Режим выезда и въезда в РФ. Порядок пересечения государственной границы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение вопроса о порядке и условиях пересечения границы Российской Федерации ее гражданами и иностранцами.
На основе изучения нормативно - правовой базы был рассмотрен вопрос о пересечение границы Российской Федерации ее гражданами и иностранцами.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Государственная граница, основные понятия
1.1 Понятие государственной границы ………………………….. 4
1.2 Порядок пересечения границы физическими лицами………. 7
1.3 Нарушение режима государственной границы………………10
Глава 2. Права граждан РФ на въезд и выезд с территории РФ
2.1 Общие положения о правах граждан РФ на въезд и выезд из РФ ………………………………………………………………………….. 12
2.2 Оформление загранпаспорта…………………………………14
Глава 3. Права иностранных граждан на въезд и выезд с территории РФ
3.1 Общие положения о правах иностранных граждан на въезд и выезд из РФ…………………………………………………………………18
3.2 Получение визы РФ иностранными гражданами ………….20
Заключение………………………………………………………………….27
Список источников и литературы ……………………………………….. 28

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Порядок разрешения инцидентов, связанных с нарушением режима Государственной  границы, определяются договорами Российской Федерации с сопредельными государствами о Государственной границе и ее режиме, иными международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, решениями Правительства Российской Федерации.

При чрезвычайных обстоятельствах: несчастном случае, аварии, стихийном  бедствии, ледовых условиях, угрожающих безопасности судна, буксировке поврежденных судов (кораблей), доставке спасенных людей, оказании срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам, а также по другим вынужденным причинам пересечение Государственной границы не является нарушением (Статья 9 Закона РФ “О государственной границе Российской Федерации” в редакции Федерального закона от 29.11.96 № 148-ФЗ).

Иностранные граждане и  лица без гражданства, не имеющие  статуса лиц, проживающих или  пребывающих на территории Российской Федерации, пересекшие Государственную границу с территории иностранного государства, при наличии в их действиях признаков преступления или административного правонарушения привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Лица, виновные в нарушении правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу, несут уголовную ответственность, предусмотренную федеральными законами, либо административную ответственность, предусмотренную федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации.

Если в отношении  вышеуказанных лиц отсутствуют  основания для возбуждения уголовных  дел или производства по делам  об административных правонарушениях, и у них нет права на получение политического убежища, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, органы и войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации в официальном порядке передают их властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу. Если нет договора между Российской Федерации с этим государством на выдачу нарушителей, органы и войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации выдворяют их за пределы Российской Федерации в определяемых этими органами местах. Об выдворении уведомляются власти государства, на (или через) территорию которого они выдворяются, если это предусмотрено договором Российской Федерации с соответствующим государством. В таком же порядке выдворяются за пределы Российской Федерации нарушители Государственной границы, привлеченные к административной ответственности, в отношении которых приняты решения об их административном выдворении. Граждане Российской Федерации,  утратившие в период нахождения за границей документы на право въезда на территорию Российской Федерации, оставляются в пунктах пропуска на время, которое необходимо для установления их личности, но не более 30 суток.

 

 

Глава 2. Права граждан РФ на въезд и выезд с территории РФ

 

2.1 Общие положения о правах граждан РФ на въезд и выезд из РФ

Конституционное право  регулирует общественные отношения, которые  образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно  связаны с осуществлением государственной  власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование.

Одним из источников конституционного права являются нормативно-правовые акты, которые, подразделяются на законы, нормативные акты исполнительной власти, нормативные акты органов конституционного контроля (надзора), парламентские регламенты, акты местного самоуправления.

Самым важным законом, регулирующим общественные отношения, является Конституция, принятая всенародным голосованием 12.12.93.

Конституция – Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы граждан, закрепляющие право передвижения по территории Российской Федерации и за ее пределы, закреплены в статье 27 Конституции Российской Федерации, которая гласит:

“1. Каждый, кто законно  находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно  выезжать за пределы Российской  Федерации. Гражданин Российской  Федерации имеет право беспрепятственно  возвращаться в Российскую Федерацию”.

В части 2 провозглашена, прежде всего, свобода выезда из страны.

Выезд из Российской  Федерации в другие станы осуществляется по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, как то, заграничным, дипломатическим, служебным паспортам, а также по паспорту моряка.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» право гражданина РФ на выезд из РФ может быть временно ограничено в случаях, если он:

1) при допуске к  сведениям особо важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с Федеральным законом.

В случае если имеется  заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны  о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую степень секретности. То указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой Правительством Российской Федерации. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десять лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями;

2) в соответствии с  законодательством Российской Федерации  призван на военную службу  или направлен на альтернативную  гражданскую службу, - до окончания  военной службы или альтернативной  гражданской службы;

3) задержан по подозрению в совершению преступления либо привлечен в качестве обвиняемого, - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

4) осужден за совершение  преступления, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения  от наказания;

5) уклоняется от исполнения  обязательств, наложенных на него  судом, - до исполнения обязательств  либо до достижения согласия  сторонами; 

6) сообщил о себе  заведомо ложные сведения при  оформлении документов для выезда  из Российской Федерации, - до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.

7)имеет долговые обязательства  перед налоговыми органами и/или  третьими лицами.

 

 

2.2 Оформление загранпаспорта

 

Получение загранпаспорта - формализованный процесс, определенный Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» №114-ФЗ от 15.08.1996 г. и приказом № 310 Министерства внутренних дел РФ от 26 мая 1997 г. "Об утверждении инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", зарегистрированном в Минюсте РФ 19 июня 1997 г. № 1330.

После принятия Федерального Закона “О порядке выезда из Российской Федерации  и въезда в Российскую Федерацию” Приказом МВД РФ №394 от 26.05.97 была утверждена Инструкция, регулирующая порядок оформления, выдачи и изъятия органами внутренних дел паспортов для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.

Согласно Федеральному закону заграничные паспорта выдаются гражданам Российской Федерации по их личному заявлению или по ходатайству их законных представителей, органами внутренних дел. Заявления граждан о выдаче заграничных паспортов для временного пребывания за границей рассматриваются в месячный срок, а если поездка связана со срочным лечением выезжающего больного, любой серьезной болезнью, либо со смертью родственника, проживающего за границей - в течение трех дней (статья 8 ФЗ РФ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ).

Заграничный паспорт  - официальный документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации или другой страны при выезде за пределы или пребывании за пределами страны, а также при въезде на территорию Российской Федерации из заграничной поездки (если не предусмотрено иное).

Иной порядок выдачи паспорта - не по месту жительства, а по месту  пребывания - возможен лишь в исключительных случаях, предусмотренных частью третьей  статьи 10 Федерального закона "О  порядке выезда из Российской Федерации  и въезда в Российскую Федерацию". Однако и в этих исключительных случаях требуется регистрация по месту пребывания (пункт 3.7 названной Инструкции), каковым, в отличие от места жительства, признается также жилое помещение, в котором гражданин проживает не постоянно, а временно (статья 2 Закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" № 5242-1 от 25 июня 1993).

В соответствии с законом наличие  заграничного паспорта является необходимым условием реализации предусмотренного статьей 27 (часть 2) Конституции Российской Федерации права каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Выдача паспорта лишь по месту жительства, подтвержденному регистрацией, приводит к тому, что для свободного выезда за пределы Российской Федерации необходимо обращение гражданина только в определенный территориальный исполнительный орган. Однако отсутствие какой-либо альтернативы для случаев, когда такой порядок не может быть использован, приводит к нарушениям названного конституционного права, поскольку существенно осложняет либо делает невозможным его реализацию, ставя это в зависимость от наличия регистрации и, следовательно, от наличия жилого помещения, признаваемого местом постоянного или преимущественного проживания гражданина.

Биометрический паспорт (биопаспорт) — паспортно-визовый документ нового поколения (ПВД НП) — содержащий биометрические параметры его владельца, то есть измеряемая физическая характеристика или поведенческая черта, используемая для распознавания человека, его идентификации, или проверки является ли он тем, кем себя заявляет. К биометрическим данным относятся: рост, вес, отпечатки пальцев, форма руки, радужная сетчатка глаза, голос, характер написания подписи, ДНК и прочее. На сегодняшний день заграничный биометрический паспорт РФ содержат микросхему (электронный чип), где хранится цветная фотография владельца паспорта как основной идентифицирующий элемент паспорта, информация о дате и месте рождения владельца, дате выдачи паспорта и органе, выдавший документ. Внешне загранбиопаспорта не сильно отличаются от паспортов «старого» образца. В новом документе увеличено количество страниц, страница идентификационных данных отпечатана на пластике, включая черно-белые копии фотографии и подписи владельца, хранящихся на чипе. Выдача биопаспортов в Российской Федерации начата в «пилотном» режиме в 2006 году в Москве, Санкт-Петербурге и Калининграде подразделениями Федеральной Миграционной Службы (ФМС) и продолжается до сих пор.

В настоящее время  владельцы российских паспортов  могут посещать 81 страну без визы или получая визу на въезде (Приложение 1). Для посещения остальных стран требуется отдельное получение визы. Тем не менее, как правило, в большинство стран получить визу гражданам России особых сложностей не представляет.

При пересечении государственной  границы несовершеннолетний гражданин  РФ, следующий совместно хотя бы с одним из родителей может выезжать из РФ по своему заграничному паспорту или будучи вписанным, в загранпаспорт родителя, при этом для детей обязательна фотография ребенка.

 Порядок внесения  детей в заграничные паспорта  родителей определен Инструкцией  о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам РФ для выезда из РФ и въезда в РФ, утв. приказом МВД России от 26 мая 1997 г. №310.

В обязательном порядке  заграничный паспорт оформляется  ребенку, когда ему исполняется 14 лет, до этого срока – по желанию  родителей.

 

3. Права иностранцев на въезд и выезд из РФ

 

3.1 Общие положения  о праве иностранцев на въезд  и выезд из РФ

 

В соответствии с международно-правовыми  актами государства в своей законодательной  и правоприменительной практике должны соблюдать права и свободы  граждан. Такие принципы должны распространяться на все категории лиц, находящиеся в пределах юрисдикции конкретного государства.

Пункт 3 статьи 62 Конституции  Российской Федерации гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства  пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Закон о гражданстве  РФ от 28 ноября 1991 г. (в ред. Федерального закона от 6 февраля 1995 г.): "Иностранный гражданин - лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации"; "лицо без гражданства - лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства" (ст. 11). Федеральный закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности от 13 октября 1995 г. так подходит к категории иностранных участников внешнеторговой деятельности, являющихся физическими лицами: это - "иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства" (ст. 2).

Информация о работе Режим выезда и въезда в РФ. Порядок пересечения государственной границы