Повышение эффективности применения таможенного тарифа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 17:48, курсовая работа

Описание работы

Таможенный тариф является одним из основных инструментов торговой политики государства. Под таможенным тарифом понимают перечень ставок таможенных пошлин, упорядоченных в соответствии с товарной номенклатурой, которая применяется для классификации товаров во внешней торговле той или иной страны. Товарная номенклатура – это классификатор товаров, который применяется для целей государственного регулирования экспорта и импорта и статистического учета внешнеторговых операций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАТЕГОРИИ «ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ» 5
1.1 Тариф как инструмент регулирования внешней торговли 5
1.2 Понятие таможенного тарифа, его элементы, основные принципы формирования 9
1.3 Значение Единого таможенного тарифа 14
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕДИНОГО ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА 22
2.1 Принципы построения таможенных тарифов 22
2.2 Анализ практики применения Единого таможенного тарифа Таможенного Союза 25
2.3 Выявление проблем применения мер таможенно-тарифного регулирования внешней торговли и совершенствование эффективности применения таможенного тарифа 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

povyshenie_effektivnosti_primenenia_tamozhennogo.docx

— 221.42 Кб (Скачать файл)

Ставка таможенной ввозной пошлины устанавливается в процентах от размера таможенной стоимости, в долларах США или евро. Процентная ставка колеблется от 5 до 20% и более. На некоторые группы товаров установлена нулевая ввозная пошлина. На размер ставки ввозной таможенной пошлины оказывают значение такие факторы, как: страна происхождения товара, выбранная таможенная процедура, под которую помещается товар на территории Таможенного союза. Так, предусмотрено предоставление преференций на ввоз товаров из стран, в отношении которых установлен режим наиболее благоприятствуемой нации, из развивающихся стран. А также из стран, с которыми был, одним из государств-членов ТС, заключен международный договор на предоставление таких преференций (в этом случае, право снижения размера таможенного тарифа законно только на территории одной страны, этот самый договор и заключившей).

Таможенные тарифные ставки дифференцируется в зависимости от страны, из которой происходит товар. Можно выделить четыре уровня разделения. Базовые ставки, приведенные в Едином таможенном тарифе, используются в отношении товаров поступающих из стран, с которыми государство находится в режиме благоприятствования. Если торгово-политическая ситуация между государствами не предусматривает такого режима, то таможенный тариф удваивается, то есть принимается максимальная таможенная ставка. Товары, поступающие из развивающихся стран, получают преференции в форме снижения таможенного тарифа до уровня 75%. Нулевая ставка таможенных пошлин введена для товаров, происходящих из стран СНГ. Если по каким-либо причинам невозможно определить страну происхождения груза, то к нему применяется базовый тариф. Использование того или иного таможенного тарифа диктуется исключительно свойствами груза и никак не зависит от лиц перемещающих товары, видов заключенных сделок или других факторов.3

Новая ТН ВЭД ТС и ЕТТ ТС разработаны с учетом обязательств, которые взяла на себя РФ при вступлении в ВТО.  Около 90 процентов от общего числа тарифных линий сохраняются на уровне действующего тарифа. Ставки снижаются на товары примерно 1000 товарных позиций, например на товары продовольственной группы, ковры, готовую одежду, транспортные средства. По предварительным расчетам, при переходе на новую редакцию ЕТТ ТС средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины снизится с 9,6 процента до 7,5 - 7,8 процента по сравнению с действующим таможенным тарифом.

Т.к.  Казахстан и Белоруссия не являются членами ВТО, то для этих стран предусмотрены некоторые изъятия. То есть на определенные товары в этих странах сохранятся действующие в настоящее время ставки ЕТТ ТС. Ставки ввозных таможенных пошлин для Белоруссии и Казахстана, отличные от ставок ЕТТ ТС, утверждены Решением Совета ЕЭК от 16.07.2012 № 55 «О применении Республикой Беларусь и Республикой Казахстан ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, в отношении отдельных категорий товаров» (далее - Решение № 55). Для указанных стран ставки останутся на прежнем уровне по большинству товарных позиций 87 группы, в которую входят разного рода транспортные средства, в том числе автомобили. Ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Решением № 55, для Белоруссии будут действовать до ее присоединения к ВТО, а для Казахстана - в течение шести месяцев, по истечении которых срок продлевается до вступления Казахстана в ВТО.

Основными целями таможенного тарифа являются: рационализация товарной структуры импорта; формирование условий для прогрессивных изменений структуры национального производства и потребления;

 Реализации указанных целей  в наибольшей степени соответствует  трехуровневая структура таможенного  тарифа. Каждый уровень определен  на основе степени обработки  товаров - сырье, полуфабрикаты и  готовые изделия. В качестве базовой, с учетом международной практики, выбрана следующая структура  импортного таможенного тарифа: сырье и материалы - 0-5%, полуфабрикаты  и комплектующие - 5-15%, готовые изделия - 15-30%.4

Тариф основан на принципах построения импортных тарифов, применяемых в большинстве стран.

Во-первых, эскалация тарифа - повышение ставок пошлин по мере роста степени обработки продукции.

Во-вторых, эффективный тариф - установление низких ставок пошлин на товары, необходимые для развития производств с высокой долей вновь созданной стоимости.

В качестве основы тарифа в Таможенном союзе  используется Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Комбинированной номенклатуры Европейского Союза (первые восемь знаков цифрового кода ТН ВЭД).

Основными целями таможенного тарифа являются: рационализация товарной структуры импорта; формирование условий для прогрессивных изменений структуры национального производства и потребления;

 Реализации указанных целей  в наибольшей степени соответствует  трехуровневая структура таможенного  тарифа. Каждый уровень определен  на основе степени обработки  товаров - сырье, полуфабрикаты и  готовые изделия. В качестве базовой, с учетом международной практики, выбрана следующая структура импортного таможенного тарифа: сырье и материалы - 0-5%, полуфабрикаты и комплектующие - 5-15%, готовые изделия - 15-30%.

Тариф основан на принципах построения импортных тарифов, применяемых в большинстве стран.

Во-первых, эскалация тарифа - повышение ставок пошлин по мере роста степени обработки продукции.

Во-вторых, эффективный тариф - установление низких ставок пошлин на товары, необходимые для развития производств с высокой долей вновь созданной стоимости.

В качестве основы тарифа в Таможенном союзе  используется Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Комбинированной номенклатуры Европейского Союза (первые восемь знаков цифрового кода ТН ВЭД).

Таможенный тариф выполняет различные функции,  в том числе фискальную и регулирующую. Фискальная функция сводится к обеспечению поступлений платежей в бюджет, которые в дальнейшем направляются на решение государственных задач. Можно полагать, что от приоритетности той или иной функции зависит и направление работы по повышению эффективности таможенно-тарифного механизма.  Из анализа макроэкономических показателей,  таких как доля таможенной пошлины в доходной части бюджета,  уровень обложения экспортно-импортных операций и  других можно сделать вывод о том,  что в России преобладает именно фискальнДля того чтобы изменить ситуацию и ориентировать импортный таможенный тариф на выполнение регулирующей функции,  необходима смена стратегических ориентиров,  постепенный переход от реализации фискальной к регулирующей функции таможенной пошлины.

Таможенный тариф всегда отражает те структурные изменения,  которые происходят в экономической,  социальной и финансовых сферах общества,  способствуя со своей стороны дальнейшему развитию хозяйства страны. Для достижения экономического роста необходимо принять ряд мер по изменению импортного таможенного тарифа. Повышение эффективности таможенно-тарифного регулирования возможно при смене направленности таможенного тарифа с выполнения фискальной на регулирующую функцию.

 

1.3 Значение Единого  таможенного тарифа

 

Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 27 ноября 2009 г. № 18 установлена коллизионная норма, согласно которой применение ставок ЕТТ ТС, в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условий их ввоза, регулируется национальным законодательством, если иное не предусмотрено Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании и решениями Комиссии ТС. В преамбуле Соглашения о ЕТТР отмечено, что Единый таможенный тариф принят в целях экономической интеграции стран - участниц ТС, он соответствует общепризнанным нормам и правилам международной торговли. Этим Соглашением устанавливается применение на единой таможенной территории Единого таможенного тарифа как инструмента торговой политики ТС.

Основными целями Единого таможенного тарифа (ч.3 ст.1 Соглашения о ЕТТР) являются:

1) рационализация товарной  структуры ввоза товаров на  единую таможенную территорию;

2) поддержание рационального  соотношения вывоза и ввоза  товаров на единой таможенной  территории;

3) создание условий для  прогрессивных изменений в структуре  производства и потребления товаров  в таможенном союзе;

4) защита экономики таможенного  союза от неблагоприятного воздействия  иностранной конкуренции;

5) обеспечение условий  для эффективной интеграции таможенного  союза в мировую экономику.5

Таким образом, в Соглашении о ЕТТР отмечается важная роль Единого таможенного тарифа в создании прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров не только России, но и других стран - участниц ТС.

Кроме этого, анализ приведенных целей ЕТТ позволяет сделать вывод о наличии системной связи национального законодательства РФ о таможенном тарифе и наднациональных норм ТС, которые практически полностью совпадают в своем целеполагании и определяют таможенный тариф как инструмент торговой политики.

В ст.2 Соглашения о ЕТТР приводится глоссарий, который является результатом правовой институционализации таможенно-тарифного регулирования в таможенном союзе. Сравнительный анализ содержащихся в нем категорий с положениями, закрепленными в ГАТТ/ВТО, позволяет сделать вывод о непротиворечивости и системности формулируемых понятий, охвате ими основных сущностных характеристик таможенного тарифа как правового института. В целом, можно отметить, что в указанное Соглашение включены стандарты ГАТТ/ВТО. Это позволяет сделать вывод об отсутствии формальных препятствий, по крайней мере, в институте ЕТТ, для вступления в ВТО.

В ч.2 ст.3 названного Соглашения реализуется основополагающий принцип таможенно-тарифного регулирования в таможенных союзах, согласно которому государства-участники осуществляют единую тарифную политику в отношении товаров, ввозимых из третьих стран на территорию ТС. Так, ставки ввозных таможенных пошлин ЕТТ являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и иных обстоятельств, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Соглашением.

Важным принципом регулирования вопросов ЕТТ является принцип солидарности в международных экономических отношениях3. Данный принцип реализуется в положениях ч.2 ст.4 Соглашения о ЕТТР, в соответствии с которыми стороны Соглашения согласуют принципы и порядок формирования ЕТТ, включая сроки, этапы, обязательства по согласованию решений об изменении ставок ввозных таможенных пошлин в период формирования ЕТТ, условия и механизм применения тарифных квот. Итоги переговоров оформляются протоколами, которые направляются в Комиссию ТС. В случае согласия всех сторон на основании протоколов Комиссия ТС формирует базовый перечень Единого таможенного тарифа либо изменяет ставки ввозных таможенных пошлин, содержащихся в базовом перечне ЕТТ.

Несмотря на то, что необходимым условием формирования ЕТТ является совпадение ставок ввозных таможенных пошлин сторон Соглашения по всей номенклатуре товаров. Соглашение предоставляет сторонам возможность согласовать условия и порядок применения одной из сторон Соглашения более высоких или более низких ставок ввозных таможенных пошлин в исключительных случаях6.

Таможенно-тарифное регулирование представляет собой совокупность методов, приемов и способов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в основе которых лежит применение таможенных процедур, пошлин и правил.

В настоящее время вопросы, касающиеся таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, регулируются нормативными правовыми актами двух уровней:

  • первый уровень - наднациональное законодательство;

  • второй уровень - национальное законодательство.

Отметим, что в соответствии с п.2 ст.1 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, - в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза.

В настоящее время в связи с образованием Таможенного союза республики Белоруссия, республики Казахстан и Российской Федерации, в РФ в указанных государствах применяются единые ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа таможенного союза, утвержденные решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 18 (приложение 1).

Подчеркнем, что ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа таможенного союза применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условий их ввоза в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза, если иное не предусмотрено соглашением «О едином таможенно-тарифном регулировании» от 25.01.2008 года, решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации» и иными решениями Комиссии таможенного союза (ст.2 решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации»).

В соответствии с соглашением «О едином таможенно-тарифном регулировании» от 23.01.2008, утвержденном решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18 для упорядочения деятельности в сфере регулирования внешней торговли закрепляются следующие понятия:

  • базовый перечень единого таможенного тарифа - свод ставок ввозных таможенных пошлин, в отношении которых государствами-членами Таможенного союза достигнуто согласие об их размерах в едином таможенном тарифе;
  • ввозная таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза;
  • внеквотная ставка ввозной таможенной пошлины - ставка ввозной таможенной пошлины, устанавливаемая на товары, ввозимые сверх установленной тарифной квоты;
  • внутриквотная ставка ввозной таможенной пошлины - ставка ввозной таможенной пошлины, устанавливаемая на товары, ввозимые в пределах установленной тарифной квоты;
  • ставка ввозной таможенной пошлины - размер (величина) ввозной таможенной пошлины;
  • тарифная квота - мера регулирования ввоза на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза отдельных видов товаров, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) и более высокой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе товара свыше этого количества.

Также в указанном выше соглашении закрепляются правовые основы и такого института внешней торговли как тарифные льготы. Так, при ввозе товаров на единую таможенную территорию могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Однако они не могут носить индивидуальный характер.7

Информация о работе Повышение эффективности применения таможенного тарифа