Взимаемые таможенные платежи,
могут корректироваться и могут вноситься
изменения в таможенные декларации и их
электронные копии. При отсутствии документального
подтверждения стоимости товара происходит
временная его оценка.
На четвертом этапе осуществляется
проверка таможенных платежей, задолженностей
по выплате, процентов за предоставленную
отсрочку по ранее осуществленным поставкам
либо пени за прочие нарушения.
За просрочку платежей либо
несоблюдение сроков подачи декларации
начисляется соответствующая пеня. Штрафные
санкции налагаются также при предоставлении
недостаточно полных сведений, нарушении
правильности заполнения документации,
недостоверности документов, подтверждающих
наличие таможенных льгот.
На пятом этапе выполняется:
• проверка выполнения всех
предшествующих этапов контроля;
• принятие решения об осуществлении
досмотра;
• непосредственно досмотр
груза с фиксированием полученных результатов;
• осмотр помещений, транспортных
средств, а также прочих мест, где могут
располагаться либо находятся транспортные
средства и товары.
На этом этапе завершаются процедуры
государственного таможенного оформления,
подтверждаемого штампом на документе
«Выпуск разрешен».
После выпуска вся документация,
в том числе и декларация, переходят на
этап регистрации, приема и учета. Досмотр
выполняется должностными лицами, не принимавшими
участие в документальном таможенном
контроле.
Если в процессе таможенного
оформления выявляются какие-либо нарушения,
препятствующие выпуску, то вместо надписи
«Проверено» производится запись «Выпуску
не подлежит», а также кратко поясняется
причина, препятствующая выпуску. После
принятия решения о невыпуске на транспортных
документах и таможенной декларации ставят
штамп «Выпуск запрещен». Все проверки
в соответствии с действующим законодательством
должны быть осуществлены не позднее,
чем по прошествии 10 дней с того момента,
когда была принята декларация и прочая
документация. В указанные сроки не входит
время, которое необходимо для выполнения
контроля над транспортными средствами
и товарами, производимого прочими государственными
органами. [6, с. 262-264]
Электронное
декларирование.
В начале 80-х гг. электронная
форма декларирования стала активно развиваться
в США, а затем в Японии. Европейские страны
также работали в этом направлении. Но
важнейшим фактором в плане совершенствования
нового подхода в таможенной сфере стало
развитие Web-технологий.
Сегодня практически все страны
Европы имеют собственные системы ЭД.
Однако их взаимосвязь, обеспечивающая
прозрачность обмена данными и упрощение
таможенных и торговых операций, реализована
пока не до конца. Задачи стандартизации
и интеграции средств электронного декларирования
сегодня наиболее актуальны. Их решением
серьезно занимаются как национальные,
так и международные организации, в том
числе и ВТО.
Первая электронная декларация
по технологии ЭД-1 в России была выпущена
в 2002 г., а но технологии ЭД-2 (посредством
сети интернета) - в 2008 г. на Каширском
таможенном посту. Глобальное внедрение
новой технологии в системе ФТС России
началось в сентябре 2009 г.
Процедура подачи Электронной
декларации на товары (ЭДТ) выглядит следующим
образом (рис. 2.1).
Декларант отправляет на пост
таможенному инспектору декларацию, ДТС
и опись документов. Остальные документы
высылаются по мере поступления запросов
от инспектора. До присвоения номера в
таможенном органе в автоматическом режиме
проверяется подлинность электронно-цифровой
подписи (ЭЦП) декларанта и проводится
форматно-логический контроль (ФЛК) соответствия
ЭДТ структуре представляемых данных.
В результате проверки, если будут найдены
ошибки, декларант получает от инспектора
протокол с перечнем ошибок. После их исправления
необходимо повторно передать декларацию.
В случае выявления ошибок в декларации
до их устранения и повторного направления
в таможенный орган декларация считается
не поданной. Инспектор также может выслать
отказ в принятии ЭДТ с указанием обоснования
отказа.
После устранения ошибок
в ЭДТ ей присваивается регистрационный
номер. С момента присвоения декларации
регистрационного номера она становится
документом, свидетельствующим о фактах,
имеющих юридическое значение. Декларанту,
не позднее 15 мин после завершения ФЛК,
направляется сообщение, содержащее регистрационный
номер ГТД. Проверка электронной декларации
проводится с использованием информационной
системы таможенного органа и должна быть
завершена в течение 3-х часов рабочего
времени с момента ее принятия.
С этого момента начинается
следующий этап оформления (рис. 2.2):
Инспектор таможни
по результатам проверки ЭДТ принимает
решение о формах таможенного контроля
товаров, а также о необходимости представления
электронных документов, указанных в описи
документов, прилагаемых к ЭДТ. Принятое
решение о необходимости представления
электронных документов доводится до
декларанта. Декларанту необходимо подготовить
и отправить затребованные электронные
документы, если они не были заранее подготовлены
и помещены в архив долгосрочных документов.
Пocлe начала оформления допускается
внесение декларантом изменений в документы.
Каждое изменение должно быть подтверждено
таможней. В случае необходимости проведения
досмотра, таможня присылает уведомление
о досмотре, получение которого надо будет
подтвердить. После проведения досмотра
декларанту высылается акт досмотра.
В соответствии с Таможенным
кодексом декларант имеет право на отзыв
декларации. Соответствующее уведомление
может быть сформировано и отправлено
инспектору. В случае, если у инспектора
нет оснований для отказа в отзыве декларации
он формирует соответствующее разрешение
и пересылает его декларанту. По окончании
проверки ЭДТ, подписанная цифровой подписью
инспектора, пересылается в архив ЭДТ.
В этот момент времени автоматически формируется
уведомление «Выпуск разрешен».
В процессе проверки оформление
может быть переведено на бумагу, если
при проверке были выявлены риски, по которым
в качестве меры реагирования предусмотрена
проверка бумажных носителей информации.
Преимущества перехода на систему электронного
декларирования:
• сокращение времени оформления
товаров благодаря упрощению таможенных
формальностей;
• более тесное сотрудничество
и согласование действий с иными государственными
органами;
• единообразное применение
таможенного законодательства;
• повышение прозрачности и
предсказуемости таможенного оформления;
• снижение вероятности несоответствующих
действий должностных лиц;
• повышение качества управленческой
информации;
• эффективное использование
человеческих и технических ресурсов;
• получение достоверной информации
для оценки риска и аудита после таможенного
оформления. [6, с. 265-268]
Предварительное
информирование таможенных органов.
Предварительное
информирование (ПИ) – это процедура предоставления
сведений о товарах и транспортных средствах
до их фактического прибытия на таможенную
территорию Таможенного союза. Данное
мероприятие предназначено для проведения
предварительной проверки определенных
сведений, а также сокращения времени
оформления груза на границе.
Основным документом, устанавливающим
правила предварительного информирования,
является Соглашение между Правительством
РФ, Правительством РБ и Правительством
Республики Казахстан от 21 мая 2010 г. «О
представлении и об обмене предварительной
информацией о товарах и транспортных
средствах, перемещаемых через таможенную
границу Таможенного союза».
Использование технологии Предварительного
информирования (ПИ) разрешено в России
с 2006 г. Процедура предварительного информирования
для товаров, ввозимых автомобильным транспортом,
обязательна к применению с 17 июня 2012 г.
(Решение Комиссии Таможенного союза от
09.12.2011 № 889). Согласно этому документу,
уполномоченные экономические операторы,
перевозчики, в том числе таможенные перевозчики,
таможенные представители или иные заинтересованные
лица, представляют информацию в отношении
товаров, ввозимых автомобильным транспортом,
не менее чем за два часа до их ввоза на
таможенную территорию Таможенного союза.
Для целей предварительного
информирования в Российской Федерации
и Республике Казахстан введены в эксплуатацию
порталы электронного представления сведений.
Указанные порталы обеспечивают возможность
представления предварительной информации
о ввозимых товарах и транспортных средствах
до пересечения ими таможенной границы
таможенного союза на основе Web-технологий
с использованием сетей интернета.
В Республике Беларусь для подачи
сведений в систему ПИ нужно воспользоваться
услугами РУП «Белтаможсервис», предварительно
заключив договор с данным предприятием.
Для передачи ПИ-сведений также
можно воспользоваться специализированным
программным обеспечением. Например, в
программном продукте «ГТД РRO» разработки
компании ООО «Альта-Софт» присутствует
функция формирования документа ПИ и отправления
его на сервер баз данных ФТС и в ГТК Республики
Беларусь для его последующего использования
в соответствии с технологическим регламентом.
Технология предварительного
информирования представлена на рис. 2.3.
Транспортная
компания или отправитель груза сообщает
декларанту информацию о транспортном
средстве, на котором будет осуществляться
доставка товара. Декларант, получив предварительную
информацию о транспортном средстве, заполняет
документ ПИ (TIR, или транзитную декларацию)
и посредством портала ЭПС ФТС отправляет
её на сервер ЦИТТУ ФТС. Информация представляется
не менее чем за два часа до ввоза товаров.
В случае, когда ввозимые товары предполагаются
к помещению под таможенную процедуру
таможенного транзита в месте прибытия,
представляемая информация должна содержать
следующие обязательные
сведения:
• отправитель, получатель
товаров в соответствии с транспортными
(перевозочными) документами;
• страна отправления, страна
назначения товаров;
• декларант;
• перевозчик;
• транспортное средство международной
перевозки, на котором перевозятся товары;
• наименование, количество,
стоимость товаров в соответствии с коммерческими,
транспортными (перевозочными) документами;
• код товаров в соответствии
с Гармонизированной системой описания
и кодирования товаров или ТН ВЭД Таможенного
союза на уровне не менее первых шести
знаков;
• вес товаров брутто или объем,
а также количество товаров в дополнительных
единицах измерения (при наличии таких
сведений) по каждому коду ТН ВЭД Таможенного
союза или Гармонизированной системы
описания и кодирования товаров;
• количество грузовых мест;
• пункт назначения товаров
в соответствии с транспортными (перевозочными)
документами;
• документы, подтверждающие
соблюдение ограничений, связанных с перемещением
товаров через таможенную границу Таможенного
союза, если такое перемещение допускается;
• планируемая перегрузка товаров
или грузовые операции в пути;
• время и место прибытия товаров
на таможенную территорию Таможенного
союза.
Сервер принимает и обрабатывает
представленные сведения, а также проводит
ФЛК представленной информации. В случае
успешного прохождения ФЛК декларанту
передается уникальный идентификатор
предварительных сведений, который необходимо
будет предъявить в пограничном пункте
пропуска.
При регистрации ПИ на белорусском
пункте пропуска документу присваивается
уникальный идентификационный номер перевозки
(УИНП). Штрих-код при этом не формируется,
и сам документ не распечатывается. УИНП
сообщается водителю по телефону, электронной
почте или отправляется в виде SMS-сообщения.
На пункте пропуска на белорусской границе
ТС водите достаточно сообщить инспектору
УИНП.
В случае
отсутствия предварительной информации
Решением КТС для заинтересованных
лиц предусмотрена возможность в течение
ближайших двух часов представить необходимую
информацию в информационную
систему таможенных органов. Для этих
целей на российском АПП оборудованы рабочие
места, где можно посредством интернета
связаться с порталом ФТС России, получить
уникальный идентификационный номер ПИ
о товарах и распечатать его. При прибытии на
таможенную территорию РФ документ предъявляется
в пограничном пункте пропуска. В случае
перевозки товаров по процедуре МДП в
качестве уникального идентификатора
используется номер книжки МДП.
Таможенный
инспектор осуществляет таможенное оформление
и таможенный контроль в соответствии
с установленным порядком. При отсутствии
расхождений процесс оформления занимает
не более 15 минут. Предварительная информация
хранится на сервере ЦИТТУ в течение 2
недель. Если в течение
этого срока пересечения границы не состоялось,
то переданная
информация аннулируется. Такая технология применима только на
таможенных постах РФ. В РБ предварительная
информация отправляется на определенный
таможенный пост, расположенный на белорусской
границе, через который будет следовать
автомобиль. Также в Беларуси
нет необходимости распечатывать и предъявлять на пограничном
таможенном посту документ со штрих-кодом,
достаточно просто сообщить регистрационный
номер документа ПИ. [6, с. 268-273]
- Деятельность организации
РУП «Белтаможсервис»
Республиканское унитарное
предприятие "Белтаможсервис" основано
в 1999 г. Учредителем предприятия является
Государственный таможенный комитет РБ.
В его состав входят 6 региональных филиалов,
филиалы «Белтаможконвой» и «Белтаможиздат».