Осуществление таможенными органами валютного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы " Осуществление таможенными органами валютного контроля" с точки зрения новейших отечественных исследований. В рамках достижения поставленной цели мной были поставлены следующие задачи: 1. Изучить понятие, цели и объект валютного контроля.
2. Узнать основы валютного законодательства в РФ.
3. Выявить методы осуществления валютного контроля.
4. Изучить процесс формирования валютного контроля в РФ.
5. Выявить особенности осуществления валютного контроля в условиях функционирования Таможенного Союза.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….3

Глава I Общее понятие о валютном контроле, его основы и методы осуществления.

1.1.Понятеие, цели и объект валютного контроля……………….4

1.2. Органы и агенты валютного контроля………………………7

1.3. Методы осуществления валютного контроля……………….11

Глава II Осуществление таможенными органами валютного контроля.

2.1. Процесс формирования валютного контроля в Российской Федерации………………………………………………………….14

2.2. Особенности осуществления валютного контроля в условиях функционирования Таможенного Союза………………………..27

Заключение………………………………………………………..34

Список использованной литературы…………………………….36

Файлы: 1 файл

курсовая Гос регулирование.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

  К агентам  валютного контроля в соответствии с законом относятся: 

а) уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ; 

б)  государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» 

в) не являющиеся уполномоченными банками  профессиональные участники рынка  ценных бумаг, в том числе держатели  реестра (регистраторы), подотчетные  федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг  

г) таможенные органы 

д) налоговые органы

  В системе  валютного регулирования и валютного  контроля таможенные органы РФ также играют важную роль. Таможенные органы наделены статусом агента валютного контроля.

В соответствии с законодательством РФ в области  валютного контроля на таможенные органы возложены обязанности контроля за:

полнотой и своевременностью поступления выручки от экспорта товаров;

обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров;

эквивалентностью и соблюдением сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок;

законностью операций неторгового  характера, связанных с использованием наличной валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг в документарной  форме и валютных ценностей;

соблюдением валютного  законодательства при реализации других внешнеторговых сделок в пределах своей  компетенции.

Субъектами, реализующими функции по валютному  контролю, являются:

в Федеральной таможенной службе России (ФТС России) — Управление валютного контроля;

в региональном таможенном управлении (РТУ) — отдел валютного  контроля;

на таможне — отдел (отделение) валютного контроля или  отдел валютного контроля и таможенной стоимости, а также отделы таможенного  оформления и таможенного контроля;

на таможенном посту  — должностные лица, ответственные  за осуществление соответствующих  процедур.

При этом вышестоящий таможенный орган  полномочен принимать решения по вопросам осуществления валютного контроля, относящимся к компетенции нижестоящего таможенного органа.

Управление  валютного контроля ФТС России осуществляет общее методическое руководство  и координацию деятельности таможенных органов по осуществлению валютного контроля, контроля за выполнением таможенными органами функций агентов валютного контроля, организацию информационного обмена (в том числе межведомственного).

Отдел валютного контроля регионального  таможенного управления организует и координирует деятельность, в том числе осуществляя и методическое руководство подразделениями валютного контроля нижестоящих таможенных органов, по вопросам валютного контроля, контроля за совершением внешнеторговых бартерных сделок и исполнения обязательств по ним, контроля за перемещением валюты и валютных ценностей в соответствии с нормативными правовыми документами ФТС России.

Отдел валютного контроля таможни осуществляет мероприятия по обеспечению выполнения таможней и участниками внешнеэкономической деятельности требований законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок, законодательства РФ об административных правонарушениях, указов и распоряжений Президента РФ, решений Правительства РФ, приказов и распоряжений Федеральной таможенной службы России, РТУ, таможни по вопросам валютного контроля.

Валютный  контроль не может осуществляться, не имея соответствующих основ. Под основами валютного контроля следует понимать необходимые условия, которые обеспечивают действие его механизма. Данные основы выступают в нормативно-правовой и информационной форме. 

Нормативно-правовая основа валютного контроля представляет собой совокупность нормативно-правовых актов различного уровня, которыми руководствуются органы и агенты валютного контроля и их должностные лица при выполнении своих функций. 

В силу  того, что валютный контроль является элементом механизма валютного регулирования, его нормативно-правовая основа не имеет самостоятельного значения, т.е. она не существует в законченном виде как определенный, внутренне связанный набор особых нормативных актов. Данная основа является составляющей единой нормативной базы валютного регулирования, что нельзя не учитывать при ее характеристике.  

Главный принцип, лежащий в ее основе, - строгое  соответствие нормативных актов  более низкого уровня иерархии нормативным  актам более высокого уровня. Соблюдение данного принципа является непременным  условием действенности нормативной  базы валютного регулирования, и  значит, и эффективного функционирования системы валютного контроля.   

Высший уровень организации нормативной базы валютного регулирования  воплощается в Конституции РФ.

  В ней закреплены положения  о федеральном ведении решения  вопросов, связанных с финансовым, валютным, кредитным, таможенным  регулированием (ст. 71), и его законодательном  оформлении. (ст.76)  

Средний уровень рассматриваемой иерархии–законодательный.

  Его составляют федеральные законы, которые содержат положения, определяющие основные направления действия механизма валютного регулирования.

   Данный уровень представлен:

«Гражданским кодексом РФ» от 30.11.1994 № 51 – ФЗ

«Таможенный кодекс таможенного  союза» от 27.11.2009 N 17

«Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 21.07.2011)

Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ

Федеральным законом  от 27.06.2002 № 86 – ФЗ «О Центральном  банке РФ» (Банке России)

Федеральным законом от 02.12.1990 № 395 – «О банках и банковской деятельности»

Федеральным законом от 08.12.2003 № 164 – ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

Федеральным законом  от 22.04.1996 № 39 – ФЗ «О рынке ценных бумаг»

Федеральным законом  от 26.03.1998 № 41 – ФЗ «О драгоценных  металлах и драгоценных камнях и др.» 

Особое  место в составе нормативно-правовой базы валютного контроля занимает Федеральный  закон от 10.12.2003 № 173 – ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Это – законодательный акт специальной направленности, в котором содержится основной объем положений, регламентирующих различные стороны воздействия государства на валютную сферу экономики страны, в том числе связанные с осуществлением валютного контроля. Данный закон вместе с другими принятыми в соответствии с ним федеральными законами составляет валютное законодательство РФ – основу нормативно – правовой базы валютного регулирования и валютного контроля.   

Нижний уровень иерархической  организации нормативно – правовой  базы валютного контроля, на котором   ее специфика проявляется наиболее  полно, составляет совокупность  различного вида подзаконных  актов. Их основное содержание  регламентируют вопросы организации  валютного контроля, функционирования  его механизма, устанавливает  порядок взаимодействия контролирующих  органов, алгоритм действий их  должностных лиц, формы документов, принимаемые при осуществлении  валютного контроля, порядок их  оборота и т.д.   

Состав рассматриваемого уровня нормативно – правовых основ  валютного контроля неоднородна. В него входят:

нормативные акты, различные по своему статусу и значению;

указы и распоряжения Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства;

акты органов валютного регулирования, 

акты органов валютного контроля (инструкции, положения, приказы,  распоряжения,  методические рекомендации  и др.).

  Примером подобного   рода документов могут служить:

Указ Президента РФ от18.08.1996 № 1209«О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»;

Постановление Правительства  РФ от 15.06.2004 № 278 «Об утверждении  Положения о Федеральной службе финансово - бюджетного надзора» (наделяет Росфиннадзор статусом органа валютного контроля);

Инструкция Центрального банка РФ от 15.06.2004 № 117-И «О порядке  представления резидентами и  нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (устанавливает порядок оформления основных документов валютного контроля - справки о валютных операциях, паспорта сделки);

Положение Центрального банка РФ от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам и осуществление уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций»;

Приказ Федеральной  таможенной службы от 05.02.2009 № 125 «Об  организации работы по выявлению  нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов  органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности»; 

Важным  отличительным признаком уровня подзаконных актов нормативно-правовой базы валютного контроля является изменчивость его состава. Достаточно часто отдельные нормативные акты, утратившие свою актуальность, выводятся из оборота, перестают действовать, а в оборот вводятся новые документы, в большей мере отвечающие требованиям времени. Благодаря этому поддерживается высокий уровень оперативности нормативно – правовой  базы валютного контроля, ее способность быть эффективным инструментом решения соответствующих задач. Но при этом незыблемым остается принцип непротиворечивости содержания подзаконных актов положения федеральных законов.

 

§1.3. Формы и методы осуществления валютного контроля

 

Под формой валютного контроля подразумевается способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Например, оформление паспорта сделки как основного документа валютного контроля. В зависимости от времени совершения контрольных действий, выделяются три формы контроля – предварительный, текущий и завершающий. Данные формы используются в тесной взаимосвязи в соответствии с принципом непрерывности контроля. Под методами валютного контроля понимается совокупность приемов и способов, посредством которых валютный контроль осуществляется. Объектом валютного контроля являются сделки, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, перемещение через таможенную границу РФ валютных ценностей, осуществление международных денежных переводов. Объект валютного контроля в сфере внешнеторговой деятельности:

– валютные операции, вытекающие из заключенных экспортных и импортных  сделок, по проведению расчетов;

– внешнеторговые сделки, предметом которых являются объекты, отнесенные к валютным ценностям.

В зависимости от форм осуществления можно выделить следующие  виды валютного контроля во внешнеторговой деятельности:  
1) контроль за проведением валютных операций при экспорте и импорте товара;  
2) контроль за операциями по экспорту и импорту услуг, работ и объектов интеллектуальной собственности.

Система валютного контроля развивается по двум направлениям:

– валютный контроль за поступлением в Россию выручки от экспорта товаров (валютный контроль экспорта);

– валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары (валютный контроль импорта).

Эффективной системой валютного  регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что  ЦБ РФ вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия  на курс рубля путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышения курса рубля ЦБ РФ продает иностранную валюту, для снижения – скупает иностранную валюту в обмен на национальную. ЦБ РФ проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс рубля к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров.

ЦБ РФ предпринимает  ряд административных мер, позволяющих  регулировать валютный курс в направлении, отвечающем укреплению денежного обращения и повышению эффективности межгосударственных экономических отношений. К таким мерам, в частности, относятся:

– решение об обязательной продаже части экспортной выручки. Эту продажу осуществляют на валютных биржах экспортеры через уполномоченные коммерческие банки;

– лимитирование операций коммерческих банков по купле-продаже  иностранной валюты на валютном рынке;

– разработка ЦБ РФ совместно  с Таможенным комитетом России системы  методов экономического и административного  воздействия на экспортеров, задерживающих возврат валюты в отечественные банки, что было вызвано оседанием значительной части валюты в иностранных банках;

Валютное регулирование  направлено и на оптимизацию денежных потоков. С позиции воздействия  на эти потоки средств выделяется директивное направление валютного регулирования и экономическое (либеральное). Результаты реализации данных направлений валютного регулирования направлены на изыскание дополнительных источников финансирования внешнеэкономических диспропорций и создания условий для их ликвидации.

Информация о работе Осуществление таможенными органами валютного контроля