Государственное казенное образовательное
учреждение
высшего профессионального
образования
“РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ
АКАДЕМИЯ”
Кафедра
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «»
на тему «Повышение эффективности
применения таможенного тарифа»
Выполнила:
Подпись_____________________
Научный руководитель:
Подпись_____________________
Люберцы
2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Таможенная политика
- это мощный рычаг, при помощи которого
государство может и стимулировать рост
отечественного производства, особенно
в секторе производства экспортной продукции,
и ввоз импортных товаров, призывая тем
самым отечественных производителей к
конкурентной борьбе.
В течение последних
двух десятилетий в процессе либерализации
международной торговли значительно снизился
общий уровень таможенных пошлин и увеличилась
доля беспошлинных позиций в Едином таможенном
тарифе Решение Межгосударственного Совета
ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. «Единый таможенный
тариф таможенного союза Республики Беларусь,
Республики Казахстан и Российской Федерации
(ЕТТ)». Также широкое распространение
в союзном законодательстве имеет универсальная
внешнеторговая товарная номенклатура
и практика заключения региональных соглашений
с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников,
осуществлено преобразование основных
многосторонних организаций в области
регулирования торговли. Все более широко
и эффективно применяются нетарифные
меры регулирования внешней торговли,
но таможенно-тарифная политика по-прежнему
выступает ключевым фактором, определяющим
национальный торговый режим и условия
доступа иностранной продукции на внутренний
рынок.
Таможенный тариф является
одним из основных инструментов торговой
политики государства. Под таможенным
тарифом понимают перечень ставок таможенных
пошлин, упорядоченных в соответствии
с товарной номенклатурой, которая применяется
для классификации товаров во внешней
торговле той или иной страны. Товарная
номенклатура – это классификатор товаров,
который применяется для целей государственного
регулирования экспорта и импорта и статистического
учета внешнеторговых операций.
Актуальность темы
курсовой работы определяется тем, что
в условиях перехода страны к рыночной
экономике и функционирования единого
таможенного пространства влечет за собой
необходимость совершенстования адекватного
таможенно-тарифного и нетарифного регулирования
внешнеэкономической деятельности, как
составной части системы государственного
управления этой важной сферой. Исследование
существующих многосторонних норм и правил
таможенно-тарифного регулирования таможенного
союза призвано повысить эффективность
функционирования Единого таможенного
тарифа, рациональнее сочетать его защитные,
фискальные и регулирующие функции, тем
самым более полно использовать созидательный
потенциал таможенно-тарифной политики.
Целью курсовой работы является
исследование таможенных тарифов
и тенденций их развития.
Для достижения цели исследования
поставлены следующие задачи:
- Проанализировать понятие и составляющие
элементы таможенных тарифов.
- Выявить функции таможенного тарифа.
- Рассмотреть виды и способы формирования таможенных тарифов.
- Изучить российскую историю формирования
и развития системы таможенных тарифов.
- Рассмотреть Единый таможенный тариф
современного Таможенного союза.
Объектом курсовой работы являются
общественные отношения, возникающие
в процессе интеграции и применения таможенных
тарифов. Предмет представляет собой
таможенный тариф как важнейший инструмент
современной таможенной политики.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАТЕГОРИИ
«ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ»
1.1 Тариф как инструмент
регулирования внешней торговли
Воздействие импортного тарифа
на экономику отдельных стран различно
и зависит от экономического веса страны
в международной экономике. В международной
экономике страна считается малой, если
изменение спроса с ее стороны на импортные
товары не приводит к изменению мировых
цен, в противном случае страна считается
большой. Кстати, большинство стран мира
являются с этой точки зрения малыми.1
Рассмотрим влияние тарифа
на экономику малой страны, на равновесие
малой экономической системы. Сразу отметим
при этом, что тариф на ввозимые в страну
товары увеличивает цену этих товаров
на внутреннем рынке. В результате объем
выпуска отечественных товаров конкурирующей
отрасли увеличивается, а объем спроса
на импортные товары в стране уменьшается.
Снижается объем импорта, так как сокращается
разница между внутренним объемом спроса
и внутренним объемом предложения. Сборы
таможенной пошлины поступают в государственный
бюджет, и происходит перераспределение
доходов от потребителей к производителям.
Результат введения импортной пошлины
в малой стране представлен на рис. 1.
иный
таможенный тариф торговля
Рис. 1. Частичный анализ равновесия
экономической системы при тарифе
На рис. 1 линия с отрицательным
углом наклона Dd - кривая спроса
на товар на внутреннем рынке. Линия с
положительным углом наклона Sd - кривая внутреннего
предложения товара. Равновесная цена
- 25 ден. ед. (к примеру, долларов) за единицу
товара.
Предположим, что на мировом
рынке стоимость 1 ед. товара составляла
10 долл., как это показано на рис.1 линией
абсолютно эластичного предложения Sw.
В условиях свободной торговли внутренняя
цена на товар упадет до уровня мировой
цены, объем спроса увеличится до 150 тыс.
шт. (точка С), а внутреннее производство
снизится до 30 тыс. шт. (точка К). Таким образом,
объем импорта составит 120 тыс. шт., что
отражено на рис.1 отрезком ТСС (MB).
Предположим теперь, что правительством
страны вводится таможенная пошлина, составляющая
5 долл. или 50% от цены товара. Поскольку
речь идет о малой стране, факт введения
ею импортного тарифа не окажет влияния
на уровень мировых цен, который остается
прежним. Это значит, что условия торговли
страны не изменяются, а вырастает лишь
внутренняя цена импортного товара на
размер пошлины, т.е. на 5 долл., за что, видимо,
будет расплачиваться потребитель. На
рис. 1 введение тарифа вызывает перемещение
графика мирового предложения Sw вверх
на величину, равную размеру введенной
пошлины. Новое предложение импортного
товара показано горизонтальной линией
Т.
До тех пор пока отечественный
товар будет являться совершенным заменителем
импортному, отечественные производители
всегда смогут назначить цену 15 долл. за
единицу продукции. Таким образом, введение
пошлины на импортные товары влечет за
собой повышение цены до 15 долл. как на
импортную, так и на отечественную продукцию.
Проанализируем последствия
введения импортной пошлины более подробно.
При новом уровне предложения
равенство внутреннего спроса и совокупного
(внутреннего и внешнего) предложения
достигается в точке F, в которой под защитой
импортного тарифа объем внутреннего
производства увеличивается на 15 тыс.
шт. (отрезок КН (МН), а объем внутреннего
потребления сокращается на 25 тыс. шт.
(отрезок GC (АВ)). Соответственно объем
импорта сокращается до 80 тыс. шт. (отрезок
JF (NA)).
Итак, введение тарифа влечет
за собой повышение цены на «защищаемую»
продукцию и сопровождается следующими
последствиями (эффектами).
1. Потребительский эффект
возникает из-за того, что сокращается
потребление товара в результате
роста его цены на внутреннем
рынке. Графически он может быть
проиллюстрирован фигурой 4, демонстрирующей
ущерб, нанесенный потребителям импортирующей
страны в результате вынужденного снижения
потребления товара.
2. Производственный эффект.
При повышении цены на товар
в результате введения таможенной
пошлины для отечественных производителей
становится выгодным увеличение
объемов его производства на 15
тыс. шт. (отрезок MN). Таким образом, введение
тарифа приводит к перераспределению
ресурсов из других отраслей экономики
в отрасль, находящуюся под защитой импортных
ограничений. И если до введения тарифа
граждане страны тратили на приобретение
этих 15 тыс. шт. объем средств, соответствующий
площади фигуры 5, то после введения тарифа
их затраты возрастут на величину, соответствующую
площади треугольника 2. Следовательно,
область 2 отражает сокращение
благосостояния потребителей, связанное
с тем, что потребительский спрос переключается
с более дешевой импортной на более дорогую
отечественную продукцию. Эти дополнительные
издержки потребителей и называют производственным
эффектом.
3. Торговый эффект сопровождается,
как было отмечено выше, сокращением
объемов импорта. Если тарифная
ставка превысит разницу между
равновесной автаркической ценой
(в нашем примере 25 долл.) и мировой
ценой (у нас - 10 долл.), объем импорта
снизится до нуля, и тариф станет
запретительным. Запретительный тариф
вынуждает страну вернуться в
равновесное автаркическое состояние,
что означает запрет импорта
вообще.
4. Эффект дохода представляет
собой объем увеличения доходов
бюджета в результате обложения
импорта пошлиной. Он исчисляется
как объем импорта страны после
введения тарифа, умноженный на
размер таможенной пошлины, и
графически иллюстрируется четырехугольником
3. Эффект доходов является потерей
для потребителей, поскольку их
доходы изымаются государством
в доход бюджета.
5. Эффект перераспределения представляет
собой перераспределение доходов
от потребителей к производителям
продукции, конкурирующей с импортом.
Интуитивно совершенно ясно, что
в результате введения таможенного
тарифа в первую очередь страдают
потребители импортных товаров.
Ведь сам факт ввоза некоторого
объема товара из-за границы
свидетельствует о том, что потребитель
предпочитает его отечественному.
Вследствие обложения этого товара импортной
пошлиной потребитель будет вынужден
либо тратить на его приобретение большую
сумму средств, либо приобретать его в
меньших количествах, либо то и другое
одновременно. Таким образом, таможенный
тариф, ограничивая импорт, приводит к
ухудшению потребительских возможностей2.
1.2 Понятие таможенного
тарифа, его элементы, основные принципы
формирования
Единый таможенный тариф Таможенного
союза Российской Федерации, Республики
Беларусь и Республика Казахстан – это
единый для указанных стран свод ставок
таможенных пошлин, основанный на Единой
товарной накладной внешнеэкономической
деятельности Таможенного союза (Е ТН
ВЭД ТС).
По сравнению с российскими
тарифами в ЕТТ существенно снижена ввозная
пошлина на бытовую технику и электронику,
большие автобусы и медтехнику, повышена
пошлина на импорт одежды, снижена пошлина
на отдельные виды жемчуга и алмазов, изменены
ставки на импорт отдельного вида труб,
металлолома. Частично изменена кодификация
(код ЕТТ не совпадает с кодом ТН ВЭД).
Несмотря на единые Таможенный
кодекс и таможенный тариф, неизбежны
изъятия, исключения для каждой из стран.
В связи с введением в действие
с 1 января 2010 г. Единого таможенного тарифа
и других инструментов регулирования
внешнеторговой деятельности Таможенного
союза с основными торговыми партнерами
будут проведены консультации по изменениям
в режиме торговли.
Функции внешнеторгового регулирования
трех стран переданы Комиссии Таможенного
союза с 1 января 2010 г.
Ставки применяются к товарам, ввозимым
на территорию Таможенного союза из третьих
стран. Таможенный тариф установлен на
каждый тип товаров на единицу его количества
(вес, объем или количество единиц, штук).
В настоящее время Единый таможенный тариф
Таможенного союза (ЕТТ) содержит 21 раздел
(97 групп), куда включены практически все
типы и виды товаров (аналогичное количество
разделов и групп содержится в ТН ВЭД).
ЕТТ утвержден Решением Комиссии Таможенного
союза (КТС) от 18.11.2011.
Единый таможенный тариф Таможенного
союза не регулирует вопросы установления
размера вывозных таможенных пошлин, отдавая
это на откуп Правительствам стран-членов
ТС. Решением Комиссии таможенного союза
от 27.11.2009 №130 было установлено право каждого
государства-члена ТС устанавливать таможенные
преференции в отношении отдельных лиц,
или отдельных таможенных процедур, выбираемых
этими лицами. В таком случае, необходимо
на уровне КТС установить меры и способы
контроля исполнения предписанных ограничений
по использованию ввезенных на льготном
основании на территорию Таможенного
союза товаров. ЕТТ не предусматривает
таможенных пошлин между странами-членами
Таможенного союза.
В настоящее время Единый таможенный
тариф Таможенного союза на территории
России дополняется Законом о таможенном
регулировании, постановлениями Правительства
РФ. ЕТТ ТС является одним из ключевых
элементов обеспечения единства таможенной
территории стран-участниц Таможенного
союза, а также основой для принятия единых
мер контроля и надзора в сфере соблюдения
норм таможенного законодательства на
территории этих государств.