Профессиональный отбор граждан на службу в таможенные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение и анализ набора и отбора граждан на службу в таможенные органы Российской федерации, а также рассмотреть современные методы оценки, используемые при наборе граждан на таможенную службу.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: изучить отечественную литературу и законодательство, касающееся профессионального набора и отбора персонала, проанализировать сам механизм набора будущих таможенников, проанализировать основные мероприятия, проводимые при оценке кандидатов на вакантные рабочие места в таможенные органы Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы отбора граждан на службу в таможенных органах …………………………………………………………………………….6
1.1 Общая организация набора кадров…………………………………………..6
1.2 Набор граждан………………………………………………………………...7
Глава 2. О порядке отбора кандидатов на службу в таможенные органы…...12
2.1. Поступление на службу в таможенные органы…………………………...12
2.2. Ограничения, при приеме на службу в таможенные органы…………….13
Глава 3. О проблемах отбора граждан на службу в таможенные органы …...22
3.1. Проблемы, связанные с предрасположенностью к действиям коррупционного характера……………………………………………………...22
3.2. Проблемы, связанные с психологическими особенностями граждан…26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………31

Файлы: 1 файл

курсовая ТМ.docx

— 55.56 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что при наборе сотрудников  для службы в таможенные органы, задействованы самые различные специалисты, дабы отобрать и подготовить самых высококвалифицированных кадров. Сама же система отбора современная и гибкая и дает возможность для реализации и совершенствования как уже состоявшихся таможенников, так и будущих сотрудников таможенных органов.

 

 

 

ГЛАВА 3. О ПРОБЛЕМАХ ОТБОРА ГРАЖДАН НА СЛУЖБУ В ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ

Вопрос этики и служебного поведения  всегда стоит остро. Пересекающий границу  человек встречается прежде всего  с пограничниками и таможенниками. И по ним судит не только о таможенной службе, но и обо всем государстве  в целом.

Поэтому в 2007 году Федеральной таможенной службой был утвержден Кодекс этики и служебного поведения. Там  прописаны все нормы поведения  должностного лица таможни. Сотрудник  должен быть независим от общественных организаций и бизнес-сообществ  и обязан принимать решения только в соответствии с законодательством.

Отбор сотрудников очень серьезный. Люди должны соответствовать квалификационным требованиям той должности, на которую  претендуют. Необходимо иметь высшее образование. Предпочтительнее, конечно, юридическое и экономическое. Зачисление на службу происходит на конкурсной основе, ведь таможня – это госслужба.15

При отборе граждан на службу в таможенные органы руководствуются несколькими показателями, такими как состояние здоровья претендента, его психо-эмоциональное состояние, предрасположенность к действиям коррупционного характера.

 

3.1. Проблемы, связанные  с предрасположенностью к действиям  коррупционного характера

Развитие коррупции в  современном Российском обществе является одним из наиболее существенных деструктивных  факторов системного характера.

Проблема современной  коррупции, как социально и экономически очерченного явления, имеющего свое специфическое содержание, сущность, определенные формы, все больше приобретает  статус актуальной научной проблемы, где в основном, многочисленные исследования посвящены выявлению экономических, правовых и социальных причин.

В основу криминологического анализа коррупции могут быть положены следующие признаки коррупции: 16

1. Коррупция – это результат  совместной деятельности должностных  и иных лиц. 

2. Коррупция предполагает  использование должностным лицом  возможностей, представляемых занимаемой  должностью.

3. Коррупция приносит  всем участникам выгоды материального  и нематериального характера  от их действия или бездействия. 

4. Коррупция не связывается  исключительно с взяткой, а  предполагает более широкую трактовку  – «предоставление материальных и иных выгод».17

 Интересный эксперимент провели  в Федеральной таможенной службе.

Федеральная таможенная служба (ФТС) активизирует работу по борьбе с коррупционерами  в своих рядах. От 30 до 40% претендующих на работу в таможенных органах граждан  следует отнести к категории  риска. Такие данные получены в ходе проверки на детекторе лжи 57 добровольно  согласившихся на такую проверку соискателей вакансий в ФТС. Не исключено, что качество уже работающих на таможне  сотрудников – не лучше.

Также ФТС распространила сообщение о том, что с начала 2011 года против ее сотрудников возбуждено 324 уголовных дела, связанных со взяточничеством, против 242 за аналогичный период годом ранее. При этом 90% дел возбуждены по инициативе управления собственной безопасности (УСБ) ФТС. Одновременно оглашены неутешительные данные о проверке соискателей вакансий на компьютерном полиграфе.

Таможенники сообщили, что в настоящее  время начаты проверки желающих поступить  на таможенную службу при помощи детектора  лжи – компьютерного полиграфа. Пока эти проверки проводятся на добровольной основе, однако в будущем планируется  сделать их обязательными. По данным ФТС, из 57 человек, проходивших испытание, у 30–40% выявлены факторы риска, которые  препятствуют их службе в таможне. Отметим, что всего в таможенных органах  России работают около 70 тыс. человек. Не сложно посчитать, какая часть  из них может быть отнесена по результатам  проверки на детекторе лжи, если бы она была проведена, к потенциальным коррупционерам.18

Так что поле для работы УСБ ФТС  и созданных в Службе комитетов  по противодействию коррупции и  дисциплинарным нарушениям весьма обширно. В ведомстве подчеркивают, что  виноваты в коррупции не только сотрудники таможни, но и нечистые на руку бизнесмены, которые искушают сотрудников ФТС.

Руководство таможни, служба собственной  безопасности и кадровая служба проводят планомерную работу с сотрудниками. Условно ее можно разделить на три части:

-отбор кандидатов

- профилактика правонарушений 

- «мотивация на честное отношение к исполнению служебных обязанностей».

Данные относительно выявления  правонарушений среди таможенных служащих демонстрируют результаты работы, которая  проводится Управлением собственной  безопасности и другими правоохранительными  подразделениями таможенных органов. Все это демонстрирует эффективность  работы в данном направлении.

Говоря об использовании компьютерного  полиграфа, представитель ФТС отметил, что в дальнейшем прибор будет  активно применяться для отбора граждан, которые хотят поступить  к ним на службу. По его словам, процесс приема на работу в Службу весьма непростой и порой может  занимать несколько месяцев. Результаты исследования с помощью компьютерного  полиграфа в дальнейшем анализируются, и только после этого принимается  окончательное решение по каждой конкретной кандидатуре. 19

Для борьбы с коррупцией на таможне  необходима единая система таможенного  учета и оформления грузов, объединенная, в частности, с аналогичными службами Евросоюза.

 Эксперты подчеркивают, что сокращение правонарушений в таможенных органах на сегодняшний день не вызывает сомнений. Объем черного импорта стремительно сокращается, хотя сохраняются факты контрабанды, не связанной с коррупцией в ФТС. Впрочем, увеличение количества возбужденных уголовных дел по сравнению с прошлым годом скорее всего можно рассматривать как показательный шаг, а не окончательную победу над коррупцией.20

 

3.2. Проблемы, связанные  с психологическими особенностями  граждан

В этом 2011 году исполнилось 15 лет, как в таможенных органах существует психологическая служба.

Психологическая работа в таможне - это целый комплекс мероприятий  по поддержанию психического здоровья, самочувствия и работоспособности  специалистов таможенного дела и  таможенных коллективов в ходе их профессиональной деятельности.

Работа в таможне зачастую связана  со сложными, иногда конфликтными, ситуациями. Высокий уровень ответственности  таможенников, каждодневная необходимость  принятия решений в условиях постоянного  изменения нормативной базы и  ограничений во времени – все  это стрессовые факторы, требующие  постоянного контроля со стороны психолога.21

В 2010 году проведено 15 консультаций по служебным и личным вопросам. Причем советуются не только на предмет межличностных  отношений на службе и разбора рабочих конфликтов. С семейными и личными проблемами тоже идут к психологу таможни. Каждый сотрудник всегда может обратиться к психологу, зная, что его выслушают, поймут, если надо, утешат, дадут профессиональный совет.

Например, в Ярославской таможне регулярно проходят психологические тренинги для руководителей подразделений, и должностных лиц, которые составляют кадровый резерв. За прошедший год в рамках проведения воспитательно-профилактической работы, а также с целью повышения психологической компетентности должностных лиц таможни проведено 5 тренинговых занятий. На них психолог таможни помогает участникам совершенствовать их умение общаться, самим влиять на других людей и противостоять чужому нежелательному влиянию, разрешать конфликты, развивать лидерские качества.22

 
        В марте текущего года в таможне прошёл тренинг с отделом таможенной охраны и оперативно-дежурной службы. В течение целого дня сотрудники этого отдела учились понимать друг друга с полуслова, быть единой слаженной командой, находить быстрые и правильные решения в нестандартных ситуациях.

Психологом таможни регулярно  изучаются социально-психологические  явления и морально-психологический  климат в структурных подразделениях таможни, проводится психологическое  обследование кандидатов на службу в  таможенные органы. Главное здесь  – обеспечить качественный подбор кадров и по возможности предотвратить  прием на службу в таможню лиц  потенциально неблагонадежных.

 
          В 2009 году было обследовано 56 кандидатов, из которых были рекомендованы к приему только 25 человек. Остальные были оценены как лица с недостаточным уровнем развития деловых и морально-личностных качеств.

Индивидуальные особенности таких  граждан не соответствуют требованиям  предполагаемой профессиональной деятельности, они не надежны, поведение их не соответствует  моральным принципам, - рассказывают психологи таможни, - а некоторые и вовсе не скрывают, что идут в таможню за «большими деньгами».

Таким образом, используя специальные  методики психологического отбора уже  на этапе приема на работу проводится предупредительная работа в борьбе с коррупцией и взяточничеством, пресекая возможность приема таких  граждан в таможенные органы. 23

 
         Помимо индивидуальной работы с сотрудниками, в обязанности психолога входит работа с таможенными коллективами - создание атмосферы, способствующей повышению уровня удовлетворенности трудом, психологической комфортности работы, снятию стрессовых ситуаций, формированию лояльности к организации.

Таким образом, труд психолога в  таможенной службе гарантирует успех в нелегкой работе таможенников по обеспечению экономической безопасности нашего государства, борьбе с нарушениями таможенного законодательства.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение следует особо  отметить, что ключевым критерием, позволяющим  судить о качестве действующей системы  поиска и отбора персонала, является та степень, в которой работа в  этой области поддерживает выработанную руководством стратегию предприятия  и насколько она отвечает ключевым требованиям кадровой политики, реализуемой  в организации.

По мере подъема российской экономики все больше таможен начинает сталкиваться с необходимостью развития эффективной системы отбора новых работников, отвечающей современным требованиям. Однако при организации системы подбора кадров многие таможни сталкиваются с рядом проблем.

Перед началом выполнения работы была поставлена цель и задачи. В ходе работы изучен и проанализирован  отбор и набор граждан на службу в таможенные органы, а также рассмотрены  основные методы оценки граждан при  наборе на таможенную службу.

Изучена отечественная литература и законодательство в сфере таможенного  дела, касающееся профессионального  набора и отбора персонала, проанализирован  механизм набора будущих таможенников, проанализированы основные мероприятия, проводимые при оценке кандидатов на вакантные рабочие места в таможенные органы Российской Федерации.

 Интересной оказалась  работа над  третьей главой  курсовой работы. Она посвящена  проблемам, возникающим при наборе  граждан на службу в таможенные  органы. Выделились два типа проблем  с потенциальными кандидатами.  Это вопросы, связанные с предрасположенностью к действиям коррупционного характера у граждан и вопросы, касающиеся психологических особенностей кандидатов.

Итак, можно сделать  вывод о том, что таможенная служба в России, конечно же, еще не идеальна, как и не идеален процесс набора кадров для службы. Но, равняясь на зарубежных коллег, одновременно поднимая свой  уровень экономики и жизни  в целом, вполне реально создать  слаженную, четкую систему отбора кадров для таможенной службы, тем самым  повышая благосостояние нашей страны.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 18.06.1997)

2. Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 года 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных гражданских государственных гражданских служащих»

3. Указ Президента Российской Федерации «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» от 01.02.2005г. № 112

4. Травин, В.В., Магура, М.И., Курбатова, М.Б. Мотивационный менеджмент: Модуль III: Учеб.-практич. Пособие. -2-е изд., испр. – М.: Дело, 2005

5. Макрусев В.В., Дианова В.Ю. Таможенный  менеджмент. М.: Изд-во Российской  таможенной академии, 2009

6.Макрусев В.В. Основы системного  анализа. учебник. Изд. 3-е, доп.  М.: Изд-во Российской таможенной  академии, 2009

7. Андреев А.Ф., макрусев В.В. Основы  теории управления. курс лекции. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009

8. Карташова, Л.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник. – М.: ИНФРА-М,2007

9. «Российская газета» – Федеральный выпуск. 4663 от 20 мая 2008 г.

10. www.nika-vlad.ru

Информация о работе Профессиональный отбор граждан на службу в таможенные органы