Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:34, курсовая работа
В исследовании видов таможенных преступлений и заключается цель работы.
Достижению поставленной цели служит решение следующих задач:
1. Изучение истории развития законодательства о таможенных преступлениях.
2. Рассмотрение основных характеристик видов таможенных преступлений.
3. Определение круга проблем в борьбе с таможенными преступлениями, а также перспектив развития уголовного законодательства о таможенных преступлениях.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ 5
2 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДОВ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 9
2.1 Контрабанда 9
2.2 Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники 12
2.3 Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран 17
2.4 Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте 20
2.5 Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица 24
3 ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ТАМОЖЕННЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34
Для квалификации деяния по ч. 2 ст. 229 УК РФ не имеет значения размер предметов, перемещаемых контрабандным путем.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что перемещает через таможенную границу предмет контрабанды указанными способами, и желает этого.
Субъект преступления общий – вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет. Квалифицирующим признаком является совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.
К должностным лицам, в частности, относятся лица, обладающие правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов; должностные лица, освобожденные от определенных форм таможенного контроля и использующие свое служебное положение для совершения контрабанды.
Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ.
В тех случаях, когда контрабанда признается совершенной организованной группой, квалифицируются действия всех участников организованной группы, а не только тех, кто непосредственно перемещал товары или иные предметы контрабанды через таможенную границу РФ.
2.2 Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники
Объект рассматриваемого преступления – установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового поражения и средств его доставки.
В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 1999 г. №183-ФЗ «Об экспортном контроле»16 в Российской Федерации предусмотрен комплекс мер (экспортный контроль), обеспечивающих реализацию установленного действующим законодательством порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов. Методом экспортного контроля является, в частности, разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами, предусматривающими лицензирование или иную форму их государственного регулирования.
Контролируемые товары и технологии – сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов (ст. 1 ФЗ «Об экспортном контроле»).
Содержание понятий, а также номенклатура подпадающих под экспортный контроль товаров, информации, работ (услуг) и технологий определяется списками (перечнями), утверждаемыми указами Президента РФ по представлению Правительства РФ.
Деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, разработкой и производством продукции военного назначения, регламентируется Федеральным законом от 19 июля 1998 г. №114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»17.
Согласно ст. 1 данного
нормативного акта под вооружением
и военной техникой понимается продукция
военного назначения. Например, комплексы
различных видов оружия и средств
обеспечения его боевого
Оружие массового поражения – это ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие. Средства его доставки – это ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения.
Объективная сторона преступления выражается в следующих незаконных действиях, оказываемых иностранной организации или ее представителю: 1) экспорт или передача товаров, информации и технологий; 2) выполнение работ или оказание услуг.
В соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» экспортом является вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.
Под передачей сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации понимаются любые действия, в результате которых иностранная организация или ее представители стали обладателями этих предметов. В отличие от экспорта передача указанных предметов осуществляется на территории России.
Выполнение работ для иностранной организации или ее представителя – это производство любых работ, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники, оружия массового поражения, средств его доставки. Например, переоборудование объекта, предназначенного для производства военной техники.
Услуги иностранной организации или ее представителю могут выражаться в оказании им помощи (консультации, обучение, проведение исследований и т.п.), связанной с созданием оружия массового поражения, средств его доставки и иного вооружения и военной техники.
Иностранная организация – это юридическое лицо вне зависимости от своей организационно-правовой формы, созданное на территории иностранного государства. Представителями этой организации являются ее руководители и иные лица, уполномоченные от ее имени совершать определенные действия.
Действия, образующие объективную
сторону данного преступления, должны
быть незаконными, т.е. совершены в
нарушение установленного в Российской
Федерации порядка
Совершение указанных действий подлежат квалификации по ст. 229.1 УК РФ, если в них отсутствуют признаки преступлений, предусмотренных ст. 226.1 УК РФ.
Если незаконный экспорт или передача контролируемых товаров и технологий совершаются помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряжены с недекларированием или недостоверным декларированием, лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности за контрабанду (ст. 229.1 УК РФ).
В случае если передаваемые товары и технологии содержат сведения, составляющие государственную тайну, либо иная оказываемая помощь иностранной организации или ее представителю может причинить ущерб внешней безопасности России, содеянное необходимо квалифицировать по ст. 275 УК РФ, предусматривающей ответственность за государственную измену. Деяние является оконченным в момент совершения любого действия, указанного в диспозиции ст. 189 УК РФ. Состав преступления формальный.
Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что незаконно экспортирует или передает соответствующие предметы, информацию, выполняет работы или оказывает услуги иностранной организации или ее представителю, и желает этого.
Заведомость как обязательный
признак данного состава
Субъект преступления специальный – лицо, наделенное правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, достигшее возраста шестнадцати лет.
Согласно Комментарию к Уголовному кодексу РФ18 под лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, понимаются руководитель юридического лица, созданного в соответствии с законодательством РФ и имеющего постоянное место нахождения на территории Российской Федерации, или индивидуальный предприниматель, имеющий постоянное место жительства на территории РФ.
Квалифицирующим признаком является совершение преступления группой лиц по предварительному сговору.
Особо квалифицирующий признак – совершение деяния организованной группой либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для лица, наделенного правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль.
За осуществление
2.3 Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран
Установление уголовной ответственности за невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран имеет целью сохранение культурного достояния России.
Объект преступления – установленный порядок вывоза из Российской Федерации и возвращения на ее территорию предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран. Предмет преступления – культурные ценности художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.
В ст. 7 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. №4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»20 предусмотрены следующие категории предметов, подпадающих под его действие:
а) исторические ценности, в том
числе связанные с
б) предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
в) художественные ценности, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных художественных промыслов и т.д.
Указанные предметы делятся на три категории: 1) подлежащие вывозу из Российской Федерации; 2) подлежащие временному вывозу из Российской Федерации; 3) не подлежащие вывозу из Российской Федерации (не подлежат вывозу культурные ценности, относящиеся к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации независимо от времени их создания (ст. 9 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»).
Временный вывоз культурных ценностей – это их перемещение через таможенную границу России с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок. Временный вывоз с территории РФ культурных ценностей осуществляется для организации выставок, реставрационных работ и научных исследований, в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью и в других необходимых случаях.
Порядок и условия временного вывоза культурных ценностей регламентирован действующим законодательством, в частности ст. ст. 27 – 35 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
Решение о возможности временного вывоза культурных ценностей принимается соответствующими государственными органами после обязательной их экспертизы и заключения между этими органами и лицом, вывозящим ценности, договора о возврате временно вывозимых культурных ценностей. При принятии данного решения выдается свидетельство на право временного вывоза культурных ценностей, в котором, так же как и в указанном договоре, устанавливается срок обязательного возврата ценностей на территорию страны.
Объективная сторона преступления выражается в бездействии – невозвращении указанных ценностей в установленный срок на территорию Российской Федерации, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Под невозвращением понимается невыполнение лицом обязанности возвратить на территорию России культурные ценности в срок, установленный в соответствующем договоре и свидетельстве на право их временного вывоза. Лицо не подлежит уголовной ответственности, если оно не имеет реальной возможности возвратить культурные ценности (например, ценности утрачены в результате стихийного бедствия, военных действий).