Повышение эффективности применения таможенного тарифа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Таможенный тариф является одним из основных инструментов торговой политики государства. Под таможенным тарифом понимают перечень ставок таможенных пошлин, упорядоченных в соответствии с товарной номенклатурой, которая применяется для классификации товаров во внешней торговле той или иной страны. Товарная номенклатура – это классификатор товаров, который применяется для целей государственного регулирования экспорта и импорта и статистического учета внешнеторговых операций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАТЕГОРИИ «ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ» 5
1.1 Тариф как инструмент регулирования внешней торговли 5
1.2 Понятие таможенного тарифа, его элементы, основные принципы формирования 9
1.3 Значение Единого таможенного тарифа 14
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕДИНОГО ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА 22
2.1 Принципы построения таможенных тарифов 22
2.2 Анализ практики применения Единого таможенного тарифа Таможенного Союза 25
2.3 Выявление проблем применения мер таможенно-тарифного регулирования внешней торговли и совершенствование эффективности применения таможенного тарифа 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

povyshenie_effektivnosti_primenenia_tamozhennogo.docx

— 221.42 Кб (Скачать файл)

В настоящее время допускается предоставление тарифных льгот в отношении следующих категорий товаров:

  • ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных таможенным законодательством;
  • ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;
  • ввозимых в рамках международного сотрудничества государств-членов Таможенного союза в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией Таможенного союза.

Еще одним неотъемлемым элементом таможенно-тарифного регулирования является товарная номенклатура таможенного тарифа.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности - это инструмент системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, который предназначен для сбора данных внешнеторговой статистики, а также регистрации участков внешнеэкономических связей (с указанием объекта торговли, декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу, нетарифного регулирования экспортно-импортных операций, оперативного регулирования внешних экономических связей, включая тарифное регулирование и др.).

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества независимых государств.

Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации представляет собой номенклатуру, включающую в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также основные правила классификации для ее толкования.

В свою очередь, товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества независимых государств - это классификатор товаров, включающий в себя товарные позиции, субпозиции и подсубпозиции и относящиеся к ним классификационные (цифровые) коды, действующий на территории Содружества независимых государств.

В настоящее время на территории РФ действует Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. ТН ВЭД ТС построена по принципу действовавшей ТН ВЭД России. Для каждого товара имеется свое десятизначное кодовое обозначение. Первые две цифры обозначают товарную группу, четыре - товарную позицию, шесть - субпозицию, десять - подсубпозицию.

В ЕТН ВЭД ТС содержится 1221 товарная позиция, 5052 субпозиции, 11 171 10-разрядная подсубпозиция.

В настоящее время в соответствии с решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18 с 1 января 2010г. вступили в силу следующие правовые акты:

  • Соглашение о едином таможеннно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года;
  • Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года;
  • Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа от 12 декабря 2008 года;
  • Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года;
  • Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года.

 

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕДИНОГО ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА

 

 

2.1 Принципы построения таможенных тарифов

 

Важнейшим организационным принципом построения таможенных тарифов является классификация товаров. Классификационные схемы, положенные в основу национальных таможенных тарифов, во многом определяют их экономическую эффективность.

Основой построения таможенных тарифов является Гармонизированная система описания и кодирования товаров, разработанная в рамках СТС в период 1950-1981 гг., вступившая в действие с 1 января 1988 г. и используемая в практике более 100 государств. Она представляет собой многоцелевую международную классификационную систему, т.е. многоцелевую товарную номенклатуру, в основу построения которой заложена совокупность различных признаков товаров, и, прежде всего таких его характеристик, как степень технологической обработки, назначение, вид материала и сырья, из которого он изготовлен, значимость в системе мировой торговли. ГС отвечает потребностям таможенных и статистических органов и предпринимательской деятельности, что позволяет одинаково успешно использовать ее в классификационных целях в международной торговле, таможенном деле, в процессах производства, транспортно-экспедиторских операциях, в национальной и международной статистике.

Принцип построения ГС базируется на цифровых кодах и описании товаров в составе групп, подгрупп и других детализированных позиций.

Объектом классификации в ГС являются товары, обращающиеся в международной торговле, которые сгруппированы в составе шести подразделений: разделов, групп, подгрупп, товарных позиций, подпозиций и субпозиций. Наиболее крупными из них выступают разделы (21), выполняющие вспомогательную классификационную функцию. Разделы служат для удобства пользования системой, их цифровые обозначения не входят в рабочий цифровой код ГС. Ее главными рабочими подразделениями являются группы (94); подгруппы (33), также не имеющие цифрового обозначения; позиции (1241); подпозиции (3553), как и подгруппы без цифрового кода, и субпозиции (5019).

Классификационная схема имеет сквозное цифровое кодирование, где первые две цифры обозначают группу товаров, а каждые последующие пары цифр соответственно: место товара внутри группы (товарную позицию), затем внутри товарной позиции (субпозицию). К примеру, шестизначный код 56.05.07 будет означать группу 56 (сталь и изделия из нее), товарную позицию 56.05 - стальную проволоку, субпозицию 56.05.07 - стальную проволоку диаметром сечения 7 мм.

Конвенция ГС содержит обязательства развитых стран применять шестизначную степень дробности для таможенных и статистических целей. Развивающиеся страны могут ограничить свою классификационную систему четырехзначным уровнем, т.е. группой и товарной позицией. Система ГС допускает также возможность дальнейшей товарной классификации в пределах субпозиций в случае, если это требуется в интересах национальной практики.

Таким образом, описания подразделений субпозиций и их цифровых кодов в системе различных стран могут не совпадать. Однако международная практика свидетельствует, что ГС значительно ускорила время на таможенное оформление, позволила не только использовать компьютерные системы в таможенном контроле и обработке данных, повышая их достоверность и оперативность информации об экспортно-импортных потоках в системе международной торговли, но и обеспечила также возможность обработки систем дифференцированных технологий в международной реализации продукции и услуг в зависимости от категории товара, меры принадлежности перемещающим его лицам и уровня унификации процедур таможенного оформления.

Наиболее универсальными принципами построения импортных таможенных тарифов в интересах покровительствования национальному производству являются принцип эскалации тарифа и система его построения на основе принципа эффективной тарифной защиты. Использование указанных подходов позволяет упорядочить структуру ставок импортного тарифа. Общей предпосылкой в данном случае будет придание всему тарифу единой направленности на создание условий для облегчения конкуренции отечественных предприятий с иностранными поставщиками. 
Принцип эскалации тарифа основан только на учете характера товара. Эскалация товара – повышение ставок тарифа на товары по мере повышения степени их обработки.8

Этому принципу следуют подавляющее большинство государств. На практике это выражается в установлении наиболее низких ставок пошлин на сырьевые товары и наиболее высоких – на готовые изделия и продукцию высокой степени обработки.

Таким образом, создаются стимулы для ввоза в страну в первую очередь необходимых сырья и механизмов. При этом создаются барьеры на пути ввоза готовых изделий и продукции высокой степени переработки, что создает стимулы для развития обрабатывающей промышленности внутри страны.

Политика эффективной тарифной защиты – политика применения низких ставок импортных пошлин на импортное сырье и комплектующие и высоких ставок импортных пошлин на конечную продукцию.

Применение мер таможенно-тарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров производится определение страны происхождения товаров. Правила определения страны происхождения товаров устанавливаются в целях применения тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с установленными критериями. Отдельные проблемы, связанные с правилами происхождения товаров, были урегулированы в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото): в приложениях о правилах происхождения товаров, о документальном подтверждении происхождения товаров и о контроле за документами, подтверждающими происхождение товаров.

Снижение и упорядочение тарифных барьеров было одной из важнейших задач ГАТТ-47. При этом основными инструментами либерализации тарифных барьеров являлись обязательства участников по связыванию тарифных ставок и механизм регулярных многосторонних переговоров – раундов переговоров ГАТТ. В результате средний уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах – членах ГАТТ с 1947 года сократился более чем в 4 раза – до 6-7 % на промышленные изделия.

 

2.2 Анализ практики применения Единого таможенного тарифа Таможенного Союза

 

Итак, вникнув непосредственно в теорию проблемы таможенно-тарифного регулирования, можно перейти к анализу практической части применения вышеуказанного механизма, понять, как он работает на самом деле и изучить правоприменительную практику в области таможенного дела на конкретном примере Таможенного Союза.

Таможенно-тарифными мерами регулирования внешнеэкономической деятельности в Таможенном Союзе являются:

  • Единый Таможенный тариф с Единой товарной номенклатурой ВЭД ТС;
  • Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС;
  • Сезонные пошлины.

Единый Таможенный тариф Таможенного союза - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с ЕТН ВЭД. Ввозная таможенная пошлина определена как, обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств Сторон.

Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и иных обстоятельств, за исключением случаев, предусмотренных Соглашением «О едином таможенно-тарифном регулировании».

При ввозе товаров на единую таможенную территорию государств участниц таможенного союза могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.

Для оперативного регулирования ввоза товаров на единую таможенную территорию государств участниц таможенного союза при необходимости могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины, срок действия которых не может превышать 6 месяцев в году, применяемые вместо ввозных таможенных пошлин. Примером ввода сезонных пошлин может послужить ввоз сахара-сырца в таможенный союз в размере $50 за тонну которые вступили в силу с 1 марта и действовали два месяца - до 30 апреля. С октября прошлого года пошлина составляла $140 за тонну.

Согласно ст. 74 ТК ТС к льготам по уплате таможенных платежей относятся:

  • тарифные преференции.

К примеру, если товар находится в Перечне товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, и страна находится в Перечне наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций таможенного союза, то ставка составляет 75 % от ставки установленной в Едином Таможенном тарифе в соответствии со ст. 7 Соглашения «о ЕТТР».

  • тарифные льготы - освобождений от уплаты ввозных таможенных пошлин (вне зависимости от страны происхождения товара).

Основные тарифные льготы (например, в отношении гуманитарной и технической помощи, при ввозе товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, в отношении транспортных средств, осуществляющих международные перевозки) закреплены в ст. 6 Соглашении «О ЕТТР». Например, тарифные льготы предоставляются в отношении транспортных средств, собранных в рамках промышленной сборки на территории одной страны таможенного союза, при их перемещении на территорию другой страны-участницы. Суть такой льготы заключается в следующем: импортные автомобильные комплектующие ввозятся, например, на территорию России по сниженным (нулевым) ставкам ЕТТ, а затем после промышленной сборки готовый автомобиль беспошлинно вывозится на территорию иных стран таможенного союза;

Информация о работе Повышение эффективности применения таможенного тарифа