Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 09:19, шпаргалка
1. Понятие и содержание таможенного дела в РБ.
Таможенное дело - совокупность методов и средств, обеспечивающих соблюдение таможенного законодательства.
Одна из задач таможенного дела – соблюдение правовых основ таможенного регулирования в РБ:
установление порядка и правил перемещения товаров через таможенную границу РБ,
39. Права должностных
лиц таможенных органов при
проведении таможенного
Должностными лицами таможенных органов являются работники, занимающие штатные должности в таможенных органах, имеющие персональные звания и обеспечивающие от имени государства исполнение таможенными органами властных полномочий. Должностные лица при проведении таможенного контроля вправе:
- принимать меры, в целях
обеспечения соблюдения
- требовать документы, сведения,
представление которых
- проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;
- требовать от физических
и юридических лиц
- задерживать в порядке, установленном законодательством, лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения, производство по делам о которых отнесено к компетенции таможенных органов в соответствии с законами и (или) актами Президента Республики Беларусь;
- производить документирование,
видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку
фактов и событий, связанных с
перемещением товаров через
- получать от государственных
органов, иных организаций и физических
лиц информацию, необходимую для
выполнения своих функций в
соответствии с настоящим
- выносить руководителям государственных органов и иных организаций, а также гражданам предупреждения в письменной форме с требованиями устранить нарушения таможенного законодательства и контролировать выполнение указанных требований.
В соответствии с таможенным законодательством, должностные лица таможенных органов при осуществлении таможенного контроля в вправе производить задержание товаров и документов на них, которые не являются непосредственными объектами административных таможенных правонарушений.
40.
Порядок взятия проб и
Таможенное исследование проводится в целях проверки достоверности сведений о товарах, представленных к таможенному оформлению. При проведении таможенного исследования должностные лица таможенных органов вправе брать пробы или образцы товаров, необходимые для таможенного исследования. О взятии проб или образцов товаров таможенным органом составляется акт в двух экземплярах по форме, устанавливаемой ГТКРБ. Второй экземпляр указанного акта подлежит вручению лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, или его представителю, если такие лица установлены.
В необходимых случаях взятие проб или образцов производится с участием эксперта или специалиста.
Порядок проведения этой операции таможенного контроля раскрывается в Постановлении СМ РБ от 30 июня 2007 г. № 859 «О порядке взятия таможенными органами проб или образцов товаров, а также порядке их таможенного исследования».
Так, в соответствии с п.п. 1.2 данного нормативно-правового акта, пробы или образцы товаров берутся в минимальных количествах, достаточных для проведения исследований.
Само исследование проводится специалистами (экспертами) таможенных лабораторий, обладающими необходимыми специальными познаниями в соответствующей области. Отдельные исследования или отдельные действия в рамках исследования могут по решению руководителя таможенной лаборатории на договорной основе проводиться в других экспертных и специализированных исследовательских учреждениях специалистами этих учреждений и (или) специалистами таможенных лабораторий.
Что же касается срока производства таможенного исследования проб или образцов товаров, то он устанавливается руководителем таможенной лаборатории (структурного подразделения) в пределах 10 рабочих дней с момента поступления материалов в лабораторию. Данный срок может продлеваться, но максимальный срок исследования не может превышать 30 рабочих дней.
Декларанты, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе присутствовать при взятии проб или образцов товаров должностными лицами таможенных органов.
Декларанты и их представители обязаны оказывать содействие должностным лицам таможенных органов при взятии ими проб или образцов товаров, в том числе осуществлять за свой счет грузовые и иные необходимые операции с товарами.
По окончании исследования пробы или образцы товаров возвращаются их владельцу, за исключением случаев, когда такие пробы или образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством, а также когда расходы на возврат проб или образцов превышают их стоимость.
41.Таможенная проверка как важнейшая операция таможенного контроля.
При наличии оснований полагать, что декларантом или иными лицами, осуществляющими деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, не соблюдено таможенное законодательство, проводится таможенная проверка.
Данная операция таможенного контроля заключается в осуществлении проверки факта помещения товаров под определенный таможенный режим или под таможенную процедуру, соблюдения требований и условий использования товаров в соответствующих таможенном режиме или таможенной процедуре, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией декларанта и иных лиц.
При проведении таможенной проверки могут применяться иные операции таможенного контроля (например, таможенный осмотр помещений и территорий, если у таможенных органов возникнет сомнение в добросовестном использовании декларантом товара в рамках предоставленных ему льгот по таможенным платежам и др.).
Проведение таможенной проверки допускается только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом таможенные проверки могут быть плановые и внеплановые. В зависимости от целенаправленности и места проведения таможенные проверки могут быть комплексные, тематические, камеральные и выездные.
Таможенная проверка проводится на основании предписания начальника таможенного органа или его уполномоченного заместителя.
Срок проведения таможенной проверки не должен превышать тридцати рабочих дней. Однако указанный срок может быть продлен начальником таможенного органа или его уполномоченным заместителем.
Результаты проведения таможенной проверки оформляются актом, а результаты таможенной проверки, в ходе которой не выявлены нарушения актов законодательства, оформляются справкой.
42.Освобождение
от определенных форм
Таможенное законодательство РБ предусматривает возможность освобождения от определенных операций таможенного контроля.
В частности, в соответствии с п.2 ст. 299 ТК, от таможенного досмотра освобождаются:
1) личный багаж Президента РБ и следующих вместе с ним членов его семьи;
2) личный багаж членов
Совета Республики, депутатов Палаты
представителей Национального
3) личный багаж глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, министров иностранных дел и других лиц высокого ранга, посещающих Республику Беларусь с официальным визитом;
4) иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом;
5) военное имущество, которое
согласно специальным
6) выполняющие международные
авиарейсы иностранные
7) имущество, досмотр которого не проводится в связи с таможенными льготами, предоставленными его владельцу ТК, иными законами или актами Президента Республики Беларусь, а также преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
8) дипломатическая почта
и консульская вализа
9) отправления письменной
корреспонденции, не содержащие
товаров, запрещенных к пересылке
в международных почтовых
Однако при наличии оснований полагать, что названные выше товары, перемещаются через таможенную границу с нарушением законодательства, Председатель ГТК или лицо, его замещающее, вправе принять решение о проведении таможенного досмотра в отношении таких товаров.
Также нужно указать на тот факт, что Председатель ГТК или лицо, его замещающее, вправе освобождать отдельных лиц и отдельные товары от определенных операций таможенного контроля в случае, когда это связано с обеспечением безопасности Республики Беларусь.
43. Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами Республики Беларусь.
ГТК РБ является органом валютного контроля в РБ, а иные таможенные органы (таможни) являются агентами валютного контроля, подотчетными ГТК РБ. При этом таможенные органы РБ осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу РБ, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты РБ, ценных бумаг в валюте РБ, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств. Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами РБ, является составной частью таможенного контроля.
Таможни как агенты валютного контроля:
1. производят таможенное
2. контролируют правильность
3.осуществляют контроль за
осуществляют иные функции, предусмотренные валютным
законодательством.
В связи с осуществлением валютного контроля должностные лица таможни наделяются правом в пределах своей компетенции: проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства, не производить выпуск товаров в случае представления паспорта сделки, оформленного с нарушениями установленных требований.
Таможенные органы при
- не производить
выпуск товаров в случае представления
ненадлежащее оформленных докум
- осуществлять в пределах своей компетенции проверки валютных операций экспортеров;
- запрашивать у экспортера и банков документы и информацию об осуществляемых ими валютных операциях, связанных с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.
44. Порядок перемещения
через таможенную границу РБ валюты и
валютных ценностей.
Ввоз в РБ физическими лицами иностранной валюты, документарных ценных бумаг в иностранной валюте и платежных документов в иностранной валюте осуществляется без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства.
Ввозить и вывозить бел. рубли без письменного декларирования разрешено в сумме, не превышающей 500 базовых величин на человека. При ввозе на территорию РБ обязательно декларируется иностранная валюта только в сумме свыше 10 тысяч долларов. С другой стороны, вывозить без декларирования из Беларуси можно валюту на сумму менее 3 тысяч долларов в эквиваленте. Если вывозится сумма свыше 3 тысяч долларов в эквиваленте, то ее нужно полностью назвать в таможенной декларации. Причем если сумма превышает 10 тысяч долларов в эквиваленте, то, кроме декларации, будет необходимо предъявить другие документы – документ тамож. органов, подтверждающих ввоз валюты этим лицом на территорию РБ или РФ, или разрешение уполномоченного банка.
Если валюта других государств перемещается через государственную границу в качестве зарубежной безвозмездной помощи, декларируется вся сумма – независимо от ее размера. Средства, перевозимые в электронном варианте на банковских карточках, декларировать не нужно. Таможенные службы контролируют исключительно перемещение наличных денег.
Ввоз и вывоз физ. л. документарных ценных бумаг в иностр. валюте и платежных документов в иностр. валюте производятся без ограничения суммы и без обязательного декларирования в письменной форме таможенному органу РБ, за исключением случаев декларирования по собственному желанию физ. л.
45. Ведение таможенными органами Республики Беларусь таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики.
В целях анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли РБ, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом, а также контроля за поступлением в республиканский бюджет таможенных платежей и валютного контроля таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу и представляют данные таможенной статистики внешней торговли Президенту РБ, Национальному собранию РБ, Правительству РБ, иным органам, определяемым законодательством.