На данный момент имеется ряд
затруднений, связанных с определением
удельного веса импорта страны в общем
объеме ввоза пяти самых больших по стоимостному
объему групп товаров из стран-пользователей
системы тарифных преференций.
В таможенных органах нет соответствующих
программных продуктов, с помощью которых
можно рассчитать данный показатель. Также
необходимы и методические рекомендации
по расчету таких показателей.
- Разработка рекомендаций
по совершенствованию системы тарифных
преференций Таможенного союза
В данной работе осуществлена
попытка разработать методические рекомендации
по формированию перечня развивающихся
стран-пользователей системы тарифных
преференций таможенного союза, которые
представляют собой поэтапный алгоритм
действий.
Первый этап. Сформировать список
стран мира, являющихся импортерами на
единую таможенную территорию Таможенного
союза (см. табл. 3.1.)
Таблица 3.1.
Список 1
№ |
Страна |
1. |
Аргентина |
2. |
Бразилия |
3. |
Китай |
4. |
Южная Корея |
5. |
Филиппины |
6. |
Австралия |
7. |
Австрия |
Второй этап. Исключить из Списка
1 те страны, которые определены Всемирным
банком как страны с высоким уровнем дохода
на душу населения и страны, которые входят
в список наименее развитых стран ООН
(см. табл. 3.2.).
Таблица 3.2.
Список 2
№ |
Страна |
1. |
Аргентина |
2. |
Бразилия |
3. |
Китай |
4. |
Южная Корея |
5. |
Филиппины |
6. |
Австралия |
7. |
Австрия |
На сегодняшний день в перечень
стран-пользователей системы тарифных
преференций Таможенного союза включены
страны, классифицируемые Всемирным банком,
как страны с высоким уровнем дохода, а
именно: Катар, Бермудские острова, Каймановы
острова, Сингапур, Бахрейн, Багамские
острова, Республика Корея, Саудовская
Аравия. Проанализировав данные по торговле
РФ с этими странами, можно сделать вывод
о том, что объемы внешней торговли России
с Катаром и Бахрейном незначительны,
а импорт из Саудовской Аравии и Багамских
островов существенно меньше экспорта
в эти страны, объемы и экспорта и импорта
также незначительны. В связи с этим, нет
оснований исключать данные страны из
перечня стран-пользователей системы
тарифных преференций Таможенного союза.
Объемы импорта из Сингапура
в РФ достаточно высоки и из года в год
возрастают, но необходимо отметить, что
данный рост происходит за счет товаров,
не относящихся к преференциальным
товарным позициям. Объемы импорта преференциальных
товаров незначительны, поэтому, нет оснований
исключать Сингапур из перечня стран-пользователей
преференциальной системы тарифных преференций
Таможенного союза. Республика Корея является
одним из основных партнеров России из
числа развивающихся стран, объемы импорта
в Россию из этой страны из года в год возрастают,
в том числе преференциальных товаров.
Расширение импорта в России в отсутствие
достаточного числа конкурентоспособных
отечественных поставщиков сопровождается
усилением позиций зарубежной продукции
на внутреннем рынке, что может неблагоприятно
сказаться на развитии отечественного
производства определенных видов товаров.
Поэтому Республику Корея необходимо
исключить из перечня развивающихся стран-пользователей
системы тарифных преференций Таможенного
союза.
Третий этап. Определить 5 самых
больших по стоимостному объему групп
ЕТН ВЭД за два предшествующих года. Предположим,
что пятью самыми большими по стоимостному
объему группами ЕТН ВЭД Таможенного союза
являются группы 02, 03, 05, 07, 11.
Четвертый этап. Рассчитать
совокупный объем ввоза этих товаров по
каждой стране. Рассчитать удельный вес
каждой страны в общем объеме ввоза этих
товаров из данной страны. Распределить
страны на две группы: с удельным весом
равным и более 75%; с удельным весом менее
75% (см. Приложение 4).
Произведенные расчеты показали,
что объем ввоза товаров пяти самых больших
по стоимостному объему групп единой ТН
ВЭД ТС за два предшествующих года из стран,
включенных в список 2, не превышает 75%
общего объема ввоза этих товаров из стран-пользователей
системы тарифных преференций ТС. Следовательно,
второе условие включения страны в перечень
развивающихся стран-пользователей системы
тарифных преференций соблюдено.
Помимо перечня стран-пользователей
системы тарифных преференций важным
элементом единой системы тарифных преференций
Таможенного союза является также и перечень
товаров, при ввозе которых предоставляются
тарифные преференции.
Порядок утверждения данного
перечня определен в ст. 4 Протокола, согласно
которой «количество позиций указанного
перечня не может превышать 20 процентов
общего количества подсубпозиций единой
Товарной номенклатуры внешнеэкономической
деятельности».
По сегодняшний день Единый
таможенный тариф Таможенного союза включает
11172 тарифные позиции.
Сравнив перечень товаров, происходящих
из развивающихся и наименее развитых
стран, в отношении которых при ввозе на
территорию РФ предоставляются тарифные
преференции с перечнем товаров, утвержденным
Решением Комиссии Таможенного союза
от 27 ноября 2009 года №130 можно сделать
вывод о том, что за основу перечня Таможенного
союза взят перечень товаров Российской
Федерации и в настоящее время включает
в себя 2721 товарную позицию (см. табл. 3.3.).
Проведенный анализ позволяет
сделать вывод о том, что условия формирования
указанного перечня товаров, нарушены,
т. к. перечень товаров, при ввозе которых
предоставляются тарифные преференции,
включает в себя на 487 тарифных позиций
больше регламентированного значения,
установленного Протоколом.
Таблица 3.3.
Соотношение тарифных позиций
ЕТТ ТС и перечня товаров, происходящих
и ввозимых из развивающихся и наименее
развитых стран, при ввозе которых предоставляются
тарифные преференции
Общее количество тарифных
позиций ЕТТ ТС |
Количество тарифных позиций
перечня товаров, происходящих и ввозимых
из развивающихся и наименее развитых
стран, при ввозе которых предоставляются
тарифные преференции |
20% от общего количества
тарифных позиций ЕТТ ТС |
11 172 |
2 721 |
2 234 |
На сегодняшний день ряд отраслей
российского производства нуждается в
защите со стороны государства. В целях
сдерживания усиления позиций зарубежной
продукции на внутреннем рынке России,
необходимо исключить ряд товарных позиций
из перечня преференциальных товаров,
тем более, что количество преференциальных
позиций больше регламентированного значения,
установленного Протоколом.
Анализируя отрасль пищевой
промышленности, видно, что хотя объемы
производства по основным товарным группам
с каждым годом увеличиваются, темпы импорта
товаров растут быстрее. Ежегодно импорт
растет в среднем на 18% (см. приложение
5, табл. 5.1.), тогда как производство увеличивается
всего на 5-6% (см. приложение 5, табл. 5.2.).
В настоящее время роль России
в мировом экспорте продовольствия является
незначительной, а доля продовольственных
товаров в общем объеме экспорта Российской
Федерации составляет всего около 2%, в
то время как доля импорта продовольственных
товаров и сырья для их производства в
структуре всего импорта России составляет
примерно 14,0%.
На сегодняшний день импортная
продукция на российском внутреннем рынке
товаров пищевой промышленности занимает
30-35%, в то время как в Советском Союзе эта
категория составляла менее 5%. Такая ситуация
на рынке пищевых товаров значительно
угрожает продовольственной безопасности
страны. Это выражается в первую очередь
в огромной зависимости отечественного
рынка продовольствия от импортных товаров.
Анализ импорта продовольственных
товаров из развивающихся стран показал,
что объемы ввоза товаров из таких групп
как 02 (Мясо и пищевые мясные субпродукты),
16 (Готовые продукты из мяса, рыбы или ракообразных,
моллюсков) и 20 (Продукты переработки овощей,
фруктов, орехов или прочих частей растений)
значительны. Это, в свою очередь неблагоприятно
сказывается на отечественном производстве
данных видов товаров, и, как следствие,
угрожает продовольственной безопасности
страны. Следовательно, данные товарные
группы следует исключить из перечня преференциальных
товаров.
Таким образом, в ходе проведенных
исследований были получены следующие
результаты:
- Разработаны схемы включения
страны в перечень развивающихся и наименее
развитых стран-пользователей единой
системы тарифных преференций Таможенного союза.
- Разработаны методические рекомендации
по формированию перечня развивающихся стран-пользователей
единой системы тарифных преференций Таможенного союза.
- Разработаны предложения по
внесению изменений в Протокол о единой системе тарифных преференций
Таможенного союза от 25 января 2008 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая результаты проведенного
исследования можно сделать следующие
выводы:
- В научной литературе на сегодняшний
день не дается четкого определения понятию «тарифные
преференции». Обобщающее определение
тарифных преференций можно сформулировать
следующим образом – это особые преимущества в сфере таможенно-тарифного регулирования, предоставляемые одним государством
другому или группе стран в отношении всех
товаров или их отдельных видов, в форме освобождения от уплаты пошлины, снижения
ставок таможенных пошлин или посредством
установления тарифных квот.
- Система тарифных преференций
Таможенного союза основана на Общей системе
тарифных преференций. Сущность данной
системы состоит в предоставлении развивающимся
странам односторонних уступок по доступу
их товаров на рынки развитых стран. В
курсовой работе в целях детального изучения сущности системы
тарифных преференций Таможенного союза используется модель, позволяющая
отразить структурные элементы этой системы в зависимости от их функциональной
значимости в процессе принятия решения
о предоставлении тарифных преференций,
показать взаимосвязь между ними. Также
в данной курсовой работе разработана
схема определения ставки ввозной таможенной
пошлины в отношении преференциального
товара.
- Основными торговыми партнерами
России из числа развивающихся стран являются Китай, Республика
Корея, Турция, Бразилия, Индия, Таиланд.
Изучение структуры российского
импорта из развивающихся стран показывает
преобладание следующих преференциальных
товаров: пластмассы и изделия из них,
мебель, фрукты, орехи, овощи.
Как основных торговых партнеров
РФ из числа наименее развитых стран можно
выделить: Гвинею и Мавританию.
Анализ ввоза преференциальных
товаров из развивающихся и наименее развитых
стран показал, что объемы внешней торговли
России с этими странами из года в год
возрастают. Расширение импорта в России
в отсутствие достаточного числа конкурентоспособных
отечественных поставщиков сопровождается
усилением позиций зарубежной продукции
на внутреннем рынке, что может неблагоприятно
сказаться на развитии отечественного
производства определенных видов товаров.
- Исследование практики предоставления
тарифных преференций позволяет выявить основные проблемы,
возникающие при предоставлении тарифных преференций:
- несоблюдение порядка определения
страны происхождения товаров;
- проблемы доказательства «прямой
отгрузки» товара в случае его транспортировки
в силу географических особенностей через
территории третьих стран или перегрузки
на другое транспортное средство при несоответствии
пломб, указанных в коносаментах, пломбам,
обнаруженным при осмотрах прибывших
контейнеров и т.д.
Решение указанных проблем
видится, прежде всего, в налаживании конструктивного
таможенного взаимодействия с правительствами
стран-бенефициаров, призванное содействовать
разработке необходимых нормативных актов
и проведению контроля за действиями своих
административных органов, уполномоченных
определять происхождения товаров.
Для осуществления контроля
соблюдения выполнения правила «прямой
поставки» в таможенные органы должны
быть предоставлены документы, подтверждающие
весь маршрут следования товара в местах
перегрузки.
- На сегодняшний день соблюдаются
не все условия Протокола о единой системе
тарифных преференций Таможенного союза.
В частности в перечень стран-пользователей
системы тарифных преференций Таможенного союза включены ряд стран, классифицируемых
Всемирным банком как страны с высоким уровнем дохода. Также на данный момент имеется ряд
затруднений, связанных с определением
удельного веса импорта страны в общем
объеме ввоза пяти самых больших по стоимостному
объему групп товаров из стран-пользователей
системы тарифных преференций.
В ходе проведенных исследований
были разработаны методические рекомендации
по включению страны в перечень стран-пользователей
системы тарифных преференций Таможенного
союза и предложения по внесению изменений
в Протокол о единой системе тарифных
преференций Таможенного союза от 25 января
2008 года.