Пути совершенствования развития внешней торговли России услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 15:59, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является анализ внешней торговли России услугами.
Для реализации данной цели автор поставил перед собой следующие задачи:
1. Определить понятие международной торговли услугами.
2. Проанализировать развитие внешней торговли России услугами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Методологические аспекты внешней торговли услугами…………………………………………………………………………6
1.1 Понятие международной торговли услугами………………………………….6
1.2 Развитие внешней торговли России услугами………………………………..12
Глава 2 Состояние и развитие внешней торговли России услугами……………………………………………..........................................15
2.1 Участие российских экспортеров в международной торговле услугами…..15
2.2 Географическая структура внешней торговли России услугами, важнейшие торговые партнеры…………………………………………………………………23
Глава 3 Пути совершенствования развития внешней торговли России услугами……………………………………………...25
3.1 Проблемы внешней торговли России услугами……………………………...25
3.2 Пути развития внешней торговли России услугами………………………....27
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованных источников………………………………36

Файлы: 1 файл

ТЭО.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

В результате выполнения мероприятий Транспортной стратегии и программы транспортная система Российской Федерации выйдет на качественно новый уровень, обеспечивающий инновационный сценарий социально-экономического развития страны, будет обеспечено укрепление российской транспортной системы на мировом рынке транспортных услуг и устойчивое повышение уровня реализации транзитного потенциала страны.

Международные операции,  связанные с поездками, являются наиболее значимыми компонентами платежного баланса по разделу «Услуги». Их оборот в 2013 году составил 44,2 млрд. долларов США (30% оборота всех услуг).

В 2012 году аналогичный показатель равнялся 35,5 млрд. долларов США (29%).

Экспорт услуг по статье «Поездки» превысил 11,3 млрд. долларов США, что на 28% больше, чем в предыдущем году. В том числе резидентам СНГ оказано услуг на сумму более 5 млрд. долларов США (на 29% больше, чем в 2012 году), резидентам стран дальнего зарубежья – на 6,3 млрд. долларов США (на 28%).

В составе стран дальнего зарубежья традиционно более значимыми были услуги, предоставленные гражданам стран ЕС во время их пребывания на территории Российской Федерации: на них приходилось около трети совокупного экспорта услуг по статье «Поездки».

В распределении экспорта услуг, связанных с визитами иностранных граждан в Российскую Федерацию, по целям в 2013 году на долю деловых поездок приходилось 55% общего экспорта услуг, личных - 45%. Для СНГ соответствующая структура выглядела, как 63 и 37%, для стран дальнего зарубежья - 49 и 51% [14, C. 16].

На международном рынке туризма Россия, обладая колоссальным туристическим потенциалом,  занимает сегодня весьма скромное место. Так, в 2013  г.  российская доля в мировом экспорте туристических услуг составила 1,3%, в импорте – 2,9%. Оборот международных операций, связанных с поездками  (суммарная величина экспорта и импорта), составляет 30% оборота всех услуг (30 млрд. долл.), экспортируемых Россией.

Дефицит российского платежного баланса по этой статье продолжает увеличиваться: если в 2004 г. он составлял 7,8 млрд. долл., то в 2013 г. вырос до 17,4 млрд. долл. В структуре экспорта туристических услуг преобладают деловые поездки (60%) над личными (40%), в то время как в структуре импорта наблюдается обратная ситуация: на деловые поездки приходится лишь 7%, а на личные – свыше 90%.

В региональной структуре экспорта туристических услуг преобладают страны дальнего зарубежья – 44%, из которых 34% приходится на ЕС, 5% на Северную Америку. Однако в последние годы удельный вес экспорта в страны дальнего зарубежья устойчиво снижается, и, если в 2005 г. на долю стран СНГ приходилось 30% экспорта туристических услуг, то в 2010 г. – уже 44%. Наибольшие расходы в России осуществляют граждане следующих стран: Германии, Узбекистана, Казахстана и Китая.

В региональной структуре импорта услуг по статье  «поездки» преобладают страны дальнего зарубежья, и здесь наблюдается устойчивая тенденция к сокращению удельного веса экспорта в страны СНГ  (с 14% в 2007 г. до 11% в 2013).

Максимальные расходы граждане Российской Федерации осуществляют в Турции, Египте, Германии и Финляндии.

Несмотря на положительную динамику показателей развития отрасли, в России сохраняются значительные барьеры для развития туристического бизнеса. В рейтинге ежегодного доклада Всемирного экономического форума (ВЭФ), посвященного конкурентоспособности стран в сфере туризма и путешествий, в 2013 г. Россия заняла 59-ю позицию из 139, уступая Китаю и Корее.

В докладе также сообщается, что наилучшими условиями для развития этого сектора обладают Швейцария,  Германия и Франция.

В первую десятку входят также Австрия, Швеция, США, Великобритания, Испания, Канада и Сингапур. Доклад составлен на основе статистических данных из открытых источников, данных международных организаций и экспертов в области путешествий и туризма, а также результатов опроса руководителей компаний, который ежегодно проводится ВЭФ совместно с сетью партнерских организаций.

Россия имеет наилучшие показатели по группе факторов, связанных с потенциальными  «туристическими активами» –  природными и культурными ресурсами. В то же время наземная транспортная инфраструктура и специализированная туристическая инфраструктура, например, доступность и стоимость гостиничных номеров являются относительно слабой стороной на фоне других стран. Хуже всего в нашей стране дело обстоит с факторами отраслевого регулирования и эффективностью политики в области развития и продвижения туризма и путешествий. Необходимо отметить, что решающим фактором в развитии туристического рынка является привлечение авиакомпаний для создания или усиления транспортных связей. Но долгосрочного успеха можно достичь только путем координации с государственной политикой, поэтому есть необходимость формирования эффективной политики для роста в сфере авиации и туризма.

Особого внимания заслуживает позиция «прочие деловые услуги», объединяющая категории «деловые, профессиональные и технические услуги» и «операционный лизинг». С 2008 г. эта группа услуг занимает второе место (28%) в экспорте всех услуг, сместив статью «поездки», за счет исключительно динамичного развития экспорта деловых, профессиональных и технических услуг.

Россия занимает десятое место в мире среди экспортеров прочих деловых услуг. Основными импортерами данного вида услуг, составляющих более ½ от всего российского экспорта прочих видов коммерческих услуг, являются ЕС, США и Швейцария [17, C. 233].

Оборот деловых, профессиональных и технических услуг составил в 2013 г. 24 млрд. долл. при синхронном увеличении экспорта и импорта, увеличившись на 40% по сравнению с уровнем 2009 г., который предшествовал изменениям внешнеэкономической конъюнктуры вследствие кризисных событий. Экспорт этой группы услуг составил 11,4 млрд. долл., наиболее значимые объемы пришлись на услуги в области архитектуры, инженерные услуги, услуги в технических областях (28%), рекламу и маркетинг (23%) и операции, не классифицированные по отдельным статьям баланса услуг (20%), которые включают в себя помимо неклассифицированных операций, такую динамично развивающуюся в международной торговле группу услуг, как аутсорсинг.

Основными партнерами как по экспорту, так и по импорту деловых, профессиональных и технических услуг среди стран дальнего зарубежья являются Великобритания, США, Германия, Кипр, Нидерланды. Среди стран СНГ устойчиво доминируют Украина, Беларусь и Казахстан, на которые приходится почти 80% торгового оборота деловых, профессиональных и технических услуг в этой группе стран.

Потребности российских производителей в сложном технологическом оборудовании не удовлетворяются отечественным производством, в результате чего наблюдается постоянный дефицит по статье  «операционный лизинг».

В услугах операционного лизинга отражаются операции, связанные с краткосрочной арендой транспортных средств, а с 2010 г. и операции, связанные с арендой здания и сооружений. Оборот по этой статье вырос до 2013 г. на 4,2 млрд долл. при одновременном увеличении отрицательного сальдо с 1,0 млрд до 1,5 млрд. На российском рынке сформировалась устойчивая тройка лидеров – «ВЭБ-лизинг», «ВТБ лизинг» и «Сбербанк лизинг».

Одним из наиболее динамично развивающихся секторов ВЭД стало оказание строительных услуг из России: среднегодовой прирост экспорта этой группы услуг с 2000 г. до кризисного 2008 г. составлял 53%. В то же время именно экспортеры строительных услуг оказались в числе наиболее уязвимых к экономическим шокам, так, в 2013 г. экспорт строительных услуг из России упал на 20% [4, C. 19].

Нужно отметить, что и мировой рынок строительных услуг ещё не преодолел последствия кризисного периода и продолжает находиться в стагнации. На этом фоне особенно ярко выглядит беспрецедентный прирост китайского экспорта строительных услуг, который в 2013 г. составил 53%.

В основе такого динамичного роста отрасли лежит ряд успешно реализованных китайскими поставщиками услуг инфраструктурных проектов в Африке.

Наибольшее значение индекса международной специализации России в торговле услугами сложилось в строительстве, связи и транспорте. Наименьшую долю в мировом экспорте услуг занимают роялти и лицензионные платежи и финансовые услуги.

Наиболее интегрированными в мировую торговлю являются строительные услуги, что отчасти связано с тем,  что российские компании активно участвуют в строительстве электростанций, в т.ч. АЭС, и создании инфраструктуры для добычи нефти и газа. Более 1/3 всех строительных работ осуществляется в странах ЕС (главным образом, в Германии, Австрии и на Кипре), в Турции, США и ОАЭ.

Устойчиво отрицательный баланс, сложившийся в сфере предоставления прав на использование лицензионных объектов (патентов, торговых знаков, торговых марок, «ноу-хау», продуктов НИОКР и других объектов интеллектуальной собственности)  в результате преобладания импортных операций над экспортными, в 2013 году расширился до 5,3 млрд. долларов США. При этом экспортные поступления зафиксированы на уровне, не достигавшем 0,6 млрд. долларов США, а импортные платежи превысили 5,8 млрд. долларов США. В числе последних 88% общей суммы перечислено в пользу резидентов 10 государств, преимущественно европейских.

В составе телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг наиболее значимыми традиционно являются первые два вида,  суммарная доля которых в экспорте в 2010 -2013 годах сохранялась на уровне 97%, в импорте - 93-94%. В 2013 году доходы российских компаний от предоставления нерезидентам таких услуг превысили 3 млрд. долларов США.

Основными странами –  потребителями как телекоммуникационных, так и компьютерных услуг являлись Соединенное королевство, США и Германия. При этом объем совершенных операций с Соединенным королевством и США вырос на 26 и 44% соответственно, а с Германией, - напротив, сократился на 12%. Импорт этих двух категорий услуг вырос на 26% и суммарно составил 4,7 млрд. долларов США. В целом, показатели внешней торговли России услугами характерны для многих развивающихся стран, прежде всего нефтеэкспортеров, и не соответствуют заявленному инновационному пути развития России.

Таким образом, с учетом воздействия комплекса этих условий на ситуацию в важнейших секторах российской торговли услугами есть основания для предположений о возможном расширении в предстоящие годы отечественного экспорта нескольких групп сервиса –  транспортных (особенно в части транзитных железнодорожных перевозок), космических, некоторых разновидностей информационных услуг, а также о более эффективной конкуренции с импортом в секторах деловых услуг, услуг «индустрии отдыха».

 

 

 

2.2 Географическая структура внешней торговли России услугами,

важнейшие торговые партнеры

 

 

 

В географической структуре российского экспорта и импорта услуг преобладают страны дальнего зарубежья, удельный вес которых находится на уровне 80% по экспорту и 90% по импорту. Наибольший удельный вес в обмене услугами, как и в торговле товарами, приходится на ЕС (доля в экспорте – 38%; в импорте – 42%).

Далее следуют страны СНГ (18% и 11%, соответственно) и АТЭС (15% и 11%).

Среди стран дальнего зарубежья основными потребителями российских услуг на протяжении ряда лет остаются резиденты Великобритании (11%) и Соединенных Штатов Америки (10%), Германии (8%), Кипра (6%), Швейцарии (5%). На долю десяти основных стран-партнеров приходится свыше 55% всего экспорта.

Основными странами-партнерами по импорту услуг являются Турция, Великобритания, Германия (по 7%), удельный вес десяти основных стран-партнеров составляет половину суммарного объема [8].

Внешнюю торговлю услугами можно распределить по следующим группам стран:

- Содружество Независимых Государств (СНГ), к данным странам относятся: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия (до 18 августа 2009 года), Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина;

- Евразийское Экономическое Сообщество (далее - ЕврАзЭС), к данным странам относятся: Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан;

- Европейский союз (далее - ЕС), к данным странам относятся: Австрия, Бельгия, 

Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Соединенное королевство, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швеция, Эстония; 

- Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), к данным странам относятся: Австралия, Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, Китай, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Сингапур, Соединенные Штаты Америки, Таиланд, Тайвань (Китай), Филиппины, Чили, Япония;

- Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), к данным странам относятся: Австралия, Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Израиль (с 7 сентября 2010 года), Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, Словакия, Словения (с 21 июля 2010 года), Соединенное королевство, Соединенные Штаты Америки, Турция, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Чили (с 7 мая 2010 года), Швейцария, Швеция, Эстония (с 3 июня 2010 года), Япония.

Таким образом, в статистике внешней торговли Российской Федерации услугами выделяются следующие группы стран: Содружество Независимых Государств (СНГ), в том числе Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС); страны дальнего зарубежья, в том числе Европейский Союз (ЕС), Азиатско-Тихоокеанское Экономическое Сотрудничество (АТЭС), прочие страны.

Глава 3 Пути совершенствования развития внешней торговли России услугами

Информация о работе Пути совершенствования развития внешней торговли России услугами