Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 15:59, контрольная работа
Целью исследования является анализ внешней торговли России услугами.
Для реализации данной цели автор поставил перед собой следующие задачи:
1. Определить понятие международной торговли услугами.
2. Проанализировать развитие внешней торговли России услугами.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Методологические аспекты внешней торговли услугами…………………………………………………………………………6
1.1 Понятие международной торговли услугами………………………………….6
1.2 Развитие внешней торговли России услугами………………………………..12
Глава 2 Состояние и развитие внешней торговли России услугами……………………………………………..........................................15
2.1 Участие российских экспортеров в международной торговле услугами…..15
2.2 Географическая структура внешней торговли России услугами, важнейшие торговые партнеры…………………………………………………………………23
Глава 3 Пути совершенствования развития внешней торговли России услугами……………………………………………...25
3.1 Проблемы внешней торговли России услугами……………………………...25
3.2 Пути развития внешней торговли России услугами………………………....27
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованных источников………………………………36
В результате выполнения мероприятий Транспортной стратегии и программы транспортная система Российской Федерации выйдет на качественно новый уровень, обеспечивающий инновационный сценарий социально-экономического развития страны, будет обеспечено укрепление российской транспортной системы на мировом рынке транспортных услуг и устойчивое повышение уровня реализации транзитного потенциала страны.
Международные операции, связанные с поездками, являются наиболее значимыми компонентами платежного баланса по разделу «Услуги». Их оборот в 2013 году составил 44,2 млрд. долларов США (30% оборота всех услуг).
В 2012 году аналогичный показатель равнялся 35,5 млрд. долларов США (29%).
Экспорт услуг по статье «Поездки» превысил 11,3 млрд. долларов США, что на 28% больше, чем в предыдущем году. В том числе резидентам СНГ оказано услуг на сумму более 5 млрд. долларов США (на 29% больше, чем в 2012 году), резидентам стран дальнего зарубежья – на 6,3 млрд. долларов США (на 28%).
В составе стран дальнего зарубежья традиционно более значимыми были услуги, предоставленные гражданам стран ЕС во время их пребывания на территории Российской Федерации: на них приходилось около трети совокупного экспорта услуг по статье «Поездки».
В распределении экспорта услуг, связанных с визитами иностранных граждан в Российскую Федерацию, по целям в 2013 году на долю деловых поездок приходилось 55% общего экспорта услуг, личных - 45%. Для СНГ соответствующая структура выглядела, как 63 и 37%, для стран дальнего зарубежья - 49 и 51% [14, C. 16].
На международном рынке туризма Россия, обладая колоссальным туристическим потенциалом, занимает сегодня весьма скромное место. Так, в 2013 г. российская доля в мировом экспорте туристических услуг составила 1,3%, в импорте – 2,9%. Оборот международных операций, связанных с поездками (суммарная величина экспорта и импорта), составляет 30% оборота всех услуг (30 млрд. долл.), экспортируемых Россией.
Дефицит российского платежного баланса по этой статье продолжает увеличиваться: если в 2004 г. он составлял 7,8 млрд. долл., то в 2013 г. вырос до 17,4 млрд. долл. В структуре экспорта туристических услуг преобладают деловые поездки (60%) над личными (40%), в то время как в структуре импорта наблюдается обратная ситуация: на деловые поездки приходится лишь 7%, а на личные – свыше 90%.
В региональной структуре экспорта туристических услуг преобладают страны дальнего зарубежья – 44%, из которых 34% приходится на ЕС, 5% на Северную Америку. Однако в последние годы удельный вес экспорта в страны дальнего зарубежья устойчиво снижается, и, если в 2005 г. на долю стран СНГ приходилось 30% экспорта туристических услуг, то в 2010 г. – уже 44%. Наибольшие расходы в России осуществляют граждане следующих стран: Германии, Узбекистана, Казахстана и Китая.
В региональной структуре импорта услуг по статье «поездки» преобладают страны дальнего зарубежья, и здесь наблюдается устойчивая тенденция к сокращению удельного веса экспорта в страны СНГ (с 14% в 2007 г. до 11% в 2013).
Максимальные расходы граждане Российской Федерации осуществляют в Турции, Египте, Германии и Финляндии.
Несмотря на положительную динамику показателей развития отрасли, в России сохраняются значительные барьеры для развития туристического бизнеса. В рейтинге ежегодного доклада Всемирного экономического форума (ВЭФ), посвященного конкурентоспособности стран в сфере туризма и путешествий, в 2013 г. Россия заняла 59-ю позицию из 139, уступая Китаю и Корее.
В докладе также сообщается, что наилучшими условиями для развития этого сектора обладают Швейцария, Германия и Франция.
В первую десятку входят также Австрия, Швеция, США, Великобритания, Испания, Канада и Сингапур. Доклад составлен на основе статистических данных из открытых источников, данных международных организаций и экспертов в области путешествий и туризма, а также результатов опроса руководителей компаний, который ежегодно проводится ВЭФ совместно с сетью партнерских организаций.
Россия имеет наилучшие показатели по группе факторов, связанных с потенциальными «туристическими активами» – природными и культурными ресурсами. В то же время наземная транспортная инфраструктура и специализированная туристическая инфраструктура, например, доступность и стоимость гостиничных номеров являются относительно слабой стороной на фоне других стран. Хуже всего в нашей стране дело обстоит с факторами отраслевого регулирования и эффективностью политики в области развития и продвижения туризма и путешествий. Необходимо отметить, что решающим фактором в развитии туристического рынка является привлечение авиакомпаний для создания или усиления транспортных связей. Но долгосрочного успеха можно достичь только путем координации с государственной политикой, поэтому есть необходимость формирования эффективной политики для роста в сфере авиации и туризма.
Особого внимания заслуживает позиция «прочие деловые услуги», объединяющая категории «деловые, профессиональные и технические услуги» и «операционный лизинг». С 2008 г. эта группа услуг занимает второе место (28%) в экспорте всех услуг, сместив статью «поездки», за счет исключительно динамичного развития экспорта деловых, профессиональных и технических услуг.
Россия занимает десятое место в мире среди экспортеров прочих деловых услуг. Основными импортерами данного вида услуг, составляющих более ½ от всего российского экспорта прочих видов коммерческих услуг, являются ЕС, США и Швейцария [17, C. 233].
Оборот деловых, профессиональных и технических услуг составил в 2013 г. 24 млрд. долл. при синхронном увеличении экспорта и импорта, увеличившись на 40% по сравнению с уровнем 2009 г., который предшествовал изменениям внешнеэкономической конъюнктуры вследствие кризисных событий. Экспорт этой группы услуг составил 11,4 млрд. долл., наиболее значимые объемы пришлись на услуги в области архитектуры, инженерные услуги, услуги в технических областях (28%), рекламу и маркетинг (23%) и операции, не классифицированные по отдельным статьям баланса услуг (20%), которые включают в себя помимо неклассифицированных операций, такую динамично развивающуюся в международной торговле группу услуг, как аутсорсинг.
Основными партнерами как по экспорту, так и по импорту деловых, профессиональных и технических услуг среди стран дальнего зарубежья являются Великобритания, США, Германия, Кипр, Нидерланды. Среди стран СНГ устойчиво доминируют Украина, Беларусь и Казахстан, на которые приходится почти 80% торгового оборота деловых, профессиональных и технических услуг в этой группе стран.
Потребности российских производителей в сложном технологическом оборудовании не удовлетворяются отечественным производством, в результате чего наблюдается постоянный дефицит по статье «операционный лизинг».
В услугах операционного лизинга отражаются операции, связанные с краткосрочной арендой транспортных средств, а с 2010 г. и операции, связанные с арендой здания и сооружений. Оборот по этой статье вырос до 2013 г. на 4,2 млрд долл. при одновременном увеличении отрицательного сальдо с 1,0 млрд до 1,5 млрд. На российском рынке сформировалась устойчивая тройка лидеров – «ВЭБ-лизинг», «ВТБ лизинг» и «Сбербанк лизинг».
Одним из наиболее динамично развивающихся секторов ВЭД стало оказание строительных услуг из России: среднегодовой прирост экспорта этой группы услуг с 2000 г. до кризисного 2008 г. составлял 53%. В то же время именно экспортеры строительных услуг оказались в числе наиболее уязвимых к экономическим шокам, так, в 2013 г. экспорт строительных услуг из России упал на 20% [4, C. 19].
Нужно отметить, что и мировой рынок строительных услуг ещё не преодолел последствия кризисного периода и продолжает находиться в стагнации. На этом фоне особенно ярко выглядит беспрецедентный прирост китайского экспорта строительных услуг, который в 2013 г. составил 53%.
В основе такого динамичного роста отрасли лежит ряд успешно реализованных китайскими поставщиками услуг инфраструктурных проектов в Африке.
Наибольшее значение индекса международной специализации России в торговле услугами сложилось в строительстве, связи и транспорте. Наименьшую долю в мировом экспорте услуг занимают роялти и лицензионные платежи и финансовые услуги.
Наиболее интегрированными в мировую торговлю являются строительные услуги, что отчасти связано с тем, что российские компании активно участвуют в строительстве электростанций, в т.ч. АЭС, и создании инфраструктуры для добычи нефти и газа. Более 1/3 всех строительных работ осуществляется в странах ЕС (главным образом, в Германии, Австрии и на Кипре), в Турции, США и ОАЭ.
Устойчиво отрицательный баланс, сложившийся в сфере предоставления прав на использование лицензионных объектов (патентов, торговых знаков, торговых марок, «ноу-хау», продуктов НИОКР и других объектов интеллектуальной собственности) в результате преобладания импортных операций над экспортными, в 2013 году расширился до 5,3 млрд. долларов США. При этом экспортные поступления зафиксированы на уровне, не достигавшем 0,6 млрд. долларов США, а импортные платежи превысили 5,8 млрд. долларов США. В числе последних 88% общей суммы перечислено в пользу резидентов 10 государств, преимущественно европейских.
В составе телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг наиболее значимыми традиционно являются первые два вида, суммарная доля которых в экспорте в 2010 -2013 годах сохранялась на уровне 97%, в импорте - 93-94%. В 2013 году доходы российских компаний от предоставления нерезидентам таких услуг превысили 3 млрд. долларов США.
Основными странами – потребителями как телекоммуникационных, так и компьютерных услуг являлись Соединенное королевство, США и Германия. При этом объем совершенных операций с Соединенным королевством и США вырос на 26 и 44% соответственно, а с Германией, - напротив, сократился на 12%. Импорт этих двух категорий услуг вырос на 26% и суммарно составил 4,7 млрд. долларов США. В целом, показатели внешней торговли России услугами характерны для многих развивающихся стран, прежде всего нефтеэкспортеров, и не соответствуют заявленному инновационному пути развития России.
Таким образом, с учетом воздействия комплекса этих условий на ситуацию в важнейших секторах российской торговли услугами есть основания для предположений о возможном расширении в предстоящие годы отечественного экспорта нескольких групп сервиса – транспортных (особенно в части транзитных железнодорожных перевозок), космических, некоторых разновидностей информационных услуг, а также о более эффективной конкуренции с импортом в секторах деловых услуг, услуг «индустрии отдыха».
2.2 Географическая структура внешней торговли России услугами,
важнейшие торговые партнеры
В географической структуре российского экспорта и импорта услуг преобладают страны дальнего зарубежья, удельный вес которых находится на уровне 80% по экспорту и 90% по импорту. Наибольший удельный вес в обмене услугами, как и в торговле товарами, приходится на ЕС (доля в экспорте – 38%; в импорте – 42%).
Далее следуют страны СНГ (18% и 11%, соответственно) и АТЭС (15% и 11%).
Среди стран дальнего зарубежья основными потребителями российских услуг на протяжении ряда лет остаются резиденты Великобритании (11%) и Соединенных Штатов Америки (10%), Германии (8%), Кипра (6%), Швейцарии (5%). На долю десяти основных стран-партнеров приходится свыше 55% всего экспорта.
Основными странами-партнерами по импорту услуг являются Турция, Великобритания, Германия (по 7%), удельный вес десяти основных стран-партнеров составляет половину суммарного объема [8].
Внешнюю торговлю услугами можно распределить по следующим группам стран:
- Содружество Независимых Государств (СНГ), к данным странам относятся: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия (до 18 августа 2009 года), Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина;
- Евразийское Экономическое Сообщество (далее - ЕврАзЭС), к данным странам относятся: Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан;
- Европейский союз (далее - ЕС), к данным странам относятся: Австрия, Бельгия,
Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Соединенное королевство, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швеция, Эстония;
- Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), к данным странам относятся: Австралия, Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, Китай, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Сингапур, Соединенные Штаты Америки, Таиланд, Тайвань (Китай), Филиппины, Чили, Япония;
- Организация экономического
Таким образом, в статистике внешней торговли Российской Федерации услугами выделяются следующие группы стран: Содружество Независимых Государств (СНГ), в том числе Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС); страны дальнего зарубежья, в том числе Европейский Союз (ЕС), Азиатско-Тихоокеанское Экономическое Сотрудничество (АТЭС), прочие страны.
Глава 3 Пути совершенствования развития внешней торговли России услугами
Информация о работе Пути совершенствования развития внешней торговли России услугами