Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:34, курсовая работа
В исследовании видов таможенных преступлений и заключается цель работы.
Достижению поставленной цели служит решение следующих задач:
1. Изучение истории развития законодательства о таможенных преступлениях.
2. Рассмотрение основных характеристик видов таможенных преступлений.
3. Определение круга проблем в борьбе с таможенными преступлениями, а также перспектив развития уголовного законодательства о таможенных преступлениях.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ 5
2 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДОВ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 9
2.1 Контрабанда 9
2.2 Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники 12
2.3 Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран 17
2.4 Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте 20
2.5 Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица 24
3 ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ТАМОЖЕННЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34
Одной из проблем, существующих
в организации международно-
Международные нормы допускают возможность каждой стране согласно ее внутреннему законодательству признать уголовными преступлениями действия, если они совершаются преднамеренно в виде переправки, транзитной переправки, транспортировки, импорта или экспорта любого наркотического средства или любого психотропного вещества в нарушение положений международных Конвенций. Вместе с тем, если указанные деяния признаются уголовными преступлениями, предусматривается наказание за их совершение. Однако наказание, установленное в Уголовном кодексе Российской Федерации, не всегда в полной мере соответствует совершенному деянию, в частности, его сложно определить при каждой конкретной квалификации23.
Так, совершенно очевидно, что если торговля наркотиками поставлена на коммерческую основу, то ее общественная опасность намного превышает общественную опасность предусмотренных УК РФ преступлений, связанных с незаконным изготовлением, хранением и сбытом наркотических средств и психотропных веществ, а также с рядом иных сопутствующих незаконному обороту наркотиков преступных деяний. Поэтому можно предположить, что существенную пользу принесло бы ужесточение имеющегося наказания либо наличие возможности применения каких-либо иных мер уголовно-правового характера за сбыт наркотиков, поставленный на коммерческую основу. Эти меры, как свидетельствует зарубежный опыт, привели бы к положительному результату.
Еще один вопрос, касающийся взаимодействия международного и национального законодательства, связан с развитием международных транспортных отношений. Проблема состоит как в преодолении трудностей в укреплении и становлении международного транспортного права, так и в соблюдении уже существующих, широко признанных норм и положений современного международного права.
Что касается правоприменительной практики и статистики совершенных таможенных преступлений следует отметить ряд немаловажных моментов.
В 2010 году деятельность таможенных органов Российской Федерации по производству дознания, неотложных следственных действий, расследованию дел об административных правонарушениях осуществлялась в условиях создания Таможенного союза.
Также значительное влияние на правоприменительную практику оказали изменения уголовного законодательства в части повышения крупного размера для целей статей 193, 194 и 229.1 УК РФ и решение Конституционного Суда РФ об использовании таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу товаров физическими лицами для личного пользования при решении вопроса о наличии состава контрабанды.
В 2010 году таможенными органами Российской Федерации возбуждено 4116 уголовных дел (в 2009 году – 5757)24.
Увеличение количества возбужденных уголовных дел отмечено в регионе деятельности Уральской оперативной таможни, а также в Центральной энергетической таможне.
Наибольшее количество возбужденных в 2010 году уголовных дел, как и ранее, приходится на таможенные органы Центрального (929), Северо-Западного (695), Приволжского (579) таможенных управлений.
В структуре таможенных преступлений более 90% в общем количестве возбужденных уголовных дел составила доля «Контрабанды» (в 2009 году - 87%). По статье 188 УК России возбуждено 3719 уголовных дел (в 2009 году – 5032).
В связи с уклонением от уплаты таможенных платежей (статья 194 УК России) возбуждено 137 уголовных дел (в 2009 году – 257), удельный вес которых от общего числа возбужденных таможенными органами уголовных дел составил 3,3%.
По статье 193 УК РФ «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте» возбуждено 260 уголовных дел (в 2009 году – 420).
Общая стоимость товаров и транспортных средств, незаконно перемещенных через таможенную границу Российской Федерации, составила 11 млрд. рублей, сумма неуплаченных таможенных платежей – 672,5 млн. рублей. Не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте на общую сумму 84,8 млрд. рублей.
Предметами преступлений, квалифицируемых по ст. 188 УК России, чаще всего являлись: наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества – 950 уголовных дел; средства наземного транспорта – 495; товары народного потребления – 485; лес и лесоматериалы – 437; продукты питания – 173.
По подозрению в совершении преступления в отчетном периоде задержано 380 лиц. К 100 лицам применялась мера пресечения в виде заключения под стражу. В суды с обвинительными актами направлено 451 уголовное дело. По 252 уголовным делам постановлены обвинительные приговоры.
Как видно по данным ФТС РФ количество преступлений в сфере таможенного дела в 2010 году по сравнению с 2009 сократилось, однако по-прежнему контрабанда занимает большую долю совершенных таможенных преступлений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По окончании рассмотрения видов таможенных преступлений можно сделать следующие выводы:
Контрабанда является одним из наиболее опасных преступлений в сфере таможенного дела и имеет очень длинную историю. Она представляет собой перемещение товаров, ценностей и иных предметов, сопровождающееся нарушением требований таможенного законодательства. Объекты контрабанды крайне многочисленны и разнообразны, а ее масштабы достигают опасных размеров. Особую проблему и большую общественную опасность представляет контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов. Однако контрабанда далеко не единственное преступление в сфере таможенного дела.
Не менее опасными преступлениями являются невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте и уклонение от уплаты таможенных платежей. Подобные противоправные деяния также посягают на экономику страны и прежде всего на государственный бюджет. Суть этих деяний в невыполнении предписанных законодательством действий.
Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники и невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран также нарушают установленный порядок внешнеэкономической деятельности.
В отношении сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукции, являющейся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов установлен экспортный контроль, представляющий собой комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного действующим законодательством порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении указанных товаров.
Предметы художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран преимущественно подлежат временному вывозу из РФ либо не подлежат вывозу из РФ. Несет ответственность за совершение этого преступления лицо, на которое была возложена обязанность возвратить в установленный срок на территорию России культурные ценности.
С чем же связано расширение перечня таможенных преступлений и чрезмерная активность преступников в настоящее время? Расширение внешнеэкономических связей, прозрачность и укрупнение неоснащенной границы, пробелы в действующем законодательстве… Это далеко не полный перечень проблем, препятствующих борьбе с таможенными преступлениями.
Поэтому прежде всего необходимо обратить внимание на развитие законодательной базы и на ее основе – практической реализации мер по борьбе с таможенными преступлениями. Также необходимо тщательно соотносить нормы международного права с законодательством конкретной страны или изначально разрабатывать нормы строго в соответствии с уже имеющимися законами, которые приоритетны, так как рассматриваемые преступления возникают в связи с осуществлением внешнеэкономической деятельности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нормативно-правовые акты
2. Литература
1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996, №25, ст. 2954.
2 Александров Д.А., Дмитриев С.С. Таможенное дело в СССР. – М., 1949. – С.172.
3 Александров Д.А., Дмитриев С.С. Таможенное дело в СССР. – М., 1949. – С.173-174.
4 Уголовный кодекс РСФСР от 27.10.1960 // «Свод законов РСФСР», т. 8, с. 497.
5 Закон РСФСР от 25.07.1962 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР» // «Ведомости ВС РСФСР», 1962, №29, ст. 449.
6 Указ Президиума ВС РСФСР от 30.01.1984 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР» // «Ведомости ВС РСФСР», 1984, N 5, ст. 168.
7 Закон РФ от 18.02.1993 N 4510-1 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Исправительно-трудовой кодекс РСФСР и Закон РСФСР «О милиции» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 11.03.1993, N 10, ст. 360.
8 Закон РФ от 29.04.1993 N 4902-1 «О внесении дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 27.05.1993, N 21, ст. 749.
9 Федеральный закон от 01.07.1994 N 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // «Российские вести», N 123, 06.07.1994.
10 История Российской таможни. [Электронный ресурс]. Режим доступа – http://museum.customs.ru/ru/