Права и обязанности органов валютного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 20:53, реферат

Описание работы

Экспортно-импортные потоки товаров и услуг являются одним из показателей уровня развития стран. Вне всякого сомнения, не всегда возможно стать экспортером продукции, даже имея абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства, обеспеченность факторами производства. Позиции экспортера и импортера в значительной степени зависят от степени развития конкуренции на международных рынках и внутри страны. Экспорт и импорт товаров проявляется как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……3
1 Понятия и цели валютного контроля, правовая база…………………..4
2 Характеристика органов валютного контроля…………………...…….8
3 Валютное регулирование Российской Федерации……………………14
4 Статистика валютного контроля…………………………………....….19
5 Права и обязанности органов валютного контроля……………….….21
Заключение…………………………………………………….………….25
Список использованной литературы…………………………...………..27

Файлы: 1 файл

реферат таможка.docx

— 41.97 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………….……3

1 Понятия и цели валютного контроля, правовая база…………………..4

2 Характеристика органов валютного контроля…………………...…….8

3 Валютное регулирование  Российской Федерации……………………14

4 Статистика валютного контроля…………………………………....….19

5 Права и обязанности органов валютного контроля……………….….21

Заключение…………………………………………………….………….25

Список использованной литературы…………………………...………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Экспортно-импортные потоки товаров и услуг являются одним  из показателей уровня развития стран. Вне всякого сомнения, не всегда возможно стать экспортером продукции, даже имея абсолютные и сравнительные  преимущества в издержках производства, обеспеченность факторами производства. Позиции экспортера и импортера  в значительной степени зависят  от степени развития конкуренции  на международных рынках и внутри страны. Экспорт и импорт товаров  проявляется как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.

Что касается макроэкономического  развития, то каждая страна стремится  как можно больше экспортировать, а импортировать в размерах экспортной выручки, что в экономической  науке определяется функцией экспорта и импорта. Чтобы их использовать, необходимо отвлечься от валютных курсов, потребительских предпочтений в  различных странах и структурных  характеристик экономики. Так, уровень  экспорта страны рассматривается как  возрастающая функция национального  дохода других стран. Иначе говоря, экспорт возрастает с ростом национального  дохода других стран и наоборот, а импорт данной страны возрастает с ростом национального дохода страны. Таким образом, имеются определенные взаимозависимости между экспортом, импортом и национальным доходом  двух стран, что объясняется мультипликатором внешней торговли. Действие мультипликатора  внешней торговли выражается в том, что увеличение инвестиций в какой-то стране вызывает в ней прежде всего  повышение дохода в результате нормального  мультипликационного процесса. Но по мере роста национального дохода этой страны увеличивается также  объем ее импорта, а поскольку  импорт этой страны является одновременно экспортом другой страны, то возрастает также и национальных доход последней. В свою очередь рост ее национального  дохода вызывает увеличение импорта  данной страны, а поскольку он представляет собой одновременно экспорт первой страны, то это снова ведет к  увеличению дохода первой страны. Таким  образом, выражается зависимость между  такими экономическими параметрами, как  национальный доход, экспорт, импорт.

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов валютного регулирования и валютного  контроля.

Объектом теоретического исследования в данной курсовой работе является особенности организации  валютного контроля в РФ.

 

 

1 Понятия и цели валютного  контроля, правовая база

Как уже было сказано целью  валютного контроля является обеспечение  экспортерами зачисления валютной выручки  от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации. Зачисление выручки от экспорта товаров на иной счет, чем счет Экспортера в уполномоченном банке, указанный  в контракте, допускается только при наличии у Экспортера разрешения Банка России.

Для целей настоящего диплома  используются следующие основные понятия:

Экспортер - предприятие (учреждение, организация) либо физическое лицо - резидент Российской Федерации, от имени которого заключен контракт (договор, соглашение) на экспорт товаров (далее - контракт);

Банк - уполномоченный банк либо его филиал, где ведется счет, на который должна поступить валютная выручка от экспорта товаров по данному  контракту;

Паспорт сделки (далее сокращенно - ПС) - базовый документ валютного  контроля, оформляемый Экспортером  в Банке и содержащий сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые  для осуществления этого контроля, изложенные в стандартизированной  форме;

Учетная карточка таможенно-банковского  контроля (далее сокращенно - УК) - возвратный документ, формируемый таможенными  органами для направления в Банки  и содержащий часть сведений на грузовой таможенной декларации (далее - ГТД), необходимых  Банкам для осуществления контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров;

Реестр - документ, объединяющий УК, направляемые в один Банк и имеющие  одну контрольную дату возврата в  таможенные органы;

Досье - специальная подборка документов по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта товаров. Досье формируется уполномоченными  банками по каждому ПС;

Журнал - журнал, который  ведется Банком для отдельного учета  входящих и исходящих документов валютного контроля, указанных в  настоящей Инструкции;

Ответственные лица Банка - сотрудники Банка, уполномоченные подписывать  ПС и совершать иные действия по валютному контролю от имени Банка, как агента валютного контроля.

В настоящее время поступление  выручки от экспорта товара регулируется в первую очередь совместной Инструкцией  ЦБ и Государственного Таможенного  Комитета  "О порядке осуществления  валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров", а  также Законом РФ №3615-1 от 09.10.2009г. «О валютном регулировании и валютном контроле», Инструкцией ЦБ №7 от 29.06.2009г. «О порядке обязательной продажи организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ» и рядом других нормативных документов.

Физические и юридические  лица, как отечественные, так и  иностранные, принимающие участие  в валютных операциях в Российской Федерации, делятся на резидентов и  нерезидентов.

Резидентами являются:

физические лица, постоянно  проживающие в России, в том  числе временно находящиеся за границей;

юридические лица, созданные  в соответствии с Российскими  законами, с местонахождением на территории Росси;

дипломатические и иные официальные  представительства России за ее пределами  и другие.

Нерезидентами считаются:

физические лица, постоянно  проживающие за границей, в том  числе временно находящиеся в  России;

юридические лица, созданные  в соответствии с законодательством  иностранных государств с местонахождением за пределами России;

находящиеся в России иностранные  дипломатические и иные официальные  представительства, а также международные  организации и другие.

Расчеты между юридическими лицами-резидентами в иностранной  валюте производятся на основании заключенных  между ними договоров (контрактов). Сделки купли-продажи свыше 10 тыс. ам.долларов фиксируются в территориальными управлениями Банка России.

Резиденты, как юридические, так и физические лица, могут иметь  счета и вклады в иностранных  валютах в уполномоченных коммерческих банках России. Порядок открытия валютных счетов в российских банках и осуществления  через эти счета операций устанавливает  Центральный банк РФ. Для открытия валютного счета юридическому лицу необходимо предоставить в уполномоченный коммерческий банк ряд документов:

заявление на открытие счета;

нотариально заверенные копии  устава организации и учредительных  документов;

свидетельство о государственной  регистрации юридического лица;

документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах и  регистрацию в качестве плательщика  страховых взносов;

документ о регистрации  в органах государственной статистики;

заверенную нотариусом карточку с образцами подписей лиц, имеющих  в данной организации право распоряжаться  иностранной валютой.

Организации и предприятия  могут иметь несколько валютных счетов в одном или в ряде коммерческих банков, как и вправе открывать  счета в нескольких валютах.

Поступления в иностранной  валюте в пользу предприятий и  организаций за экспорт товаров (работ, услуг), а также выручка  от реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту на территории России подлежат обязательному зачислению на валютные счета в уполномоченных банках России. Следует отметить, что  под сокрытой выручкой в иностранной  валюте понимается выручка, не зачисленная  на счета в уполномоченных банках на территории РФ, не зависимо от того, что она нашла отражение в  бухгалтерском учете предприятия.

Уполномоченные банки  открывают каждому предприятию  и организации параллельно два  вида счетов:

транзитный валютный счет - для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте;

текущий валютный счет - для  учета средств, остающихся в распоряжении предприятий и организаций после  обязательной продажи части валютной выручки.

Предприятия и организации  независимо от форм собственности, включая  предприятия с участием иностранного капитала, осуществляют продажу 75% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке  Росси через уполномоченные банки  по рыночному курсу [7].

При зачислении валютной выручки  на транзитный валютный счет предприятия  уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня извещает об этом предприятие, а последнее дает поручение этому  банку на обязательную продажу валюты и на перечисление оставшейся части  на свой текущий валютный счет. Уполномоченный банк должен продать полученную от предприятия иностранную валюту в течение семи рабочих дней.

По операциям уполномоченных банков, связанных с обязательной продажей части экспортной валютной выручки на внутреннем валютном рынке, их комиссионное вознаграждение не должно превышать 1,3% от суммы продаваемой  иностранной валюты (включая расходы  по выплате комиссионного вознаграждения межбанковским валютным биржам), (в  АКБ «Северный Народный Банк»  тариф на выполнение функций агента валютного контроля установлен в 0,1% от суммы контракта, а комиссионное вознаграждение устанавливается в  пределах 0,7-0,9% от суммы продаваемой  иностранной валюты; комиссионное вознаграждение межбанковских валютных бирж - не более 0,3% от суммы нетто - продажи иностранной валюты, проведенной через биржу.

Оставшаяся после обязательной продажи часть валютной выручки  может быть реализована на валютном рынке по курсу рубля, устанавливаемому предприятием по согласованию с уполномоченным банком, или использована на оплату закупаемых предприятием за границей товаров и на другие нужды.

С текущего валютного счета  отечественные предприятия и  организации могут получить наличную иностранную валюту или приобрести чеки в иностранной валюте, но только на расходы, связанные с загранкомандировками своих сотрудников (не ранее чем  за три банковских дня до их убытия в командировку).

 

 

2 Характеристика органов  валютного контроля

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного  контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в лице таких органов, как Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Государственный таможенный комитет  Российской Федерации, правоохранительные органы.

Основным органом валютного  регулирования является Центральный  банк Российской Федерации, уполномоченный:

- определять сферу и  порядок обращения в Российской  Федерации иностранной валюты;

- издавать нормативные  акты, обязательные к исполнению  на территории России резидентами  и нерезидентами;

- проводить все виды  валютных операций;

-устанавливать правила  проведения резидентами и нерезидентами  в РФ операций с иностранной  валютой и ценными бумагами  в иностранной валюте, а также  правила проведения нерезидентами  в РФ операций с валютой  РФ и ценными бумагами в  валюте РФ;

- устанавливать порядок  обязательного перевода, ввоза и  пересылки в Российскую Федерацию  иностранной валюты и ценных  бумаг в иностранной валюте, принадлежащих  резидентам, а также случаи и  условия открытия резидентами  счетов в иностранной валюте  в банках за пределами РФ;

- устанавливать общие  правила выдачи лицензий банкам  и иным кредитным учреждениям  на осуществление валютных операций  и выдавать такие лицензии;

- устанавливать единые  формы учёта, отчётности, документации  и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными  банками, а также порядок и  сроки их представления;

- готовить и публиковать  статистику валютных операций  Российской Федерации по принятым  международным стандартам, а также  выполнять иные функции, предусмотренные  Законом.[2]

Федеральная служба по валютному  и экспортному контролю выполняет  следующие функции:

- контролирует соблюдение  резидентами и нерезидентами  законодательства России и ведомственных  нормативных актов, регулирующих  осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств  перед государством в иностранной  валюте;

- осуществляет контроль  за полнотой поступления в  установленном порядке средств  в иностранной валюте по внешнеэкономическим  операциям;

- участвует в ведении  контроля за соблюдением порядка  квотирования и лицензирования  экспорта товаров и услуг и  правильности использования полученных  квот и лицензий;

Информация о работе Права и обязанности органов валютного контроля