Профессиональный отбор граждан на службу в таможенные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение и анализ набора и отбора граждан на службу в таможенные органы Российской федерации, а также рассмотреть современные методы оценки, используемые при наборе граждан на таможенную службу.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: изучить отечественную литературу и законодательство, касающееся профессионального набора и отбора персонала, проанализировать сам механизм набора будущих таможенников, проанализировать основные мероприятия, проводимые при оценке кандидатов на вакантные рабочие места в таможенные органы Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы отбора граждан на службу в таможенных органах …………………………………………………………………………….6
1.1 Общая организация набора кадров…………………………………………..6
1.2 Набор граждан………………………………………………………………...7
Глава 2. О порядке отбора кандидатов на службу в таможенные органы…...12
2.1. Поступление на службу в таможенные органы…………………………...12
2.2. Ограничения, при приеме на службу в таможенные органы…………….13
Глава 3. О проблемах отбора граждан на службу в таможенные органы …...22
3.1. Проблемы, связанные с предрасположенностью к действиям коррупционного характера……………………………………………………...22
3.2. Проблемы, связанные с психологическими особенностями граждан…26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………31

Файлы: 1 файл

курсовая ТМ.docx

— 55.56 Кб (Скачать файл)

Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации , осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.7

Должностными лицами таможенных органов  Российской Федерации являются граждане, занимающие должности в указанных  органах, которым в установленном  порядке присвоены специальные звания или классные чины.

Также определяются условия поступления на таможенную службу. Они таковы:

1. Сотрудниками  таможенных органов могут быть  граждане, достигшие возраста 18 лет,  способные по своим личным  и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы.

2. Поступление  на службу в таможенные органы  граждан является добровольным  и осуществляется на условиях  контракта о службе в таможенных органах.

3. Гражданин  при поступлении на службу  в таможенные органы представляет:

1) личное  заявление;

2) документ, удостоверяющий личность;

3) трудовую  книжку;

4) документы,  подтверждающие профессиональное  образование;

5) медицинское  заключение о состоянии здоровья;

6) автобиографию;

4. Требования  к состоянию здоровья граждан,  поступающих на службу в таможенные  органы, и сотрудников таможенных  органов, занимающих соответствующие  должности, устанавливаются Правительством  Российской Федерации.

5. При поступлении  граждан на службу в таможенные органы сведения и документы подлежат проверке в порядке, предусмотренном федеральным законом.

6. Данные о месте рождения, местах работы (учебы) и месте жительства отца (матери), мужа (жены), сына (дочери), родного брата (родной сестры) или лица, на воспитании которого он находился.8

При установлении в процессе проверки обстоятельства, препятствующего поступлению гражданина на службу в таможенные органы, указанный  гражданин в течение одного месяца со дня принятия решения об отказе в приеме на службу в таможенные органы информируется в письменной форме о причине отказа.

 

2.2. Ограничения, при приеме на службу в таможенные органы

Существуют  также определенные ограничения  при приеме на службу в таможенные органы. Гражданин не может быть принят на службу в таможенные органы или не может проходить службу в таможенных органах в случаях признания его недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда либо наличия у него неснятой или непогашенной судимости, а также в случае лишения его вступившим в законную силу решением суда права проходить службу в таможенных органах в течение определенного срока.

Также, сотрудник  таможенного органа не вправе:

1) заниматься  другой оплачиваемой деятельностью,  кроме преподавательской, научной  и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная  и иная творческая деятельность  не может финансироваться исключительно  за счет средств иностранных  государств, международных и иностранных  организаций, иностранных граждан  и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

2) совмещать  службу в таможенных органах  с исполнением обязанностей депутата  федерального органа законодательной  власти, органов законодательной  власти субъектов Российской  Федерации, органов местного самоуправления;

3) заниматься  предпринимательской деятельностью  лично или через доверенных  лиц;

4) состоять  членом органа управления коммерческой  организации, а также членом  органа управления, попечительского  или наблюдательного совета, иного  органа иностранной некоммерческой  неправительственной организации  либо действующего на территории  Российской Федерации ее структурного  подразделения;

5) быть поверенным  или представителем по делам  третьих лиц в таможенных органах;

6) использовать  в неслужебных целях средства  материально-технического и информационного  обеспечения, финансовые средства, другое государственное имущество,  а также служебную информацию;

7) получать  гонорары за публикации и выступления,  связанные с исполнением должностных  обязанностей;

8) получать  от физических и юридических  лиц подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, средства на оплату  развлечений, отдыха, транспортных  расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных  обязанностей;

9) принимать  без разрешения Президента Российской  Федерации награды, почетные и  специальные звания иностранных  государств, международных и иностранных  организаций;

10) выезжать  в служебные командировки за  пределы Российской Федерации  за счет средств физических  и юридических лиц, за исключением  служебных командировок, осуществляемых  в соответствии с международными  договорами Российской Федерации  или на взаимной основе по  договоренности федеральных органов  государственной власти с государственными  органами иностранных государств, международными организациями;

11) использовать  свое служебное положение в  интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных,  объединений для пропаганды отношения  к ним; в таможенных органах  недопустимо образование структур  политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений,  за исключением профессиональных  союзов.9

 Сотрудник  таможенного органа обязан передавать  в доверительное управление на  время прохождения службы в  таможенных органах находящиеся  в его собственности доли (пакеты  акций) в уставном капитале  коммерческих организаций в порядке,  установленном законодательством  Российской Федерации.

Сотрудникам таможенных органов, являющимся близкими родственниками или состоящим между  собой в свойстве (братья, сестры, родители и дети супругов), запрещается  проходить службу в одном и  том же таможенном органе, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

При поступлении  на таможенную службу в Российской федерации могут устанавливаться  испытания. Для гражданина, поступающего на службу в таможенные органы, может устанавливаться испытание продолжительностью до шести месяцев в зависимости от уровня его профессиональной подготовки и должности, на которую он поступает. В этом случае гражданин назначается на соответствующую должность стажером без присвоения ему специального звания. Продолжительность испытания указывается в приказе о назначении на должность. Срок испытания может быть сокращен по решению начальника таможенного органа, назначившего указанного гражданина на должность.

Немаловажно, что для выпускников образовательных  учреждений Федеральной таможенной службы, а также для граждан, поступающих  на службу в таможенные органы на конкурсной основе, испытание не устанавливается.

Расходы, связанные  с прохождением гражданином, поступающим  на службу в таможенные органы, врачебной  комиссии учреждения государственной  или муниципальной систем здравоохранения, возмещаются Федеральной таможенной службой.10

В начале 1994 года впервые возникла необходимость привлечения психологов для работы в таможенных органах с целью практического решения проблем социально-психологического обеспечения таможенной деятельности.

Происходящие в России и за ее пределами  масштабные политические и экономические перемены привели к значительным изменениям в инфраструктуре таможенных органов, содержании их деятельности и увеличении объемов работы, повлекли за собой не только увеличение количества и штатной численности таможен, но также и существенные изменения в содержании их деятельности, рост объемов работы, в связи с чем значительно усложнились и условия отбора, расстановки, воспитания и обучения кадров, возросла необходимость выстраивания грамотных взаимоотношений с участниками ВЭД.

Успешному решению задач таможенной службы способствовала все возрастающая роль науки, в том числе психологии и педагогики, призванных чутко и  своевременно реагировать на запросы  таможенной практики.

На Коллегии Государственного таможенного  комитета (ГТК) России от 16.03.1994г. была утверждена программа реализации кадровой политики таможенной службы Российской Федерации  на 1994-1995 гг., в рамках которой было предложено ввести в состав кадровых подразделений таможенных органов  специалистов-психологов. Решение Коллегии было реализовано и с февраля 1995г. в штатное расписание кадровых подразделений региональных таможенных управлений и таможен были  введены  должности старших инспекторов-психологов,  общей численностью 153 штатные единицы.11

Изначально приоритетными направлениями  в работе психолога таможенных органов  являлись:

1) необходимость воспитания высоких  нравственных, морально-психологических  качеств сотрудников;

2)  развитие психологической  готовности к выполнению профессиональных  задач в сложной обстановке, творчества  и инициативы, помощи в адаптации  к новому виду деятельности;

3)  формирование здорового морально-психологического  климата в коллективах.

Необходимо отметить, что основные задачи в работе психолога остаются неизменными на протяжении всех 15-ти лет со времени организации и введения в штат данной должности:

- осуществление профессионально-психологического  отбора кандидатов на службу  в таможенные органы (данное направление  не только является одним из  приоритетных в работе психолога,  но и постоянно совершенствуется.

Так как отбор кандидатов на службу в таможенные органы осуществляется строго на основании определенных критериев, установленных для каждой конкретной должности, то на службу в таможню  поступают лучшие кандидаты и  это позволяет минимизировать возникновение  кадровых ошибок в дальнейшем (например, человек, идеально соответствующий  требованиям, выдвигаемым к сотруднику СОБР, не  сможет также эффективно трудиться в бухгалтерии или отделе кадров и т.д.));

- изучение и прогнозирование социально-психологических процессов, происходящих в коллективе, выработка предложений и рекомендаций, направленных на улучшение морально-психологического климата (данный вид работы проводится не только в отдельных структурных подразделениях, но и с коллективом в целом.

 Изучаются мотивация должностных  лиц таможенных органов к добросовестному  выполнению своих служебных обязанностей  и осуществлению  взаимоотношений с участниками ВЭД,  общественное мнение таможенников о переходе на новые условия службы, новом таможенном законодательстве, о психоэмоциональном восприятии реформ таможенной службы и о многом другом.

 Также, в целях улучшения  морально-психологического климата и сплочения коллектива, регулярно проводятся различные культурно-массовые и спортивные мероприятия, в которых активное участие принимают не только должностные лица таможни, но и члены их семей);

- проведение психолого-педагогической работы, направленной на повышение культуры общения должностных лиц таможенных органов с подконтрольными лицами (участниками ВЭД) и коллегами по службе, формирование у них профессионально-важных качеств (так как спецификой таможенной службы является преобладание вынужденного типа деятельности, осуществляемого под постоянным волевым контролем, вызванным высокой степенью персональной ответственности, и часто сопровождается физическими и психологическими перегрузками, то  развитие таких профессионально-важных качеств, как стрессоустойчивость, коммуникабельность, умение грамотно ориентироваться и работать в сложных психологических условиях является обязательным для успешного выполнения сотрудником своих должностных обязанностей.

Поэтому, в рамках данного вида работы можно отметить не только проведение лекций и бесед, но и организацию  и проведение таких конкурсов  профессионального мастерства, как  «Самый вежливый таможенник», «Лучший  сотрудник правоохранительного, силового блока»;12

- осуществление психологического обеспечения кадровой и управленческой деятельности (включает в себя процессы расстановки, аттестации и ротации кадров, работу с резервом кадров для выдвижения на вышестоящие должности, проведение конкурса «Я – руководитель», обязательное ежегодное психологическое обследование сотрудников, за которыми закреплено табельное оружие и многое другое);

- психологическое консультирование должностных лиц таможни и членов их семей по служебным и личным вопросам.

- также в функции психолога  входит психологическая профилактика  должностных преступлений, происшествий  и нарушений служебной дисциплины.13

Необходимо отметить, что работа психологической службы не стоит  на месте: психолог регулярно обучается  на курсах повышения квалификации, проходит стажировки, принимает участие  в работе научно-практических конференций  психологов таможенных органов Российской Федерации,  а рабочий арсенал постоянно пополняет современным специальным психологическим инструментарием.14

Изменения, происходящие в обществе, реформирование таможенной системы  определяют для психологической  службы новые направления деятельности, стимулируют к поиску новых подходов и, конечно, психолог готов идти вперед, меняясь и совершенствуясь профессионально  вместе с таможенной системой в целом.

Информация о работе Профессиональный отбор граждан на службу в таможенные органы