Состав и предмет уголовного дела, относящегося к сфере таможенного правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

В исследовании видов таможенных преступлений и заключается цель работы.
Достижению поставленной цели служит решение следующих задач:
1. Изучение истории развития законодательства о таможенных преступлениях.
2. Рассмотрение основных характеристик видов таможенных преступлений.
3. Определение круга проблем в борьбе с таможенными преступлениями, а также перспектив развития уголовного законодательства о таможенных преступлениях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ 5
2 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДОВ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 9
2.1 Контрабанда 9
2.2 Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники 12
2.3 Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран 17
2.4 Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте 20
2.5 Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица 24
3 ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ТАМОЖЕННЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

Кур. по там. правонар..doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Деяние является оконченным после  истечения срока, установленного для  возвращения культурных ценностей  на территорию Российской Федерации. Состав преступления формальный.

Невозвращение вывезенных ценностей  из-за границы необходимо отличать от их хищения, совершенного лицом, не являющимся собственником этих предметов. В последнем случае лицо изначально не собиралось возвращать эти ценности в Россию, имея корыстную цель их присвоения. Данные действия необходимо квалифицировать по статьям главы 21 УК РФ (например, ст. 160, 164).

Рассматриваемое преступление необходимо разграничивать с контрабандой (ст. 226.1 УК РФ), уголовная ответственность за которую наступает в случае, если предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран перемещаются через таможенную границу России незаконно.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что не возвращает в установленный срок на территорию Российской Федерации предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, и желает этого.

Субъект преступления специальный – вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, на которое возложена обязанность возвратить в установленный срок на территорию России культурные ценности (например, собственник ценностей, руководитель музея или библиотеки, организатор выставки).

 

2.4 Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте

Положение о необходимости  обязательного возврата из-за границы  средств в иностранной валюте было введено в интересах развития экономики России, защиты внутреннего  рынка от импортируемой инфляции, недопущения сокращения валютных резервов и их пополнения, стабилизации курса рубля, создания условий для его конвертируемости.

Объект преступления – установленный порядок обязательного возвращения (репатриации) из-за границы средств в иностранной валюте.

В Российской Федерации при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) осуществляются валютное регулирование и валютный контроль за репатриацией валютной выручки либо за ввозом эквивалентных по стоимости товаров или возвратом средств, уплаченных нерезидентам.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты при осуществлении внешнеторговой деятельности, если иное не указано в данном Законе, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить: 1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

В то же время ст. 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено, что резиденты могут без ограничений открывать счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые за рубежом, средства со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках, находящихся в России. Подобная либерализация валютного регулирования ставит под сомнение необходимость уголовной ответственности за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.

Применительно к ст. 193 УК РФ резидентами являются организации, созданные в соответствии с законодательством РФ. Нерезиденты – физические лица, не являющиеся резидентами по законодательству РФ; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации, и т.д.

Указанный нормативный  акт содержит исчерпывающий перечень случаев, при которых резиденты  вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную  валюту: при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, – на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках; при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению, – на период проведения этих мероприятий и т.д. (ч. 2 ст. 20 Закона).

Уполномоченные банки – это кредитные организации, осуществляющие банковские операции со средствами в иностранной валюте на основании лицензий Центрального банка РФ.

Валютный контроль осуществляется с использованием паспортов сделок, которые оформляются при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами и содержат необходимые для учета и отчетности сведения. Валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами (например, Центральный банк РФ) и агентами (например, уполномоченные банки, таможенные и налоговые органы) такого контроля.

Предмет преступления – средства в иностранной валюте.

Под иностранной валютой  понимаются: 1) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; 2) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии – невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ, последствии в виде крупного размера, причинной связи.

Под невозвращением средств  в иностранной валюте необходимо понимать невыполнение лицом соответствующей обязанности, предусмотренной действующим законодательством РФ. Сроки исполнения такой обязанности указаны во внешнеторговом договоре (контракте).

Способы невозвращения  могут быть самыми разнообразными (непринятие мер о взыскании задолженности, невыдача распоряжения о переводе денежных средств и т.д.).

Ответственность за такое  бездействие возможна только при  наличии фактической возможности  совершить необходимое действие. Если, например, контрагент по обязательству  не исполняет его (ввиду несостоятельности или иных обстоятельств), несмотря на действия резидента, направленные на истребование денег, преступления не будет.

Преступление является оконченным в момент невозвращения  из-за границы руководителем организации  средств в иностранной валюте в крупном размере. Состав преступления материальный.

В соответствии с примечанием  к рассматриваемой статье УК РФ под крупным размером понимается сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая пять миллионов рублей.

Деяние, связанное с  хищением средств в иностранной валюте, необходимо квалифицировать по совокупности со ст. 160 УК РФ.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что не возвращает в крупном размере из-за границы средства в иностранной валюте, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, и желает этого.

Субъект преступления специальный – руководитель организации.

За невозвращение из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, не образующих крупный размер, предусмотрена административная ответственность (ч. ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ).

 

2.5 Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Объект преступления – установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности и уплаты таможенных платежей.

Согласно ст. 70 ТК ТС к таможенным платежам относятся: ввозная или вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; таможенные сборы.

Ввозная или вывозная таможенная пошлина – это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза или вывозе товаров с этой территории. Под таможенными сборами понимаются платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. Налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, – это обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет.

Порядок исчисления, а  также сроки уплаты таможенных платежей устанавливаются в соответствии с ТК ТС, Налоговым кодексом РФ21 и другими нормативными актами.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии – уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, последствии в виде крупного размера, причинной связи.

Под уклонением понимается полная или частичная неуплата таможенных платежей, повлекшая их непоступление в бюджетную систему Российской Федерации. Способы уклонения в диспозиции ст. 194 УК РФ не указаны. Они могут быть разнообразными, например, представление подложных документов, подтверждающих факт уплаты таможенных платежей; простая неуплата таможенных платежей.

Деяние является оконченным в момент фактической неуплаты таможенных платежей в крупном размере в  срок, установленный действующим  законодательством. Состав преступления материальный.

В соответствии с примечанием  к рассматриваемой статье УК РФ под крупным размером понимается сумма неуплаченных таможенных платежей, превышающая пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере – один миллион пятьсот тысяч рублей. Крупный размер может образовываться в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, которая охватывалась единым умыслом.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере, и желает этого.

Субъект преступления специальный – физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, ответственное за уплату таможенных платежей. В соответствии со ст. 79 ТК ТС этим лицом может являться декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Квалифицирующий признак – совершение преступления в особо крупном размере и группой лиц по предварительному сговору.

Завладение таможенными  платежами, поступившими в бюджет, путем  представления заведомо недостоверных документов, якобы дающих право на возврат этих денежных средств как излишне уплаченных или взысканных (Гл. 13 ТК ТС), следует квалифицировать как мошенничество (ст. 159 УК РФ).

За нарушение сроков уплаты таможенных платежей, не образующих крупный размер, установлена административная ответственность (ст. 16.22 КоАП РФ).

 

 

3  ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ТАМОЖЕННЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

 

Таможенные преступления посягают на национальные интересы России, ее экономическую безопасность, особенно в условиях активизации попыток других стран завоевать или взять под контроль российский рынок, значительного роста зависимости России от импорта продовольствия и экспорта сырьевых товаров, низкой конкурентоспособности российских товаров, монопольного положения во внешней торговле ряда хозяйственных субъектов. Таможенные органы играют стратегическую роль в экономическом развитии страны.

Проблемы борьбы с  таможенными преступлениями многообразны и остры, подвержены изменениям. Распад СССР, оставление наиболее хорошо оснащенных в техническом и кадровом отношении таможен в сопредельных государствах, прозрачность российских границ, приватизация, активное включение России в систему международной торговли, либерализация внешнеэкономической деятельности (ВЭД), появление множества участников ВЭД, часто не имеющих достаточного опыта международной торговли, разрушение прежней системы ведомственного и вневедомственного контроля – все это вызвало значительный рост числа таможенных преступлений, их общественной опасности и необходимость усиления борьбы с этими преступлениями, поиска путей построения новой системы таможенного контроля, усиления этого контроля и надзора за исполнением законов таможенными органами в целях выявления и предупреждения рассматриваемых преступлений.

С образованием Таможенного  союза России, Белоруссии и Казахстана расширились и границы, на которые  будут направляться вновь и вновь  преступные посягательства в сфере таможенного дела. В связи с чем возникает необходимость укрепления границы, применения новых средств и способов борьбы с таможенными преступлениями.

Не стоит забывать и о законодательной базе. Пусть  таможенное законодательство и претерпело уже большое количество изменений, однако уголовное законодательство РФ (в части таможенных преступлений) содержит по-прежнему только позиции касающиеся определения ответственности и наказания только при нарушении режима таможенной границы РФ.

Также следует затронуть особенности международных отношений, касающиеся общих проблем стран – сотрудников в области таможенного права, которые возникают в условиях совместного противодействия таможенным преступлениям. В международном праве положения, касающиеся содействия таможенных органов стран мира в борьбе с таможенными преступлениями, закреплены в Международной конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Найроби, 9 июня 1977 г.)22.

Информация о работе Состав и предмет уголовного дела, относящегося к сфере таможенного правонарушения