Пути совершенствования развития внешней торговли России услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 15:59, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является анализ внешней торговли России услугами.
Для реализации данной цели автор поставил перед собой следующие задачи:
1. Определить понятие международной торговли услугами.
2. Проанализировать развитие внешней торговли России услугами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Методологические аспекты внешней торговли услугами…………………………………………………………………………6
1.1 Понятие международной торговли услугами………………………………….6
1.2 Развитие внешней торговли России услугами………………………………..12
Глава 2 Состояние и развитие внешней торговли России услугами……………………………………………..........................................15
2.1 Участие российских экспортеров в международной торговле услугами…..15
2.2 Географическая структура внешней торговли России услугами, важнейшие торговые партнеры…………………………………………………………………23
Глава 3 Пути совершенствования развития внешней торговли России услугами……………………………………………...25
3.1 Проблемы внешней торговли России услугами……………………………...25
3.2 Пути развития внешней торговли России услугами………………………....27
Заключение……………………………………………………………………..33
Список использованных источников………………………………36

Файлы: 1 файл

ТЭО.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

 

 

3.1 Проблемы внешней торговли  России услугами

 

 

 

В развитии внешней торговли России услугами имеется немало проблем. Это связано со следующим:

- во-первых, существенному компоненту внешней торговли, как торговля услугами уделяется недостаточно внимания и экспертным сообществом, и органами государственного управления;

- во-вторых, в России развитие экспорта услуг не значится отдельным направлением государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности. Так, в государственной программе «Развитие внешнеэкономической деятельности» отсутствуют индикаторы внешней торговли услугами, а сама она упоминается только в привязке к торговле товарами и движению капиталов.

В настоящий момент в России имеются пробелы в отношении статистического учета услуг как во внутреннем производстве, так и во внешней торговле (особенно в отношении географической структуры экспортных и импортных потоков отраслей услуг). Есть проблемы с классификацией услуг. Так, тормозом развития практической деятельности операторов рынка услуг является разнобой в отнесении тех или иных видов услуг к экспортно-импортным операциям. Имеется необходимость и уже ведется работа по составлению общероссийского классификатора видов экономической деятельности по товарам и услугам, адаптированного к международной классификационной системе.

Открытие российского рынка услуг привело к существенной активизации деятельности иностранных поставщиков в различных секторах услуг. Особенно заметно иностранное присутствие в новых областях, связанных с предоставлением деловых услуг (консалтинг, аудит, юридические и бухгалтерские услуги, реклама и компьютерные услуги), что связано с возрастающей потребностью развивающейся экономики России в подобной деятельности и в то же время с недостаточно накопленным опытом российских поставщиков в этих сферах. Интерес иностранных поставщиков к России проявляется также на рынках традиционных и ключевых секторов экономики услуг, которые относятся к перспективным и прибыльным сегментам мирового рынка услуг: банковская сфера и страхование, транспорт и телекоммуникации, торговля и общественное питание, туристическая индустрия и здравоохранение.

 Очевидно, что чрезмерная защита  слабых национальных производителей в России в современных условиях приводит к замедлению развития соответствующих отраслей, консервирует их «недоразвитость» и общую технологическую отсталость, затягивает прогрессивные изменения, что не отвечает интересам общества в целом. В то же время, в отдельных ключевых отраслях услуг российские поставщики заметным образом вытесняются иностранными участниками (в области международных автодорожных и морских перевозок, в строительстве, страховании, в сфере общественного питания,  в отдельных подсекторах сектора связи), что требует продуманной стратегии дальнейшего развития. 

Итак, главные проблемы российской внешней торговли услугами следующие:

1) устойчивое отрицательное сальдо. Отрицательное сальдо внешней торговли услугами России крайне стабильно: с 1994 году российский экспорт услуг ни разу не превзошел импорт, в 2013 году разница между ними составила почти 2 раза;

2) структурная несбалансированность экспорта услуг России. В настоящее время более 80% российского экспорта услуг приходится всего на три их вида: транспортные, прочие деловые (юридические, консалтинговые, архитектурные, инженерные и др.) и поездки (деловые и туристические). Эти виды составляют основной объем и мировой торговли услугами, но по миру их доля формирует примерно 70%, так что перекос в их сторону у нас все-таки имеется.

В то же время у России низок, как в абсолютном, так и в относительном выражении экспорт финансовых, компьютерных и информационных услуг, а также роялти и лицензионных платежей. Совокупная доля этих видов услуг в мировом экспорте достигает 20%, в российском – всего 7%.

Таким образом, задачей развития внешней торговли услугами России в ближайшие годы является наращивание объема экспорта услуг, а также увеличение в нем доли, прежде всего, высокотехнологичных услуг - компьютерных и информационных.

 

 

 

3.2. Пути развития внешней торговли России услугами

 

 

 

Ключевые задачи участия России в международной торговле услугами охватывают как расширение экспорта конкурентоспособных на зарубежных рынках российских услуг, так и ввоз необходимых для расширенного воспроизводства экономики видов сервиса, коль скоро они значительно более конкурентоспособны по сравнению с выпускаемыми в России. Но ситуация в выпуске различных видов услуг в предъявляемом на них потребительском спросе далеко не одинакова.

Поэтому определить направления политики России в торговле услугами нельзя в отрыве от структурных (отраслевых, а по терминологии ГАТС – «секторальных») аспектов выпуска, потребления, экспорта и импорта сервиса [24, C. 163].

В настоящее время России необходима общенациональная программа первоочередных мер в области совершенствования регулирования и содействия развитию экспорта услуг, импорта деловых услуг и коммерческого присутствия в стране иностранных поставщиков услуг на ближайшие годы.

Для усиления позиций страны в международной торговле услугами необходимо введение такой программы, которая могла бы включать следующее:

- завершение создания законодательной  базы, определяющей основные правила хозяйственной деятельности в сфере услуг и степень воздействия государства на соответствующие рынки;

- оптимизацию экономических условий  деятельности отечественных производителей услуг, в том числе путем снижения степени налогового и таможенного обложения материальных ресурсов, непосредственно используемых в процессе производства услуг;

- осуществление умеренной протекционистской политики, предусматривающей ограниченный доступ нерезидентов в наиболее чувствительные сектора сферы услуг (прежде всего в банковскую и страховую деятельность, транспорт и связь) при одновременном расширении импорта деловых и других прогрессивных видов услуг;

- укрепление национального внешнеэкономического потенциала в сфере услуг за счет стимулирования инвестиционной деятельности, проведения необходимых инфраструктурных и организационных мероприятий, направленных на повышение эффективности торговли услугами;

- стимулирование экспорта услуг, в первую очередь наукоемких, с использованием методов, апробированных в мировой практике (предоставление государственных гарантий под кредитные ресурсы и страхование инвестиций, направляемых в сферу услуг);

- либерализацию режима вывоза российского капитала за рубеж, осуществляемого в целях коммерческого присутствия в странах-потребителях российских услуг;

- создание более полной и  объективной статистической базы, отражающей реальное состояние торговли услугами.

Также необходимо принимать меры поддержки российских поставщиков услуг.

Дело в том, что в условиях отсутствия грамотного применения инструментов торговой политики наши компании заведомо оказываются в менее конкурентных условиях на внешних рынках по сравнению с их зарубежными конкурентами. Необходимые направления использования инструментов торговой политики для обеспечения экономических интересов российских поставщиков услуг перечислены ниже:

1) Развитие законодательных и административных мер,  регулирующих сферу услуг, с целью создания благоприятного делового климата в сфере услуги снижения политических и коммерческих рисков.

С точки зрения улучшения делового климата в сфере услуг важны создание мер поддержки малого и среднего бизнеса, государственная политика по поощрению конкуренции, безусловное соблюдение прав собственности, сокращение влияния бюрократических проволочек на получение лицензий, сертификатов, оформление документов.

2) Политика привлечения инвестиций с целью повышения конкуренции на внутреннем рынке, привлечения финансовых ресурсов и технологий, улучшения качества предоставляемых услуг.

Возможности развития сферы услуг в значительной степени зависят от привлечения зарубежного капитала, прежде всего, в форме прямых инвестиций, т.к. именно с ними приходят технологии, опыт эффективных методов управления.

3. Финансовая поддержка экспорта  услуг, нацеленная на увеличение  финансовых ресурсов компаний и рост экспорта услуг.

В силу специфичности характера услуг, торговля ими осуществляется гораздо сложнее торговли товарами. В том числе это отражается и на сложности привлечения кредитования на экспорт услуг, поскольку компании, продающие услуги, не всегда могут предоставить материальное обеспечение под кредиты.

В этой связи поддержка экспорта услуг со стороны государства еще более важна по сравнению с содействием торговле товарами. Поэтому огромное значение имеет финансовая поддержка экспорта, к которой относят, прежде всего, кредитование и возмещение части процентных ставок по кредитам, субсидирование и налоговые льготы, лизинг. Важным инструментом поддержки экспорта, поскольку эта сфера связана зачастую с большими прибылями по сравнению с работой на национальном рынке, но одновременно и с большими рисками из-за недостатка информации, является страхование – как кредитов, так и коммерческих и политических рисков.

4. Взаимодействие государства и  бизнеса, имеющее целью снижение  расходов и рисков, создание благоприятных условий ведения бизнеса.

Общая динамика развития рынка услуг формируется при взаимодействии интересов отдельных отраслей или групп предприятий, с одной стороны, и государства, с другой. К сожалению, во многих секторах услуг ещё не созданы национальные объединения предпринимателей.

Существующие союзы, как правило, нуждаются в укреплении кадрами, профессионально владеющими внешнеэкономической тематикой. Весьма активно действуют Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, в то же время их деятельность, во-первых, затрагивает в большей степени интересы промышленности, а не сферы услуг, а во-вторых, они не уделяют достаточного внимания госполитике по продвижению экспорта услуг, поэтому деятельность по этому направлению деловых объединений нуждается в активизации, в т.ч. данные объединения способны предоставлять правительству и министерствам аналитическую информацию о состоянии и перспективах развития различных отраслей и лоббировать применение

инструментов торговой политики, стимулирующих экспорт, а в ряде случаев – и защищающих российский внутренний рынок.

5. Информационная поддержка российских  производителей и экспортеров услуг, целью которой является снижение транзакционных издержек, прогнозирование внешнеполитических рисков и управление ими.

Информационная поддержка российским компаниям и их возможным зарубежным партнерам оказывается через информационно-поисковые системы «Экспортные возможности России»  и  «Информационная система торговых представительств Российской Федерации», а с середины 2010  г. – через Портал внешнеэкономической информации, т.е. основные меры информационной поддержки экспорта начали реализовываться.

Существенная специфика отраслей услуг и несовпадение уровня их развития обуславливает объективное различие в экономических интересах российского бизнеса. Поэтому применение инструментов торговой политики должно быть не только системным и комплексным, но и достаточно гибким. Так, при экспорте телекоммуникационных или космических услуг могли бы предоставляться все формы финансовой поддержки (льготное кредитование, страхование, гарантии и др.).

При поддержке экспорта информационных или транспортных услуг необходимо учитывать, что их оказывают небольшие по размерам компании, поэтому подход к стимулированию экспорта может быть несколько иным: информационная поддержка, содействие в продвижении услуг, ссуды. Важно проведение организационных, маркетинговых и обслуживающих мероприятий, которые направлены на увеличение экспортных операций в строительной, ракетно-космической отраслях, торговле наукоемкими услугами.

Таким образом, обеспечение экономических интересов российских поставщиков услуг должно осуществляться по следующим основным направлениям:

1) усиление единой институциональной инфраструктуры развития экспорта услуг;

2) реализация системного подхода к регулированию иностранных инвестиций в сферу услуг;

3) развитие законодательных и административно-технических мер, связанных с созданием благоприятного делового климата в сфере услуг;

4) активное использование механизмов регионального и многостороннего сотрудничества для обеспечения необходимых условий работы отечественного бизнеса на внешних рынках услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

Международная торговля услугами становится все более важным фактором экономического развития России. Это связано прежде всего с расширением использования в хозяйстве всех стран широкого ассортимента деловых услуг, основным потребителем которых выступает предпринимательский сектор, стремящийся таким путем повысить эффективность деятельности своих предприятий за счет привлечения квалифицированных иностранных специалистов.

Одной из главных форм расширения международной торговли услугами служит заграничное инвестирование в сферу услуг, обеспечивающее долговременное коммерческое присутствие предприятий-поставщиков услуг на территории других стран. Для некоторых секторов торговли услугами, в том числе играющих ключевую роль в экономике, эта форма операций является необходимым условием осуществления поставок. Вместе с тем, коммерческое присутствие зарубежных поставщиков услуг в больших масштабах может создать чрезмерную зависимость национального хозяйства от крупных иностранных компаний.

Информация о работе Пути совершенствования развития внешней торговли России услугами