Проблемы сотрудничества таможенных органов РФ и СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Осуществление внешнеторговой деятельности вызывает необходимость сотрудничества Российской Федерации с другими странами. Такое сотрудничество носит разносторонний характер, включая в себя сотрудничество в области таможенного регулирования. Важное место в таком сотрудничестве занимают отношения со странами Содружества Независимых Государств, созданного 21 декабря 1991 года. В состав Содружества входят Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргыстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..….3 стр.
Глава 1
Нормативно-правовое регулирование сотрудничества таможенных органов РФ и стран СНГ……………………………………………………………….……4 стр.
Основные направления сотрудничества таможенных органов в рамках СНГ…………………………………………………………………...10 стр.
Глава 2.
2.1 Проблемы сотрудничества таможенных органов РФ и СНГ…..…17 стр.
Глава 3.
3.1 Перспективы сотрудничества таможенных органов РФ и СНГ..................................................................................................................22 стр.
Заключение ……………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсач 2012.docx

— 46.93 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………..….3 стр.

Глава 1

    1. Нормативно-правовое регулирование сотрудничества таможенных органов РФ и стран СНГ……………………………………………………………….……4 стр.
    2. Основные направления сотрудничества таможенных органов в рамках СНГ…………………………………………………………………...10 стр.

Глава 2.

2.1 Проблемы сотрудничества таможенных органов РФ и СНГ…..…17 стр.

Глава 3.

3.1 Перспективы сотрудничества таможенных органов РФ и СНГ..................................................................................................................22 стр.

Заключение …………………………………………………………………26 стр.

Список используемой литературы………………………………………...27 стр. 

Введение.

Осуществление внешнеторговой деятельности вызывает необходимость  сотрудничества Российской Федерации  с другими странами. Такое сотрудничество носит разносторонний характер, включая  в себя сотрудничество в области  таможенного регулирования. Важное место в таком сотрудничестве занимают отношения со странами Содружества  Независимых Государств, созданного 21 декабря 1991 года. В состав Содружества  входят Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргыстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина.

Экономическое пространство Содружества остается сферой торговых интересов Российской Федерации. С  другой стороны, Российская Федерация  является зоной национальных интересов  государств Содружества. Общая заинтересованность России и государств Содружества  в экономическом росте несомненна, тем более что такой рост вытекает из взаимозависимости экономик всех государств Содружества, поскольку  экономическая инфраструктура изначально создавалась как единая. Для значительного  количества товаров рынки государств Содружества были и остаются практически  единственным рынком потребления.

 

Глава 1

1.1. Нормативно-правовое регулирование сотрудничества таможенных органов РФ и стран СНГ.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование  находится в ведении Российской Федерации и заключается в  установлении порядка и правил, при  соблюдении которых лица реализуют  право на перемещение товаров  и транспортных средств через  таможенную границу Российской Федерации.

Единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан  и Российской Федерации, а также  исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств-участников таможенного союза, искусственные  острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых  государства-участники таможенного  союза обладают исключительной юрисдикцией.

Пределы таможенной территории таможенного союза, включая пределы  находящихся в исключительных экономических  зонах и на континентальных шельфах  государств-участников таможенного  союза искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении  которых государства-участники таможенного  союза обладают исключительной юрисдикцией, являются таможенной границей таможенного  союза.

Таможенное законодательство таможенного союза состоит из:

1) Таможенного Кодекса таможенного союза;

2) Международных договоров государств-участников таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе;

3) Решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с Кодексом и международными договорами государств-участников таможенного союза.

При таможенном регулировании  применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее  на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, за исключением случаев, предусмотренных  Таможенным Кодексом.

При перемещении товаров  через таможенную границу с нарушениями  требований, установленных таможенным законодательством таможенного  союза, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее  на день фактического перемещения товаров  через таможенную границу. Если день фактического перемещения товаров через таможенную границу не установлен, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день обнаружения нарушения требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза.

Система таможенных органов, их права, обязанности и ответственность, а также условия прохождения  службы в таможенных органах определяются законодательством государств-участников таможенного союза.

Таможенные органы государств–участников  таможенного союза осуществляют оперативно – розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших  противоправное деяние, признаваемое законодательством этих государств преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, а также при запросах международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами.

Оперативно – розыскная  деятельность осуществляется таможенными органами государств в соответствии с законодательством государств–участников таможенного союза об оперативно-розыскной деятельности.

Таможенные органы ведут  административный процесс по делам  об административных правонарушениях  и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств–участников  таможенного союза.

Правовую основу такого сотрудничества составляет прежде всего утвержденный в 1993 г. Устав СНГ, который среди прочих намерений в деятельности Союза закрепил и намерение государств создать общий рынок товаров и услуг, что невозможно сделать без участия в этом процессе таможенных органов.

Возглавляет и направляет работу по осуществлению взаимодействия таможенных служб стран СНГ специально для этого созданный орган — Совет руководителей таможенных служб государств-участников СНГ. К компетенции этого международного органа относится создание условий для унификации таможенных правил и используемых для таможенных целей документов, координация взаимодействия таможенных служб, а также разработка единых принципов осуществления валютного контроля таможенными службами стран-участниц Содружества.

В процессе осуществления  своей деятельности в целях практического  взаимодействия в сфере таможенного  дела Советом были подготовлены и  утверждены 10 февраля 1995 г. основы таможенных законодательств государств-участников СНГ. Данный документ, структура которого состоит из XIII разделов, 43 глав и 234 статей, определяет основные принципы правового, экономического и организационного регулирования таможенного дела в государствах-участниках СНГ.

Помимо основ, являющихся базовым документов в сфере унификации таможенного регулирования стран-участников СНГ, существует еще целый ряд  нормативно-правовых актов, направленных на развитие сотрудничества этих стран  в таможенно-правовой сфере. В частности, например, заключенное 8 июля 1995 г. Соглашение о порядке таможенного оформления товаров, происходящих с таможенных территорий государств-участников СНГ и перемещаемых между ними в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения, целью которого явилось создание необходимых технических и прочих условий для практической реализации режима свободной торговли между этими государствами. А режим свободной торговли, предусмотренный соответствующим Соглашением о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ, в свою очередь, предполагал освобождение от таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и устранение всякого рода количественных ограничений.

Помимо общей унификации таможенных процедур в рамках стран  СНГ, с некоторыми из этих стран Россия установила более тесные взаимоотношения  в таможенно-правовой сфере. Так, с  республиками Беларусь, Казахстан, Таджикистан  и Киргизия у России образован  Таможенный союз. Первоначально соглашение о Таможенном союзе было подписано  между Россией и Республикой  Беларусь (6 января 1995 г.), а чуть позже  к нему присоединились и остальные  республики — его участники.

Формирование Таможенного  союза осуществлялось в два этапа. В задачу первого этапа входило  устранение имевшихся на тот период ограничений в торговле между его участниками, выработка единых таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования в отношении взаимоотношений с третьими странами. Этот этап формирования союза практически полностью был завершен к концу 1995 — началу 1996 г. Была разработана единая и введена в действие Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, определен единый порядок совместного ведения таможенной статистики внешней торговли в странах-участниках Союза, созданы представительства таможенной службы Российской Федерации при таможенных службах Республики Беларусь, в Казахстане и Киргизии, а также аналогичные их представительства в нашей стране. Кроме этого, проводилась также и активная работа по присоединению других стран СНГ к Таможенному союзу и создания единого таможенного пространства на территории СНГ, чего, к сожалению, так и не удалось пока сделать.

Вторым этапом планировалось  объединение таможенных территорий государств-участников Таможенного  союза в единую таможенную территорию, что позволило бы не только свободно перемещаться населению некогда  братских народов по территории Союза  без каких-либо ограничений со стороны  таможни, но и посредством упразднения  таможенных постов на границах этих стран  уделить больше внимания и финансовых средств на обустройство таможен  и организацию таможенного контроля на внешних рубежах стран-участников.

На практике же упразднить таможенный контроль на границе, отменить таможенный контроль за товарами, происходящими  с таможенной территории договорившихся государств, а также создать действенный  механизм, позволяющий производить  таможенное оформление товаров третьих  стран в одном из государств без  необходимости его дальнейшего  оформления в другом государстве (куда товар, собственно, и предназначен) удалось только во взаимоотношениях между Россией и Беларусью. В отношениях с другими государствами СНГ — участниками Таможенного союза достичь таких результатов не удалось.

Во взаимоотношениях России и Республики Беларусь унифицировались  не только технологии таможенного оформления и контроля, методика определения  таможенной стоимости товаров, но также  идет и работа по унификации валютного  законодательства, а также законодательства, регламентирующего юрисдикционную деятельность таможенных органов с целью снижения уровня правонарушаемости в таможенной сфере и повышения эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов обоих государств.

Во взаимоотношениях с  остальными государствами-участниками  Таможенного союза действует  упрощенный порядок таможенного  оформления товаров, происходящих из этих государств. Упрощенный порядок заключается  в отказе от обязательного представления  в таможенные органы грузовой таможенной декларации и в отмене взимания таможенных сборов за таможенное оформление таких  товаров, а в остальном — порядок  таможенного оформления и контроля остается единым.

 

1.2. Основные направления сотрудничества таможенных органов в рамках СНГ

Современная практика осуществления  таможенного сотрудничества в нашей  стране идет по нескольким направлениям:

1). Международно-правовое  сотрудничество в рамках СНГ,  развитие экономики стран которого  идет в довольно схожих по  своему характеру направлениях;

2). Международно-правовое сотрудничество со странами — членами Всемирной торговой организации (ВТО), заменившей с 1 января 1995 г. Генеральную ассамблею (соглашение) по тарифам и торговле (ГАТТ), основной принцип деятельности которой — предоставление странами-участниками друг другу режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле (что означает — предоставление одним государством другому государству таких же преференций в отношении таможенных пошлин, иных таможенных платежей и эквивалентных им по значению налогов и сборов, какие им предоставлены любому другому государству-участнику ВТО).

В то же время, несмотря на кажущееся  многообразие интеграционных группировок, закономерность этапов их экономической  интеграции приблизительно одинакова  и выглядит следующим образом:

1) Создание зон свободной торговли, в рамках которой государства — их участники ограничиваются отменой таможенных барьеров во взаимной торговле;

2) Создание таможенных  союзов, обязательным условием которого  является отмена таможенных пошлин  и всевозможных количественных  ограничений во взаимной торговле  стран — их участников, установление  единого таможенного тарифа и проведение единой таможенной политики по отношению к третьим странам;

3) Создание общего рынка, при котором убираются не только барьеры во взаимной торговле между государствами, но и барьеры для свободного перемещения услуг, капиталов и граждан;

4) Создание экономических  союзов, для которых характерно  образование единого рынка без  границ и в дополнение ко  всему вышеперечисленному также  проведение государствами — его  участниками скоординированной  макроэкономической политики и  создание системы коллективного  регулирования социально-экономических  процессов, протекающих в регионах  таковых союзов.

Последним этапом служит создание политических союзов, для государств-участников которых характерно проведение согласованной  внешней политики, а также согласование действий в сфере безопасности, внутренних дел и юстиции.

Результаты экономического сотрудничества и интеграции в рамках государств-участников СНГ во многом зависят в том числе и от практического использования этими государствами уже накопленного международного опыта.

Информация о работе Проблемы сотрудничества таможенных органов РФ и СНГ