Проведение государственного контроля (надзора) в рамках ФТС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Таможенные органы в пределах полномочий по контролю и надзору обеспечивают соблюдение требований законодательства Таможенного союза, Российской Федерации и международных договоров в области запретов и ограничений относительно подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в виде документального контроля в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.

Файлы: 1 файл

глава 2.docx

— 46.84 Кб (Скачать файл)

- наличная валюта Российской  Федерации;     

- ценные бумаги в валюте  Российской Федерации;     

- валютные ценности в  виде:     

а) иностранной валюты;     

б) ценных бумаг в иностранной  валюте;     

в) драгоценных металлов в  любом виде и состоянии, за исключением  ювелирных и других бытовых изделий, а также лома этих изделий;     

г) природных драгоценных  камней, а также жемчуга, за исключением  ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий (ст. 1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле").     

Наряду с фактическим  контролем за пересылкой, ввозом и  вывозом валютных

ценностей таможенные органы осуществляют также документальный контроль за

валютными операциями, связанными с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.     

В связи с осуществлением валютного контроля должностные  лица таможни

наделяются правом в пределах своей компетенции: проверять все  документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства, не производить выпуск товаров в случае представления паспорта сделки, оформленного с нарушениями

установленных требований, а  также другими правами, предусмотренными российским законодательством.     

Распределение компетенции  по валютному контролю производится между следующими структурными подразделениями таможенных органов:     

- таможенным постом (отделом  таможенного оформления и таможенного  контроля при его наличии в структуре таможенного поста), акцизным таможенным постом (отделом таможенного оформления и таможенного контроля при его наличии в структуре акцизного таможенного поста);     

- отделом таможенного  оформления и таможенного контроля  и отделом таможенной стоимости и валютного контроля таможни (в т.ч. таможни центрального подчинения);      

- отделом таможенной стоимости  и валютного контроля регионального  таможенного управления;     

- Управлением валютного контроля ФТС.     

Конкретные условия, типовые  ситуации и показатели, регламентирующие распределение компетенции по валютному контролю между таможенными органами различных уровней, устанавливаются Временным положением, являющимся приложением к приказу ФТС от 29 декабря 1995 года N 796 "О распределении компетенции по контролю таможенной

стоимости и валютному  контролю".      

Осуществление валютного  контроля таможенными органами Российской Федерации (ст. 200) Эта статья устанавливает общее правило проведения валютного контроля в соответствии с российским валютным законодательством.     

Вопросы организации валютного  контроля уже рассматривались при  комментировании ст. 108 "Перемещение валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, иностранной валюты и других валютных ценностей". Учитывая это, при комментировании ст. 200 подробно остановимся на участии таможни в осуществлении контроля за валютными поступлениями от экспорта товаров и обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.     

Понятие валютного контроля за поступлением экспортной выручки. Расширение внешнеторговых контактов, либерализация внешнеэкономических связей, упразднение государственной валютной монополии привели к необходимости укрепления контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров и услуг. Основная цель такого контроля - обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Российскую Федерацию в интересах оздоровления государственного бюджета, укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного рынка и формирования государственных валютных резервов.     

Действующий механизм валютного  контроля за поступлением экспортной выручки исходит из того, что экспортер обязан обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации. Это положение, в частности, закреплено в приказе ФТС от 24 июля 1995 года N 467 "О порядке применения нормы права, установленной в ст. 273 Таможенного кодекса РФ". В соответствии с этим приказом при осуществлении таможенного и валютного контроля и таможенного оформления товаров, вывозимых с российской таможенной территории на основе режима экспорта по внешнеторговым договорам купли - продажи, предусматривающим расчеты в иностранной валюте, следует исходить из того, что обязательное зачисление в установленном порядке на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта товаров в определенные законодательством

сроки исполнения текущих  валютных операций либо в сроки, определенные Банком России для валютных операций, связанных с движением капитала, является требованием таможенного режима экспорта наряду с иными требованиями, установленными ст. 98 ТК ТС.     

Зачисление экспортной выручки  в иностранной валюте на иной счет возможно

только при наличии у экспортера специального разрешения Банка России. Таможенный орган, принимая грузы к оформлению, требует сообщения реквизитов валютного счета, на который будет переведена экспортная выручка. После окончания таможенного оформления в уполномоченный банк направляется извещение о совершении экспортной поставки. Завершается процедура таможенно-банковского контроля уведомлением о зачислении валютной выручки от экспортной поставки, которое направляется в таможню уполномоченным банком.      

Добиться эффективного механизма  валютного контроля можно при  условии,

во-первых, тесного взаимодействия таможенных органов и уполномоченных банков, а во-вторых, наделения органов и агентов контроля достаточным объемом полномочий.      

Таможенные органы при  осуществлении ими функций валютного  контроля имеют право:     

- не производить выпуск  товаров в случае представления  ненадлежаще оформленных документов, необходимых для валютного контроля;     

- осуществлять в пределах  своей компетенции проверки валютных  операций

экспортеров;     

- запрашивать у экспортера  и банков документы и информацию  об осуществляемых ими валютных операциях, связанных с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.      

Требования и предписания  Банка России и ГТК об устранении выявленных

нарушений правил перевода экспортной выручки являются обязательными  для исполнения всеми резидентами и нерезидентами, осуществляющими валютные операции на территории России.     

Паспорт сделки - базовый  документ валютного контроля. По каждому  заключенному контракту экспортер оформляет паспорт сделки- базовый документ валютного контроля, содержащий изложенные в стандартизированной форме сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для контроля за валютными поступлениями. Паспорт сделки оформляется в двух экземплярах и подписывается в уполномоченном банке или его филиале, где открыт валютный счет, на который должна поступать валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту. Один экземпляр паспорта сделки остается в банке и служит основанием для открытия досье валютного контроля за поставкой, другой экземпляр возвращается экспортеру.     

Паспорт сделки подписывается:      

- от имени экспортера-лицом,  имеющим право первой подписи по счету экспортера в уполномоченном банке;     

- от имени банка-одним из ответственных лиц банка, уполномоченных подписывать паспорт сделки и совершать иные действия по валютному контролю от имени банка как агента валютного контроля.      

Полномочия ответственных  лиц уполномоченного банка проверяются  по составляемому в этих целях списку, утверждаемому председателем (директором) уполномоченного банка и его главным бухгалтером. Их подписи свидетельствуются нотариусом, а сам список регистрируется в Банке России. Банк России информирует ФТС об уполномоченных банках, потерпевших банкротство, подвергшихся принудительной реорганизации, лишенных банковской или валютной лицензии. Паспорт сделки, оформленный одним из таких банков, признается недействительным и таможенные органы не осуществляют выпуск товаров, оформленных с представлением такого

паспорта.     

Подписание паспорта сделки экспортером означает, что он принял на себя

ответственность за: полное соответствие сведений, приведенных  в паспорте,

условиям контракта, на основании  которого он был составлен; зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по контракту, на основании которого был составлен паспорт сделки, на валютный счет экспортера в уполномоченном банке, в который он представляет паспорт сделки для оформления.      

В случае внесения в контракт изменений, затрагивающих сведения, которые

использовались при составлении  паспорта сделки, экспортер обязан в 10-дневный

срок с даты внесения указанных изменений, но не позднее представления к таможенному оформлению товаров, экспортируемых по данному контракту, передать в уполномоченный банк:     

оригиналы или заверенные копии дополнений и изменений  к контракту;     

дополнительные листы  к паспорту сделки, составленные по форме паспорта

сделки, но с заполнением  лишь тех позиций, сведения по которым  подлежат уточнению.     

Особенности таможенного  оформления экспорта товаров в связи  с осуществлением валютного контроля. Таможенные органы принимают экспортные товары к таможенному оформлению только в случае предъявления в дополнение к установленным законодательством документам паспорта сделки. На таможне сверяется соответствие данных, содержащихся в паспорте сделки, данным, заявленным в грузовой таможенной декларации. Таможенные органы проверяют соответствие подписи ответственного лица уполномоченного банка и оттиски печати банка образцам, приведенным в полученных от Банка России специальных карточках.     

Если между документами, представленными для таможенного  оформления, не

выявлено никаких расхождений, таможенный служащий подписывает копию  паспорта сделки и ставит на ней свою личную номерную печать. Указанная копия паспорта сделки остается в делах таможни наряду с экземпляром грузовой таможенной декларации.     

Если внешнеторговым контрактом предусмотрено превышение срока  поступления выручки свыше 180 дней от даты таможенного оформления экспортируемых товаров, экспортер обязан до подписания контракта и соответствующего паспорта сделки получить в Банке России лицензию на совершение валютной операции, связанной с движением капитала. Отметка уполномоченного банка о наличии такой лицензии в паспорте сделки является основанием для приема груза к таможенному оформлению в случае, когда предполагаемый срок поступления выручки отдален более чем на 180 дней от даты принятия товаров к таможенному оформлению.     

В ходе таможенного оформления на основании грузовой таможенной декларации составляется еще один важный документ валютного контроля за экспортной выручкой - учетная карточка таможенно-банковского контроля, содержащая необходимую информацию по каждой произведенной отгрузке. ФТС направляет в уполномоченные банки учетные карточки, группируя их в реестры по принципу календарной последовательности ожидаемого поступления валютной выручки от экспорта товаров на валютные счета экспортеров.     

Валютный контроль при  осуществлении импортных операций. Система валютного контроля по экспорту дала свои результаты. Утечка валюты снизилась до 4 процентов от суммы сделок, что примерно соответствует мировым показателям в этой сфере. С 1993 года основным каналом сокрытия валютных средств за рубежом стали не экспортные, а импортные операции. Как правило, в этих целях используется такой прием, как заключение фиктивного контракта, когда российским покупателем переводится иностранному контрагенту валюта под заведомую непоставку или недопоставку товаров (предоплата без поставки товара или же неэквивалентное поступление товара). Заметим также, что широкое распространение получила практика авансовых платежей, означающая, по сути, предоставление российскими резидентами беспроцентного кредита иностранным фирмам. По данным Банка России, основанным по отчетности коммерческих банков, по "бестоварным" переводам по фиктивным импортным контрактам из России ежемесячно уходит около 400 миллионов долларов.     

26 июля 1995 года Банком России  и ФТС утверждена совместная инструкция

N 30 и N 01-20/10538 "О порядке  осуществления валютного контроля за обоснованностью

платежей в иностранной  валюте за импортируемые товары". Инструкция введена

в действие с 1 января 1996 года. Некоторые ее положения (пп. 2.1, 2.2, абз.

11 п. 3.5, п. 6.9, а также раздел 7) вступают в действие при условии  утверждения

органами законодательной  и исполнительной власти Российской Федерации соответствующих нормативных актов.     

Действие Инструкции распространяется на все сделки, предусматривающие

ввоз товаров на российскую таможенную территорию в режимах "выпуск для свободного обращения" и "реимпорт", по которым, во-первых, расчеты осуществляются в иностранной валюте и, во-вторых, хотя бы часть требований иностранного контрагента к российскому импортеру удовлетворяется или будет удовлетворена платежами в иностранной валюте (то есть контракт предусматривает передачу резидентом компенсации за импортируемый товар хотя бы частично в виде денежных средств в иностранной валюте). Положения Инструкции не распространяются на следующие виды сделок:     

1) расчеты по которым осуществляются только в российских рублях;     

2) по которым не предусмотрено  проведение расчетов в денежной  форметоварообменные, бартерные и тому подобные операции, включая поставки в счет безвозмездной, в том числе гуманитарной, помощи;      

3) предусматривающие импорт товаров в счет государственных кредитов в

соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации;      

4) предполагающие ввоз  из государств- участников СНГ в Российскую Федерацию товаров, происходящих из этих государств.      

Информация о работе Проведение государственного контроля (надзора) в рамках ФТС