Понятие и назначение технологий таможенного администрировании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы: разработка и внедрение современных технологий таможенного администрированияявляется одним из основных элементов эффективного функционирования таможенной системы и экономики государства.
Структурная перестройка экономики, усиливающаяся интеграция мировой хозяйственной системы, рост масштабов внешнеторговой деятельности ее субъектов, необходимость участия России в ВТО и других межгосударственных союзах и ассоциациях, мероприятия административной реформы в стране выдвигают в число приоритетных направлений развития таможенной службы Российской Федерации повышение уровня таможенного администрирования, качества и доступности таможенных услуг.

Файлы: 1 файл

UTD.docx

— 197.28 Кб (Скачать файл)

Интернет-декларирование – это  форма подачи электронной грузовой таможенной декларации (ЭГТД), т.е. это  то же электронное декларирование, но в другом качестве. ЭГТД подается не через таможенную сеть, а через  сеть Интернет. Соответственно участник ВЭД может находиться в любой  точке России и обращается с декларацией  на таможенный пост, приближенный к  его логистическому центру. Главное  отличие интернет-декларирования от электронного декларирования – это  форма подачи информации и способ подключения к сети. Однако при  передаче информации в процессе электронного декларирования информация пересылается по защищенным сетям таможни. При  этом создается определенный абонентский  пункт, жестко привязанный к сетям  таможни. В процессе интернет-декларирования проблема жесткой привязки отпадает, но вопрос защиты информации встает в  другой плоскости.

На практике были выделены следующие минусы "старого" электронного оформления:

- монополист – разработчик программы  декларирования, что почти исключает  улучшение программы в рамках  свободной конкуренции;

- для установки программного  обеспечения требовались затраты  участников ВЭД;

- при подаче (отправке в электронном  виде) документов необходимо было  подавать все те же документы,  которые ранее приносились в  таможню на бумажном носителе;

- отсутствовали льготы для тех,  кто подает декларацию в электронном  виде.

С применением интернет-декларирования участник ВЭД получил ряд преимуществ:

- уход от зависимости от монополиста,  изготовившего ПО;

- более дешевый способ организации  процесса декларирования – достаточно  подключиться к сети Интернет.

Подобная система интернет-декларирования существует в ряде европейских стран, например в Польше, Германии.

Однако в последнее время, как  отмечают практики, активизировались многие организации в желании  интегрировать под себя различные  технологии и инновации. Следует  учитывать, что некорректная реализация вводимых инноваций может нанести  непоправимый вред организации ВЭД, а также свести на нет многие идеи, выработанные в ходе экспериментов  и пилотных проектов.

При анализе электронного декларирования, передачи информации от участника ВЭД  в таможенный орган в электронном  виде, а также деятельности различных  онлайн-сервисов таможенной службы следует  учитывать, что значение таможенной службы для Российского государства  очень велико, она выполняет ряд  функций, которые на первый взгляд сложно сочетать одному государственному органу. Основная функция, выполняемая таможенными  органами, – фискальная (доля таможенных платежей в федеральном бюджете  многие годы остается на уровне 50%). Так, на 20 декабря 2010 г. таможенные органы собрали  в федеральный бюджет 4 трлн. 115,46 млрд. рублей. Помимо указанной функции  таможенная служба выполняет еще  две важные задачи: осуществляет правоохранительную деятельность и содействует развитию предпринимательской деятельности.

Указанные функции предполагают все  более активное использование ресурсов, как в интересах государства, так и для развития ВЭД. В 2010 г. более 30,6% участников ВЭД использовали интернет-декларирование.10

Планируемое вступление России в ВТО  обусловливает необходимость обеспечения  нового уровня информатизации таможенной службы России. Например, с 1 января 2009 г. в Евросоюзе введено обязательное электронное предварительное информирование таможенных органов о перевозках товаров по процедуре МДП. Для  совершенствования взаимодействия таможенных органов РФ и государств – членов ЕС необходима передача информации по товарам, перемещаемым из ЕС в Россию по процедуре МДП. Соответственно приграничные таможенные посты получают информацию от ГНИВЦ ФТС России о прибывающих  товарах и транспортных средствах  для таможенного оформления и  контроля.

Но процесс информатизации таможенных органов не должен сопровождаться повышением вероятности утечки конфиденциальных данных. Перед ФТС стоит проблема обеспечения информационной безопасности. Таможенные органы должны одновременно открывать и защищать информацию. Защита информации и открытость информационных ресурсов – два тесно взаимосвязанных  и не противоречащих друг другу направления.

Введенное в 2009 г. интернет-декларирование и предварительное декларирование в 2010 г. электронные, т.е. их необходимо подкрепить специальными техническими программами. В таких программных  приложениях общие вопросы интерфейса – механизм взаимодействия таможни  и участника ВЭД, идентификация  пользователей, защита информации, протоколы  и форматы обмена и др. требуют  отдельного внимания. Они связаны  с информационной безопасностью  таможенных органов.

Кроме того, в настоящее время  особую актуальность приобрели вопросы обеспечения информационной безопасности на единой таможенной территории Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Участники Таможенного союза сотрудничают в вопросах применения современных информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле (Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21 сентября 2010 г. "О применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза"). Объединение в Таможенный союз создало новые обстоятельства, где появились общие сферы деятельности, требующие согласования между странами, в том числе в информационной области.

Для решения обозначенных проблемных вопросов в литературе верно предлагается рассмотреть возможность создания органа по управлению вопросами обеспечения  безопасности информации Таможенного  союза, наделения его полномочиями и возможностями их реализации, а  также организовать разработку нормативно-правовой основы таможенной деятельности в области  информационной безопасности на территории Таможенного союза.

Разработка и внедрение информационных технологий в таможенной сфере –  своевременный и необходимый  процесс, который позволяет повысить качество и оперативность таможенного  оформления.

ФТС России – одно из наиболее активных ведомств Правительства РФ, которое  внедряет информационные технологии в  свою деятельность. В 2010 г. был создан портал "Электронное предоставление сведений" для системы предварительного информирования таможенных органов  ФТС России. В настоящее время  программные средства, используемые ФТС РФ, составляют более 143 наименований. Приказом ФТС РФ от 26 сентября 2011 г. № 1941введен в действие эксперимент  по применению функционала АИС центрального реестра субъектов ВЭД в части  ведения Реестра владельцев СВХ в Центральной акцизной, Домодедовской, Шереметьевской, Санкт-Петербургской и ряде других таможен в период с 1 октября по 31 декабря 2011 г. С 2014 г. предусмотрен полный переход на безбумажный оборот и технологию предоставления в электронном виде таможенной декларации и документов, на основе которых она заполнена.

На сегодняшний день можно утверждать, что каждое из направлений взаимоотношений  концепции электронного правительства (G2C, G2B, G2E, G2G) нашло свое отражение  в нормативных документах и реализовано  на практике таможенными органами. Взаимоотношения G2G выразились, в частности, в Постановлении Правительства  РФ от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" и утвержденном им Положении.

Представляется, что ФТС  России удалось решить проблемы, стоящие  перед государственными органами в  процессе реализации идеи электронного правительства, и термин "сапоги всмятку" (высказывание Д.А. Медведева) никак не подходит к программным  продуктам ФТС РФ. Так, создано  необходимое нормативное правовое обеспечение для оказания государственных  услуг в электронном виде, есть инфраструктура обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия на основе применения электронной цифровой подписи, ведется активная работа по модернизации и развитию официального сайта ФТС России. Более того, таможенная служба одной из первых перешла от простого информирования граждан к организации двусторонней связи, т.е. предоставлению государственных  услуг через Интернет. ФТС России разрабатывает электронные сервисы  и поддерживает их работоспособность; поддерживает работоспособность программных  и технических средств информационных систем, подключенных к системе взаимодействия, осуществляет прием, обработку и  передачу электронных сообщений, обеспечивает достоверность информации, содержащейся в электронных сообщениях, передаваемых с использованием системы взаимодействия.11

 

2.3. Перспективы развития  технологий таможенного администрирования.

Основные направления  совершенствования таможенногоадминистрирования в рамках Таможенного союза в 2012-2015 годах.

Основной подход на этот период – таможня создаёт простые  и необременительные механизмы  администрирования процесса перемещения 

товаров добропорядочными компаниями, ориентируя их вести бизнес прозрачными  способами, а бизнесмены работают над  своей таможенной и налоговой  репутацией, стремясь попасть в круг добропорядочных участников ВЭД  при одновременном повышении  качества аналитической работы таможенных органов и эффективности таможенного контроля.

Основные направления  работы до 2015 года:

1. Внедрение принципа  первичности электронных документов  и сведений в электронном виде  при построении таможенных технологий  и подготовки нормативных правовых  актов (приоритет «электроники»  перед бумагой).Технологии совершения  таможенных операций должны быть  ориентированы на использование  юридически значимых электронных  документов.

2. Сокращение времени  обработки транспортных средств  в пункте пропуска, если не  потребовалась дополнительная проверка, например, для грузового автотранспорта  до 10-15 минут за счёт пересмотра  технологии работы пунктов пропуска, включая:

2.1 Внедрение принципов  «единого окна» и «одной остановки»  в работу пунктов пропуска:

2.1.1 Документы и/или сведения, необходимые для пропуска через  границу представляются только  в таможенный орган (за исключением  пограничного контроля).

2.1.2 Использование интегрированных  информационно-программных и технических  средств, автоматизирующих функции  государственного контроля в  пунктах пропуска через таможенную  границу, что позволяет таможенному  органу принять решение в отношении  перемещаемых товаров.

2.2 Внедрение принципа  «двух служб на границе»:

2.2.1 Осуществление контроля  в пунктах пропуска исключительно  силами таможенной и пограничной  служб (максимально возможная  передача функций от 2других контролирующих  органов, работающих в пунктах  пропуска, таможенным (в отдельных  случаях, определённых национальным  законодательством, – и пограничным)  органам);

2.2.2 Передача в отдельных  случаях (в зависимости от загруженности  пунктов пропуска, либо от направлений  (пассажирское, грузовое)) некоторых  функций таможенных органов пограничной  службе.

2.3 Создание механизмов  расширенного использования предварительной  информации для обработки грузовых  автомобилей и железнодорожных  составов в пунктах пропуска, а также для ускорения погрузки-разгрузки  при морских и воздушных перевозках.

2.4 Создание условий, способствующих  преимущественному использованию  предварительного таможенного декларирования  товаров вместо обязательного  предварительного информирования  о товарах как минимум в  25% случаев.

2.5 Создание механизмов, стимулирующих  оснащение пунктов пропуска современными  средствами технического контроля, в том числеинтегрированными  информационно-программными средствами, системами видеонаблюдения, с  целью сокращения контрольных проверочные операции в пунктах пропуска.

3. Сокращение сроков выпуска  при декларировании товаров и  сокращение в 2-3 раза времени,  необходимого декларанту для  подготовки декларации, за счёт:

3.1 Обеспечения условий  для удобного и «качественного»  таможенного декларирования в  электронной форме с использованием  таможенной декларации не менее  90-95% товарных партий. Сохранение  письменной формы таможенного  декларирования для отдельных  («специфических») категорий товаров.

3.2 Внедрение принципа  «однократного представления» документов  в государственные органы, в том  числе, через наднациональные  и национальные порталы государственных  органов. 

3.3 Создание возможностей  для обращения таможенных органов  к информационным системам других  госорганов за получением информации/разрешения  на ввоз/вывоз товаров, подлежащих  контролю других органов.

3.4 Отказ от предоставления  самих документов или их электронных  копий в большинстве случаев.  Предоставление таких документов  только в случае, если сработала  СУР, при этом доля таких  сработок в общем массиве деклараций  жёстко зафиксирована и не  может превышать контрольных  значений – (15-20% для углублённого  контроля, 30-35% для частичной проверки).

3.5 Автоматический выпуск (решение принимается компьютером  без вмешательства инспектора, это  же решение направляется декларанту  и имеет юридическое значение) от 40 до 50% деклараций.

3.6 Обязательное условие  широкого внедрения автоматического  выпуска -снятие с инспектора  ответственности за выпуск товаров,  решение по которым принимается  информационными системами автоматически.

Информация о работе Понятие и назначение технологий таможенного администрировании