Права и обязанности органов валютного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 20:53, реферат

Описание работы

Экспортно-импортные потоки товаров и услуг являются одним из показателей уровня развития стран. Вне всякого сомнения, не всегда возможно стать экспортером продукции, даже имея абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства, обеспеченность факторами производства. Позиции экспортера и импортера в значительной степени зависят от степени развития конкуренции на международных рынках и внутри страны. Экспорт и импорт товаров проявляется как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……3
1 Понятия и цели валютного контроля, правовая база…………………..4
2 Характеристика органов валютного контроля…………………...…….8
3 Валютное регулирование Российской Федерации……………………14
4 Статистика валютного контроля…………………………………....….19
5 Права и обязанности органов валютного контроля……………….….21
Заключение…………………………………………………….………….25
Список использованной литературы…………………………...………..27

Файлы: 1 файл

реферат таможка.docx

— 41.97 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Законом, резиденты (физические лица - индивидуальные предприниматели и юридические  лица), за исключением кредитных  организаций и валютных бирж, открывают  банковские счета в иностранных  банках после предварительной регистрации  открываемого счета в налоговых  органах по месту учета резидента  в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России. До момента вступления в силу нового порядка предварительной  регистрации, по нашему мнению, будут  по аналогии применяться вышеперечисленные  акты ФНС .

В пункте 1 Указания № 1577_У  Банк России установил требование о  резервировании при осуществлении  резидентами переводов средств  на свои счета (во вклады) в иностранных  банках в размере 25% суммы осуществляемой валютной операции на срок 15 календарных  дней до дня осуществления валютной операции. Данное требование распространяется на физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в том числе  валютные биржи, но не касается кредитных  организаций.

Требование о резервировании не применяется при осуществлении  юридическим лицом - резидентом перевода средств на свой счет, открытый в  банке за пределами территории РФ для выполнения функций представительства  своим подразделением, не являющимся юридическим лицом и расположенным  вне места нахождения юридического лица - резидента за пределами территории Российской Федерации. В случае установления в соответствии с частью 3 статьи 12 Закона требования о предварительной  регистрации счета (вклада) переводы резидентами средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами  территории Российской Федерации, осуществляются при предъявлении уполномоченному  банку при первом переводе регистрационного документа.

Рассмотрим права, предоставляемые  резидентам РФ с вступлением Закона

Юридические лица - резиденты  вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с настоящим Федеральным  законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, за исключением валютных операций между резидентами, критерии которых  установлены в законе.

Физические лица - резиденты  вправе без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с  передачей имущества и оказанием  услуг на территории РФ, с использованием средств, зачисленных на счета (во вклады), открытые в иностранных банках.

Требования к порядку  открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным  счетам (вкладам) валютных операций, а  также представления отчетов  о движении средств по этим счетам (вкладам), описанные выше, не применяются  к уполномоченным банкам и валютным биржам, которые открывают счета (вклады) в банках за пределами территории РФ, проводят по ним валютные операции и представляют отчеты в порядке, установленном Центральным банком РФ.

Таким образом, с одной  стороны, 19 июня 2005 г. наступила следующая  стадия либерализации действующего валютного законодательства, а с  другой стороны, при осуществлении  переводов за рубеж предприниматели  понесли дополнительные затраты, связанные  с конвертацией (расчеты могут  быть в иностранной валюте, а резервирование в рублях РФ) и резервированием (отвлечением) 25 % суммы перевода на срок 15 дней.

4 Статистика валютного контроля

Валютный контроль - это  деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль в России является составной частью системы валютного  регулирования, обеспечивающая эффективность  устанавливаемых государством валютный ограничений.

Организация валютного контроля в России строится на сочетании трех взаимодополняющих организационно-правовых форм:

1 Общий (неспециализированный) валютный контроль, включающий в себя контроль специальной службы (Минфин РФ), а также взаимодействующих с ней налоговых и правоохранительных органов. В рамках общего контроля реализуется, так называемый, внутренний валютный контроль путем проведения проверок документации.

2 Банковский валютный контроль, объединяющий деятельность Банка России, его территориальных учреждений, а также подотчетных ему агентов - уполномоченных банков Уполномоченный банк - коммерческий банк, получивший лицензию на осуществление операций в иностранной валюте и выполняющий функции агента валютного контроля за операциями своих клиентов. Общими для них являются те направления контроля, которые связаны с наблюдением за законностью валютных операций, осуществляемых через кредитные организации.

3 Таможенный валютный контроль, объединяющий деятельность таможенных органов по контролю за валютными операциями, связанными с перемещением валютных ценностей и товаров через таможенную границу РФ.

Одновременное применение этих трех форм позволяет государству  использовать объективно существующую способность банковской системы  и таможенных органов контролировать определенные виды валютных операций, а также учитывать особенности  различных валютных операций, располагая, наряду с общим, двумя специализированными  формами контроля.

Недостатками такой множественности  форм контроля являются пересечение  и дублирование функций, а также  отсутствие единообразного и четкого  правового регулирования деятельности контролирующих органов.

Все таможенные органы в  пределах своей компетенции осуществляют функции валютного контроля. С  этой целью в их составе действуют  специально созданные структурные  подразделения.

В области осуществления  валютного контроля таможенными  органами ведется контроль за соблюдением  таможенного и валютного законодательства участниками ВЭД в части зачисления денежных средств за экспортируемые товары при экспорте и возврата валютной выручки за не ввезенные импортные  товары в рамках заключенных внешнеторговых контрактов.

Работа в области валютного  контроля ориентируется на предотвращение совершения участниками ВЭД незаконных валютных операций путем уклонения  от технологий валютного контроля, основанных на применении паспортов  сделок, оформляемых уполномоченными  банками.

В неторговом обороте таможенные органы осуществляют контроль за ввозом в РФ и вывозом из РФ физическими  и юридическими лицами наличной иностранной  валюты, валюты РФ, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной  форме, а также дорожных чеков, с  одновременным созданием баз  данных персонифицированного учета  сведений о перемещении физическими  лицами валюты суммами, превышающими в  эквиваленте 10000 долларов США, а также  о перемещении валюты юридическими лицами.

За 2006 год подразделениями  валютного контроля таможенных органов  проведено 37,6 тысяч проверок (за 2005 год - 22,3 тыс.), в ходе которых выявлено 23,2 тысяч нарушений валютного  законодательства на сумму 720 млн. долл. США (за 2005 год - 9,3 тысяч на сумму 942 млн. долл. США). Возбуждено 4,2 тысяч дел  об административных правонарушениях, которые направлены в территориальные  управления Росфиннадзора для рассмотрения, где в результате рассмотрения дел  по 64% (2005 год - 49 %) назначено административное наказание.

Серьезным информационным ресурсом, призванным обеспечить повышение эффективности  валютного контроля, осуществляемого  таможенными органами, явилось подписанное  в ноябре 2006 года Соглашение об информационном взаимодействии Центрального Банка  РФ и ФТС, что позволит с учетом возможностей, открываемых новой  формой ГТД, комплексно решать вопросы  построения новых автоматизированных технологий валютного контроля во внешнеторговой деятельности, основанных на сопоставлении  банковской и таможенной информации (о платежах и поставках товаров).

5 Права и обязанности органов валютного контроля

Банк России оперативно снабжает ГТК России списками всех уполномоченных банков и их филиалов с разбивкой  по категориям лицензий и с указанием  их точных почтовых адресов и кодов  ОКПО, своевременно доводит любые  изменения к указанным сведениям.

Банк России доводит до Банков должностной или поименный  состав своих сотрудников, уполномоченных подписывать лицензии об освобождении от обязательного зачисления валютной выручки от экспорта товаров на счета  в уполномоченных банках Российской Федерации, а также сообщенный Банку  России МВЭС России должностной или  поименный состав сотрудников, имеющих  полномочия подписывать подтверждения  обоснованности недополучения или  задержки получения указанной валютной выручки.

По информации, поступающей  от Банков главное территориальное  управление Банка России самостоятельно осуществляет проверку проводимых валютных операций, запрашивает объяснения в  ходе проведения проверки и по ее результатам, а также предъявляет требования (дает предписания) об устранении выявленных нарушений и предпринимает другие меры, предусмотренные законодательством  Российской Федерации.

В случае необходимости Главное  территориальное управление Банка  России может на условиях взаимной договоренности привлекать к этой работе таможенные и налоговые органы, а  также главное территориальное  управление Банка России по месту  государственной регистрации Экспортера.

Требования (предписания) Центрального банка Российской Федерации и  ГТК России об устранении выявленных нарушений являются обязательными  для исполнения всеми резидентами  и нерезидентами, осуществляющими  валютные операции на территории Российской Федерации.

ГТК России, как орган  валютного контроля, а иные таможенные органы при осуществлении ими  функций агентов валютного контроля имеют право:

не производить выпуск товаров в случаях представления  ПС, оформленного с нарушениями требований 19 инструкции;

осуществлять в пределах своей компетенции проверки валютных операций Экспортеров;

запрашивать у Экспортеров  и Банков документы и информацию об осуществляемых ими валютных операциях, связанных с перемещением через  таможенную границу товаров и  транспортных средств;

выполнять другие обязанности  по осуществлению валютного контроля в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Отдельные технические аспекты  информационного обеспечения процедуры  контроля за поступлением валютной выручки  от экспорта товаров.

Для обеспечения конфиденциальности информационных потоков, обращающихся между ГТК России и Банками, ГТК  России снабжает Банки ключевой документацией, сертифицированной компетентными  государственными органами.

Сведения, содержащиеся в  указанной документации, являются для  банков банковской тайной, а для  ГТК России - информацией для служебного пользования. Банки и ГТК России обеспечивают конфиденциальность этой информации.

С письменного согласия ГТК  России и при условии выработки  Банками совместно с ГТК России процедуры, обеспечивающей сохранность  и бесперебойную доставку документов, Банки, расположенные на территории г. Москва и Московской области, могут  переходить на обмен документами, предусмотренный 19 инструкцией, используя курьеров Банков, отказавшись при этом от использования каналов специальной  связи.

По мере технической готовности и при условии соблюдения конфиденциальности и взаимной ответственности за достоверность  передаваемых сведений Банки и ГТК  России переходят на обмен информацией  на магнитных носителях или непосредственно  по телекоммуникационным сетям, имеющим  выход на информационную сеть ГТК  России. Указанное подключение осуществляется Банками поэтапно в порядке и  сроки, устанавливаемые Банком России. Предварительно Банки за свой счет приобретают необходимые для  этого терминальное оборудование и  программные средства, рекомендованные  ГТК России, выделяют отдельные каналы телефонной связи. Переход к автоматизированному  обмену информацией с использованием сетевых технологий осуществляется каждым Банком отдельно после проверки и приемки уполномоченными сотрудниками ГТК России работоспособности установленного в Банке терминала и выделенных каналов связи.

С переходом к обмену информацией  по телекоммуникационной сети, обеспечивающему  автоматическую регистрацию факта  передачи информации, Банки перестают  отражать в Журнале поступление  и отсылку документов, осуществленные по указанной сети.

Информация, полученная по электронным  каналам связи, является аутентичной  документам на бумажных носителях и  должна порождать аналогичные правовые и иные последствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе были изучены основные особенности валютного  контроля в РФ.

В результате выполнения работы выяснили, что валютный контроль - это  деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Страны в мировом сообществе находятся в тесной интеграции друг с другом, экономика каждой страны зависит от состояния мирового рынка, и какие-то изменения и кризисы  в одной стране будут отражаться в той или иной мере на экономике  всех стран. В этой связи экспорт  носит не только экономический характер, как получение прибыли от международной  торговли, но и политический характер, как возможность проводить свою политику и влиять на принятие решений  отдельных государств, также экспорт  носит характер экономической безопасности, то есть правильная таможенная политика позволяет отечественным производителям быть конкурентно-способными на мировом  рынке. Поэтому политика государства  в области экспортного контроля должна быть максимально взвешенной, не слишком давить на экспортеров, вести  протекционистскую политику, но и  одновременно не давать возможность  перекачивать капитал заграницу. И  менять или модернизировать законодательную  основу необходимо, потому что, если брать, к примеру, Инструкцию №19, то она  была выпущена в 93 году, а за это время  уже многое успело поменяться. Необходимость  этой инструкции, при ее введении, и  валютного контроля была в том, что  из России осуществлялся бесконтрольный вывоз капитала заграницу. Это осуществлялось как в области экспорта, так  и в области импорта различными методами, начиная от фиктивных контрактов в импорте, заканчивая простым не зачислением средств в уполномоченные банки. В настоящее время типичными  нарушениями в области контроля за поступления выручки от экспорта товара являются: зачисление иностранной  выручки на счета в иностранные  банки без лицензии Банка России; не зачисление выручки на счета от реализации товаров, услуг, работ на территории РФ. На данный момент, по сравнению  с 1994-1995гг. количество нарушений уменьшилось  мало, и слишком крупных нарушений  не наблюдается.

Информация о работе Права и обязанности органов валютного контроля