Государственное образовательное
учреждение
высшего профессионального
образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ
АКАДЕМИЯ»
Кафедра таможенных доходов
и тарифного регулирования
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Таможенные
платежи»
на тему «Порядок применения
таможенных платежей в отношении
товаров, ввозимых
из стран-пользователей единой системой
преференций»
Выполнила: К.И. Краснова,
студентка 5-го курса, очной формы
обучения экономического факультета,
группа, ДС. 04
Подпись_____________________
Научный руководитель: О.Б. Сокольникова,
к.э.н., доцент, зав.кафедры
Подпись_____________________
Люберцы
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………..........3
Глава 1. Теоретические аспекты
предоставления тарифных преференций….5
- Понятие, сущность и назначение
тарифных преференций......................5
- Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы применения тарифных преференций в Таможенном союзе…………………………….7
Глава 2. Практика предоставления
тарифных преференций……….…………9
2.1. Порядок предоставления
тарифных преференций в Таможенном союзе..9
2.2. Организация деятельности
таможенных органов по контролю за
правильностью и обоснованностью предоставления
тарифных
преференций…………………….……………………………………….....12
Глава 3. Разработка рекомендаций
и предложений по совершенствованию системы
тарифных преференций Таможенного союза………………..16
3.1. Недостатки преференциальной
системы Таможенного союза…………..16
3.2. Разработка рекомендаций
по совершенствованию системы тарифных
преференций Таможенного союза………………………………………...18
Заключение…………………………………………………………………….....24
Список использованных источников…………………………………………...27
Приложение 1…………………………………………………………………….30
Приложение 2…………………………………………………………………….31
Приложение 3…………………………………………………………………….32
Приложение 4…………………………………………………………………….33
Приложение 5…………………………………………………………………….34
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы предоставления
тарифных преференций на сегодняшний
день связана с:
Увеличением объемов ввозимых
товаров претендующих на предоставление преференций. Так, за январь-сентябрь
2013 года на территорию Российской Федерации ввезено китайских товаров общей стоимостью 45290,5 млн. долларов США (в 2012 году - 37200,5 млн. долл. США), что составляет 15,9% от общего объема
импорта.1
Расширением географии ввоза
преференциальных товаров из стран-пользователей
системы тарифных преференций Таможенного
союза.
Активная политика в области тарифных преференций является важной частью таможенно-тарифного регулирования. В свою очередь эффективно действующий механизм
таможенно-тарифного регулирования является
неотъемлемым условием для проведения
Россией активной и целостной таможенной политики, а также
решения таможенными органами задач по
обеспечению экономической безопасности
Российской Федерации, защите ее экономических
интересов.
Объектом исследования являются
тарифные преференции в отношении товаров,
происходящих из развивающихся, наименее
развитых стран и стран, образующих с Россией
зону свободной торговли.
Предметом исследования является
порядок применения таможенных пошлин
в отношении товаров, происходящих из
развивающихся, наименее развитых стран
и стран, образующих с Россией зону свободной
торговли.
Целью курсовой работы – совершенствование
системы тарифных преференций Таможенного
союза на основе исследования порядка
предоставления тарифных преференций
и применения таможенных платежей в отношении
товаров, ввозимых из стран-пользователей
национальной системой преференций.
Для достижения поставленной
цели были определены следующие задачи:
Обобщить и систематизировать
положения законодательства о тарифных преференциях.
Проанализировать порядок предоставления тарифных преференций.
Проанализировать статистику
тарифных преференций в России.
Выявить недостатки системы
тарифных преференций Таможенного союза.
Разработать предложения и рекомендации по совершенствованию преференциальной системы Таможенного союза.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ
- Понятие, сущность
и назначение тарифных преференций
В научной литературе на сегодняшний
день не дается четкого определения понятию
«тарифные преференции». В то же время
единое понимание и использования данного
термина имеет важное теоретическое и
практическое значение.
В «Большом бухгалтерском словаре»
тарифные преференции – это особые таможенные
льготы, предоставляемые при осуществлении
торгово-политических отношений РФ с иностранными
государствами. Допускаются по таможенному
тарифу РФ в виде: освобождения от уплаты
таможенной пошлины; снижения ставок таможенных
пошлин; установления тарифных квот на
преференциальный ввоз (вывоз) товаров.
Во многих источниках тарифные
преференции и тарифные льготы используются
в качестве синонимов. Так, в «Большом
юридическом словаре» под тарифными льготами
(тарифными преференциями) понимаются
льготы, предоставляемые на условиях взаимности
или в одностороннем порядке в отношении
товара, перемещаемого через таможенную
границу РФ: возврат ранее уплаченной
пошлины; освобождение от пошлины, снижение
ее ставки.
В Законе Российской Федерации
от 21мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» под тарифной льготой (тарифной
преференцией) понимается предоставляемая
на условиях взаимности или в одностороннем
порядке при реализации торговой политики
Российской Федерации льгота в отношении
товара, перемещаемого через таможенную
границу Российской Федерации в виде возврата
ранее уплаченной пошлины, освобождения
от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины,
установления тарифных квот на преференциальный
ввоз (вывоз) товара.2
Законодательство Таможенного
союза (ТС) не дает определения понятиям
«тарифная льгота» и «тарифная преференция».
Однако статья 5 Соглашения о едином таможенно-тарифном
регулировании от 25.01.2008 определяет категории
товаров, в отношении которых допускается
предоставление тарифных льгот. А статья
7 гласит, что тарифные преференции применяются
в отношении товаров, происходящих из
развивающихся/наименее развитых стран-пользователей
единой системы тарифных преференций
таможенного союза. Проанализировав данные
статьи, можно сделать вывод о том, что
предоставление тарифных преференций
зависит от страны происхождения товара,
а предоставление тарифных льгот нет.
Таким образом, обобщающее определение
тарифных преференций можно сформулировать
следующим образом – это особые преимущества в сфере таможенно-тарифного регулирования, предоставляемые одним государством
другому или группе стран
в отношении всех товаров или их отдельных
видов, в форме освобождения от уплаты
пошлины или снижения ставок таможенных
пошлин.
В 1964 г. на Первой Конференции
Организации объединенных наций (ООН)
по торговли и развитию (ЮНКТАД) ряд молодых
развивающихся стран Африки, Азии, Латинской
Америке выступили с предложением
о со-здании для них системы таможенных
преференций нового типа. В этих требования
учитывалась специфика задач, стоящих
перед освободившимися странами в области
развития собственной промышленности,
и которая создала бы для промышленной
продукции данных стран льготные условия
на основных экспортных рынках. При этом
развивающиеся страны должны были иметь
право предоставлять преференции друг
другу, не распространяя их на промышленно
развитые государства.3
В 1968 г. в ходе Второй Конференции
ЮНКТАД концепция была официально принята
членами ООН. Также были установлены основополагающие
принципы Общей системы преференций.
Суть общей системы преференций
состоит в предоставлении развивающимся
странам преимуществ по доступу их товаров
на рынки развитых стран. Основной формой
преференций являются тарифные льготы,
фиксируемые в виде преференциальных
импортных пошлин.
Использование тарифных преференций
в России получило развитие с подписания
в 1980 г. Соглашения об унифицированных
правилах, определяющих происхождение
товаров развивающихся стран при предоставлении
тарифных преференций в рамках Общей системы
преференции, которые действуют и по настоящее
время.
Таким образом, предоставление
тарифных преференций является одним
из методов таможенно-тарифного регулирования
внешнеэкономической деятельности, способствующих увеличению
объема ввоза товаров, претендующих на
предоставление преференций. Также данный
механизм предназначен для оказания экономической
помощи странам, которым предоставляются
тарифные преференции. В связи с процессом
интегрирования России в мировую экономику
и усилением внешнеторговых связей со
странами мира важным становится анализ
практики предоставления тарифных преференций.
- Нормативно-правовые акты, регулирующие
вопросы применения тарифных преференций в Таможенном союзе
Одним из основных элементов
системы таможенно-тарифного регулирования
Таможенного союза Республики Беларусь,
Республики Казахстан и Российской Федерации
является единая система тарифных преференций.
Правительство Республики Беларусь,
Правительство Республики Казахстан и
Правительство Российской Федерации,
основываясь на Соглашении о едином таможенно-тарифном
регулировании от 25 января 2008 года, в целях
содействия углублению экономической
интеграции и осуществления добросовестной
конкуренции 12.12.2010 года подписали Протокол
о единой системе тарифных преференций
(вступил в силу 01.01.2010 г.).
Перечни стран-пользователей
единой системы тарифных преференций
таможенного союза и перечень товаров,
происходящих из развивающихся стран
и наименее развитых стран, в отношении
которых при ввозе на единую таможенную
территорию государств Таможенного союза
предоставляются тарифные преференции,
определяются Комиссией Таможенного союза.4
В рамках применения единой
системы преференций решением Комиссии
таможенного союза (КТС) от 27 ноября 2009 года № 130
утверждены:
- Перечень развивающихся
стран (103 государства) - снижение ставки
ввозной пошлины на 25%;
- Перечень наименее развитых
стран (49 государств) - применение нулевой
ставки ввозной пошлины;
- Перечень преференциальных
товаров (товары из 49 товарных групп)5.
Желая создать благоприятные
условия для развития торговли на основе
взаимной выгоды и международного права,
и стремясь к укреплению многосторонней
торговой системы, государства-члены Таможенного
союза подписали Соглашение от 12 декабря
2008 года о правилах определения происхождения
товаров из развивающихся и наименее развитых
стран.
Таким образом, единая система
тарифных преференций Таможенного союза
унифицировала подходы к предоставлению
тарифных преференций в отношении товаров,
происходящих из развивающихся и наименее
развитых стран и ввозимых на единую таможенную
территорию Таможенного союза.
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТАРИФНЫХ
ПРЕФЕРЕНЦИЙ
2.1. Порядок предоставления
тарифных преференций в
Таможенном союзе
Систему преференций Таможенного
союза можно представить в виде модели,
элементы которой образуют единую систему
предоставления таможенными органами
тарифных преференций.
При принятии решения о предоставлении тарифных преференции первостепенное значение имеют два элемента:
- категория групп стран-пользователей
системы тарифных преференций Таможенного
союза;
- перечень преференциальных
товаров.
Эти элементы составляют первый
уровень системы тарифных преференций
Таможенного союза.
В разработанной модели системы
тарифных преференций определены основные группы стран, которые могут пользоваться
преференциями: