Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 13:25, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы " Осуществление таможенными органами валютного контроля" с точки зрения новейших отечественных исследований. В рамках достижения поставленной цели мной были поставлены следующие задачи: 1. Изучить понятие, цели и объект валютного контроля.
2. Узнать основы валютного законодательства в РФ.
3. Выявить методы осуществления валютного контроля.
4. Изучить процесс формирования валютного контроля в РФ.
5. Выявить особенности осуществления валютного контроля в условиях функционирования Таможенного Союза.
Введение………………………………………………………….3
Глава I Общее понятие о валютном контроле, его основы и методы осуществления.
1.1.Понятеие, цели и объект валютного контроля……………….4
1.2. Органы и агенты валютного контроля………………………7
1.3. Методы осуществления валютного контроля……………….11
Глава II Осуществление таможенными органами валютного контроля.
2.1. Процесс формирования валютного контроля в Российской Федерации………………………………………………………….14
2.2. Особенности осуществления валютного контроля в условиях функционирования Таможенного Союза………………………..27
Заключение………………………………………………………..34
Список использованной литературы…………………………….36
III этап (1991г. –1998г.)
В сфере валютных отношений на данном
этапе происходило становление
и оформление новой валютной системы
России. Валютное регулирование в
рамках проводившейся либерализации
внешнеэкономической
Необходимость оформления на уровне
закона основ формирующейся новой
валютной системы в СССР, издания
единого нормативно-правового
· определение перечня текущих валютных операций, требующих лицензирования или разрешения Госбанка СССР, что заложило основы для создания в дальнейшем системы валютного контроля за экспортно-импортными операциями;
· установление перечня валютных поступлений резидентов, не подлежащих обязательному зачислению на счета резидентов в уполномоченных банках;
· определение перечня ситуаций, в которых допускалось использование иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте между юридическими лицами – резидентами.
С начала 1991г. Активно развивается внутренний валютный рынок (межбанковский и биржевой: с апреля 1991г. Начала функционировать Валютная биржа Госбанка СССР, на которой проводили операции по купле-продаже валюты крупнейшие банки. На этих торгах формировался единый рыночный курс рубля по безналичным операциям банков – биржевой курс, ставший к концу года основным ориентиром при установлении Центральным банком РФ официальных курсов рубля.
Указом Президента РСФСР от 15.11.1991 №213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» было разрешено осуществление внешнеэкономической деятельности всем зарегистрированным на территории РСФСР предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности, а также открытие валютных счетов всем гражданам и юридическим лицам; определено, что курс рубля к иностранным валютам складывается на основе спроса и предложения на аукционах, биржах, межбанковском рынке, при купле-продаже валюты коммерческими банками и другими юридическими лицами и гражданами.
Механизм обязательной
продажи валютной выручки от экспорта
был определен Инструкцией
9 января 1992г. Было учреждено ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» (далее – ММВБ). ММВБ стала одним из ключевых институтов валютного рынка России. В последующие два года были созданы и получили лицензии ЦБ РФ на организацию и проведение операций по купле-продаже иностранной валюты еще пять специализированных межбанковских валютных бирж.
В мае 1992г. Было принято решение о вступлении России в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международную ассоциацию развития (МАР), подтвердившее намерение России принимать активное участие в международных экономических отношениях, а также реформировать валютную систему страны в соответствии с нормами, сложившимися в мировой практике и закрепленными в статутных документах международных организаций.
Закон РФ от 09.10.1992 №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» определил основные принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования, цель, направления, органов и агентов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность резидентов и нерезидентов за нарушения валютного законодательства.
Либерализация внешнеэкономической деятельности, проведенная Президентом РСФСР в конце 1991г., при отсутствии сформированного и отлаженного механизма регулирования и контроля сферы валютных отношений, а также на фоне политической и экономической нестабильности, спровоцировала масштабное бегство капитала из страны. В связи с этим, в Законе 1992г. Был существенно доработан раздел о валютном контроле, заложивший основы формирования системы контроля за осуществлением валютных операций, действующей в России до сих пор. Тем не менее, суммарный объем оттока из России капитала, происхождение которого не связано с мотивом диверсификации инвестиционных портфелей, по разным оценкам составил за период с 1991г. До конца 1997г., от 115 до 220 млрд. долларов США.
Основным органом валютного регулирования Законом 1992г. Был назван Центральный банк РФ (далее – ЦБ РФ). Органами валютного контроля стали ЦБ РФ и Правительство РФ. Для выполнения последним функций по валютному контролю Указом Президента РФ от 24.09.1993 №1444 «О Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю» была создана Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (далее – ВЭК России), а также статус органа валютного контроля был предоставлен Министерству по налогам и сборам РФ. С 1993г. Государственный таможенный комитет России (далее – ГТК России) получил статус органа, а иные таможенные органы – агентов валютного контроля в соответствии со ст.198 Таможенного кодекса РФ. Федеральные органы налоговой полиции также получили право пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством агентам валютного контроля.
В начале 1990-х гг. Россия начала проводить либерализацию операций движения капитала, одновременно реформируя банковскую систему, а также валютный и фондовый рынки. В 1993г. Был определен порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте РФ типа «Т», типа «И» и счетов физических-лиц – нерезидентов. Изначально либерализация коснулась прямых иностранных инвестиций, в 1994г. В ограниченном объеме были разрешены портфельные инвестиции нерезидентов. 1 июня 1996г. Россия подписала ст. VIII Соглашения о МВФ и приняла на себя обязательства по отмене всех ограничений на осуществление текущих валютных операций. На большинство операций движения капитала распространялись требования лицензирования в ЦБ РФК началу 1998г. Была завершена постепенная либерализация порядка осуществления портфельных инвестиций нерезидентами. Нерезидентам было разрешено открывать специальные рублевые счета для покупки государственных ценных бумаг на первичном и вторичном рынках. С января 1998г. Иностранные инвесторы могли свободно репатриировать доходы от ликвидируемых краткосрочных инвестиций в форме государственных казначейских обязательств (ГКО). По мере нарастания внешней задолженности России (за счет займов МФВ, займов и кредитов, полученных на основе двусторонних межправительственных соглашений, а также на основе продажи долговых обязательств зарубежным частным инвесторам, в том числе ГКО-ОФЗ), а вместе с тем и опасений зарубежных инвесторов относительно возрастающих рисков вложений, процентные ставки по ним закономерно увеличивались (например, в 1996г. Они достигли 172% годовых), а условия вывоза полученных средств становились все более либеральными.
Что касается валютного курса рубля, то необходимо отметить поддержание ЦБ РФ в рассматриваемый период нереального, завышенного курса рубля, особенно во время действия объявленного валютного коридора, т. е. с июля 1995г. По август 1998г. В результате нарастал дисбаланс между официальными золотовалютными резервами и задолженностью правительства: в апреле 1998г. Это соотношение составило 16 млрд. долл. США резервов и 131,3 млрд. долл. США обязательств. В общеэкономическом плане завышенный курс рубля, с одной стороны, отрицательно сказывался на положении экспортных отраслей, а, с другой, удешевляя импорт, усиливал позиции иностранных производителей на российском рынке, что ухудшало состояние бюджета и платежного баланса страны.
К концу 1997г. Россия начала испытывать увеличивающееся давление на валютный рынок. Финансовый кризис в странах Юго-Восточной Азии, начавшийся 27-28 октября 1997г., запустил цепную реакцию финансовых кризисов в странах с развивающимися рынками. Поскольку Россия относилась международными инвесторами к этой же группе и не обладала длинной историей стабильного экономического развития, кризис неизбежно коснулся и нашей страны. Самым первым следствием этого стало падение цен на российские ценные бумаги, размещенные на международных рынках, на 10 – 20 процентов. Мерами ЦБ РФ, направленными на урегулирование ситуации в российской финансовой системе стали повышение с 11.11.1997 ставки рефинансирования до 28% и увеличение с 6 до 9% норматива резервирования средств по привлекаемым банками средствам в иностранной валюте.
17 августа 1998г. Россия
официально признала
Модель валютного
IV этап (1998г. – 2001г.)
Переход к модели жесткого валютного регулирования был осуществлен в условиях глубокого кризиса в экономике страны. Кризису в финансовой сфере сопутствовали серьезные проблемы в реальном секторе экономики, стагнация производства, снижение объема валового внутреннего продукта, общая экономическая и политическая нестабильность в стране, всеобщие неплатежи и масштабный отток капитала за рубеж. Внешними сопутствующими кризису факторами стали углубляющийся международный финансовый кризис и новое падение мировых цен на нефть, являющуюся основным источником экспортных доходов страны. Продолжалось сокращение валютных резервов страны, банковская система стала испытывать серьезные трудности.
Кульминацией кризиса стало официальное признание Правительством РФ и ЦБ РФ неэффективности проводившейся политики стабилизации и неспособности страны платить по своим обязательствам. Заявление Правительства РФ и Банка России от 17.08.1998 и принятые в соответствии с ним нормативные документы предполагали введение следующих мер:
1) расширение границ валютного коридора с центрального уровня 6,2 руб. за долл. И пределом отклонения ±15% до уровня 6,0 – 9,5 руб. за долл.;
2) приостановление обслуживания государственных краткосрочных облигаций и облигаций федерального займа (ГКО и ОФЗ) со сроками погашения до 31.12.1999 включительно и последующая их реструктуризация;
3) объявление 90-дневного моратория на погашение резидентами основного долга по финансовым кредитам, полученным от нерезидентов РФ на срок более 180 дней, на выплату страховых платежей по кредитам, обеспеченным залогом ценных бумаг, на выплаты по срочным валютным контрактам (поставочные и расчетные форвардные контракты, сделки типа «опцион» и «своп», другие срочные сделки, по которым возникают требования или обязательства в отношении валютных ценностей); а также введение запрета для нерезидентов РФ на вложение средств в рублевые активы со сроком погашения до 1 года включительно. При этом государство заявило о своих намерениях выполнить обязательства по суверенному внешнему долгу.
Информация о работе Осуществление таможенными органами валютного контроля