая международная транзитная система — применяется более чем в 50 странах мира. Она является основным элементом международных дорожных перевозок и в Республике Беларусь и обеспечивает около четверти всех экспортных и импортных поставок Союзного государства Беларуси и России.

Важно то, что перевозка товаров в соответствии с Конвенцией МДП является одновременно способом обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов. [8, с. 23]

 

 

 

 

1.3 Таможенный  контроль за международными автомобильными перевозками

Грузы, перемещаемые в международном автомобильном сообщении между двумя таможенными территориями, являются объектами таможенного контроля с момента размещения в зонах таможенного контроля на территории вывоза до момента выпуска в соответствии с одной из таможенных процедур на таможенной территории фактического завершения перевозки, либо помещения товара на временное хранение под таможенным контролем.

С таможенной точки зрения такая перевозка подразделяется на следующие взаимосвязанные операции:

► перевозка под контролем таможенных органов страны (таможенного союза) вывоза товаров;

► перевозка под контролем таможенных органов страны (таможенного союза) транзита товаров;

► перевозка под контролем таможенных органов страны (таможенного союза) ввоза товаров.

Количество территорий, по которым проходит транзит, определяется маршрутом перевозки, при этом таможенный контроль за перевозкой товаров и транспортных средств между двумя таможенными территориями без их перемещения по иным странам и таможенным союзам осуществляется в пределах территорий вывоза и ввоза. На каждой из указанных таможенных территорий перевозчик обязан соблюдать действующие правила перевозки товаров и транспортных средств под таможенным контролем. С правовой точки зрения перевозка под контролем таможенных органов разных стран и их таможенных союзов является отдельным видом перевозки, при которой отправителем товаров является таможня отправления, а получателем — таможня назначения. Операторы такой перевозки должны знать, что ее условия определяются не договором международной перевозки, а нормами таможенного законодательства, действующего на таможенной территории маршрута следования. Условия могут отличаться деталями, но, как правило, содержат следующие стандартные требования:

► перемещение объектов контроля между пунктами производства таможенных операций;

► осуществление перевозки и любых действий с объектами контроля с согласия или по разрешению таможенных органов;

► использование транспортных средств, приспособленных для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями;

► осуществление транспортировки без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения к объектам перевозки мер экономической политики;

► представление гарантий, обеспечивающих взыскание таможенных платежей в случае утраты, реализации или выдачи товаров и транспортных средств без разрешения таможенных органов;

 ► использование специальных  таможенных (транзитных) документов  для целей контроля за перевозкой товаров и транспортных средств по соответствующей таможенной территории.

По признаку охвата стран и использования специальных таможенных документов процедуры перевозки грузов под таможенным контролем подразделяются на национальные и международные. Национальные процедуры применяются в пределах таможенной территории одной страны, международные — на таможенных территориях нескольких стран и их таможенных союзов.

Наиболее популярной среди международных автомобильных перевозчиков стран СНГ является Таможенная конвенция ООН о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 года). Республика Беларусь применяет на своей таможенной территории международные процедуры перевозки грузов под таможенным контролем, утвержденные Конвенцией МДП и Конвенцией АТА. Эти конвенции имеют глобальный характер и основаны на международных финансовых гарантиях и унифицированных таможенных документах - книжке МДП и книжке АТА. Использование процедур МДП и АТА упрощает внутриконтинентальные перевозки грузов автомобильным транспортом и не требует применения национальных таможенных документов и финансовых гарантий уплаты таможенных платежей.

Процедура АТА распространяется только на грузы, предназначенные для временного ввоза и вывоза (выставочное имущество, оборудование средств массовой информации, театральный реквизит и т.п.) и предполагает передачу товаров перевозчику с книжкой АТА, которая оформлена грузоотправителем в таможне страны вывоза. В силу специфики грузов и редкого использования грузоотправителями книжки АТА белорусские перевозчики практически не сталкиваются с этой процедурой при международных автомобильных перевозках.

Наиболее важной среди региональных таможенных процедур, условиями которых могут воспользоваться белорусские перевозчики, является западноевропейская процедура «СТ», или процедура «общего транзита» с использованием единого административного документа «SAD». Процедура «общего транзита» предполагает минимум таможенных формальностей и действует на территории стран ЕС и стран Европейской ассоциации свободной торговли (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария). Процедура «СТ» основывается на двух конвенциях, подписанных станами ЕС и ЕАСТ в мае 1987 года, - Конвенции SAD и Конвенции об общем транзите.

Обе конвенции вступили в силу 1 января 1988 года, география их применения поэтапно расширяется на восток Европы и вытесняет применение Конвенции МДП при международных перевозках в пределах региона. Европейская процедура «общего транзита» равнозначна по своему содержанию «коммунитарному транзиту» ЕС, который включает процедуры «Т1» и «Т2». «Т1» распространяется на перевозки иностранных товаров под таможенным контролем по территории ЕС. Процедура «Т2» применяется только к товарам ЕС для целей подтверждения их принадлежности к товарам таможенного союза в тех случаях, когда они возвращаются на территорию ЕС после временного вывоза и перевозки под таможенным контролем по странам, применяющим Конвенцию об общем транзите.

 Несмотря на ряд  подписанных между странами СНГ соглашений о транзите, упрощении и унификации таможенного оформления на таможенных границах, попытки создания общей процедуры перевозки товаров под таможенным контролем стран СНГ пока не увенчались успехом. Наиболее значительных результатов в деле создания региональных правил перевозки грузов под таможенным контролем добились таможенные органы Республики Беларусь и Российской Федерации, которые согласовали условия общей системы контроля за транзитными перевозками грузов по таможенным территориям своих стран. Белорусско-российская система транзитных перевозок грузов под таможенным контролем известна как процедура внутреннего таможенного транзита. Она основана на обмене информацией, формируемой в автоматазированных системах контроля доставки товаров (АСКДТ). Со вступлением в силу Таможенного Кодекса Таможенного союза стала актуальной разработка единой системы финансовых гарантий, действующей на таможенных территориях Беларуси, России и Казахстана. [3, с. 198-200]

 

 

2. Таможенное оформление.

2.1 Таможенное оформление грузов и транспортных средств.

Процесс таможенного оформления включает два этапа:

  1. Предварительные операции, цель которых - облегчить и ускорить выполнение в дальнейшем процесса основного таможенного оформления. Проведение предварительных операций включает:

• информирование таможенных органов о факте пересечения таможенной границы Республики Беларусь, а также о желании лица вывезти с собой за пределы страны товары, транспортные средства;

• прибытие транспортных средств, товаров, а также сопроводительных документов в пункт, который определен таможенным органом страны;

• временное хранение.

2. Основное таможенное  оформление, цель которого - размещение товаров, транспортных средств в условиях определенного таможенного режима. Основное таможенное оформление включает:

• этап приема, регистрации и учета таможенных деклараций;

• этап контроля правильности кода товара в соответствии с ТН ВЭД, а также соблюдения мер нетарифного регулирования;

• этап валютного контроля и контроля таможенной стоимости;

• этап контроля уплаты таможенных пошлин;

• этап досмотра груза и выпуска.

На этапе приема, регистрации и учета таможенных деклараций выполняются следующие операции:

• проверка первостепенных условий, без которых невозможно утверждение таможенной декларации, а также проверка предварительных операций на соответствие установленному порядку;

• прием декларации и полного пакета документов, обязательных для представления, включая электронные копии;

• регистрация таможенной декларации;

• полная проверка на безошибочное внесение данных в декларацию

На втором этапе выполняются следующие действия:

• проверка данных о товаре, указанном в декларации и их соответствие классификации товаров с ТН ВЭД РБ;

• проверка документации, подтверждающей легальность происхождения товара;

• контроль информации о товаре, для обеспечения мер по нетарифному регулированию.

На третьем этапе производится проверка документации для обеспечения валютного контроля. Проверяется соответствие внешнеторговых договоров и прочей документации требованиям государственного валютного законодательства.

Производится проверка соответствия выбора метода оценки декларантом своего товара, установленным нормам, и проверка соответствия заявленной в декларации таможенной стоимости выбранному методу определения этой стоимости и подтверждающим ее документам. Анализируются предъявленные декларантом документы для подтверждения заявленной в декларации таможенной стоимости товара.

Информация о работе Особенности таможенного обеспечения в Республики Беларусь