Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 22:58, курсовая работа
Выявить направления сотрудничества – цель курсовой работы. Для реализации данной задачи перед исследователем были поставлены следующие задачи:
выяснить, как осуществлялось формирование направлений и правовых основ сотрудничества, т.е. рассмотреть сотрудничество в рамочных условиях экономической интеграции, правовое регулирование оказания взаимной административной помощи;
определить современные направления сотрудничества таможенных органов Республики Беларусь и Российской Федерации (обмен информацией между таможенными органами, оказание взаимной административной помощи по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, подготовка и обучение кадров);
рассмотреть таможенное администрирование данных стран (особенности национального законодательства государств, основные направления совершенствования).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
3
1. ФОРМИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ И ПРАВОВЫХ ОСНОВ
СОТРУДНИЧЕСТВА………………………………………………………………
5
1.1. Сотрудничество в рамочных условиях экономической интеграции ………
5
1.2. Правовое регулирование оказания взаимной административной помощи
таможенными органами Республики Беларусь и Российской Федерации …….
9
2.СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ............................................................................................................
13
2.1. Обмен информацией между таможенными органами и иными
государственными органами………………………………………………………
13
2.2. Правовая помощь и взаимодействие таможенных органов по уголовным
делам и делам об административных правонарушениях ……………………….
16
2.3.Подготовка и обучения кадров как лидирующая сфера сотрудничества…
19
3. ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………...
23
3.1. Особенности национального законодательства государств-членов
Таможенного союза………………………………………………………………...
23
3.2. Основные направления совершенствования на 2012-2015 годы…………..
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет
Факультет международных отношений
Кафедра таможенного дела
Синцова
Елена Леонидовна
Сотрудничество таможенных органов Республики беларусь и российской федерации
Курсовая работа
Специальность «Таможенное дело»
Научный руководитель:
кандидат экономических наук,
доцент Т.Ф. Цеханович
(подпись)
Минск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 | ||
1. ФОРМИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ И ПРАВОВЫХ ОСНОВ |
|||
СОТРУДНИЧЕСТВА………………………………………… |
5 | ||
1.1. Сотрудничество в рамочных условиях экономической интеграции ……… |
5 | ||
1.2. Правовое регулирование оказания взаимной административной помощи |
|||
таможенными органами Республики Беларусь и Российской Федерации ……. |
9 | ||
2.СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ |
|||
ФЕДЕРАЦИИ..................... |
13 | ||
2.1. Обмен информацией между таможенными органами и иными |
|||
государственными органами……………………………………………………… |
13 | ||
2.2. Правовая помощь и взаимодействие таможенных органов по уголовным |
|||
делам и делам об административных правонарушениях ………………………. |
16 | ||
2.3.Подготовка и обучения кадров как лидирующая сфера сотрудничества… |
19 | ||
3. ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ |
|||
И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………... |
23 | ||
3.1. Особенности национального законодательства государств-членов |
|||
Таможенного союза………………………………………………………………. |
23 | ||
3.2. Основные направления совершенствования на 2012-2015 годы………….. |
25 | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
|||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..30 |
|||
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
Стремление к торгово-экономическому единению в современном мире свойственно всем континентам. XX век ознаменовал появление новой формы межгосударственной экономической интеграции - таможенных союзов. Так и на пространстве бывшего Советского союза осознали первостепенную важность интеграционных процессов, способных в перспективе принести ощутимую и долгосрочную выгоду для их участников. Это очень актуально в условиях мирового финансового кризиса, когда государства ищут различные способы минимизации возможных потерь для национальных экономик и пути дальнейшего развития.
Сотрудничество Республики Беларусь с иными государствами в таможенной сфере является основой национальной политики государства, направленной на экономическую безопасность страны, защиту национальных интересов. Формирование Таможенного союза с Российской Федерацией и Республикой Казахстан явилось для Республики Беларусь бесспорным геополитическим и экономическим приоритетом. В рамках региональных сообществ с единой системой идейных и экономических ценностей возникла необходимость действовать сообща. Рассматривая процесс развития взаимоотношений Республики Беларусь и Российской Федерации в таможенной сфере, наиболее актуальным на сегодняшний день является определить, как и по каким направлениям осуществляется взаимодействие таможенных органов государств-участников Таможенного союза.
Объектом исследования является деятельность таможенных органов Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Таможенного союза, предметом исследования – их взаимодействие.
Выявить направления сотрудничества – цель курсовой работы. Для реализации данной задачи перед исследователем были поставлены следующие задачи:
При написании курсовой работы были использованы многочисленные источники, как например, издания Сиротского А.Н., Игнатюка А.З., но большей частью были задействованы нормативно-правовые акты (соглашения о правилах взаимодействия таможенных органов в целях регулирования отношений на наднациональном уровне).
Сотрудничество Республики Беларуси и Российской Федерации - одно из проявлений общемировой тенденции к интеграции стран и народов. Такие глобальные проблемы человечества, как международный терроризм, нелегальная миграция, распространение наркотиков, экологическая безопасность придают этой тенденции особую актуальность и значимость и способствуют сознанию союзов в целях решить данные проблемы.
Еще в середине 90-х годов Беларусь и Россия одними из первых государств-участников Содружества Независимых Государств осознают необходимость тесной двусторонней интеграции. 6 января 1995 года они заключают Соглашение о Таможенном Союзе. В том же году правительствами двух государств подписывается Протокол о введении режима свободной торговли между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Таким образом, во взаимной торговле государств отменяются и в дальнейшем не применяются тарифные и количественные ограничения. Кроме того, ликвидируются границы между двумя государствами [1].
Точкой отсчета нового этапа единения народов Беларуси и России принято считать 2 апреля 1996 года, когда президентами двух стран подписывается Договор об образовании Сообщества Республики Беларуси и Российской Федерации. В соответствии с данным договором возникает необходимость создать политически и экономически интегрированное сообщество в целях объединения материального и интеллектуального потенциалов двух государств. 8 декабря 1999 года в г. Москве подписывается Договор о создании Союзного государства, что послужило формированию Высшего Государственного Совета1, Пограничного, Таможенного комитетов и других государственных органов [2]. Кроме того, принимается Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Одним из мероприятий данной Программы является Проведение единой торговой и таможенно-тарифной политики в отношении третьих стран, международных организаций и объединений, которое осуществляется в три этапа. На первом этапе в период до 2002 года:
• завершается формирование единого таможенного пространства;
• унифицируются таможенные тарифы, льготы по уплате таможенных пошлин, правила и критерия определения страны происхождения товаров и их таможенной стоимости, таможенные процедуры, порядок таможенного оформления и таможенного контроля, экспортного и валютного контроля, меры нетарифного регулирования.
На втором этапе в период с 2002 до 2004 года завершается унификация:
• национальных нормативно-правовых актов, касающихся регулирования внешней торговли;
• таможенного законодательства;
• нормативно - правовых актов, обеспечивающих защиту экономических интересов государств в торговле с третьими странами;
• правоотношений в области косвенного налогообложения во внешней торговле.
На третьем этапе сроком до 2005 года принимаются идентичные нормативно-правовые акты государств-участников в области торговой и таможенной политики:
• таможенные кодексы;
• законы о таможенном тарифе;
• законы о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности;
• законы о мерах по защите экономических интересов государств - участников при осуществлении внешней торговли;
• законы о валютном регулировании и валютном контроле [3].
Ликвидация границ между Республикой Беларусь и Российской Федерацией способствовала переносу всех видов контроля на внешнюю границу Союзного государства. Стороны реализуют План мероприятий по упрощению перемещения товаров и транспортных средств на территории Союзного государства, утвержденный постановлением Совета Министров Союзного государства от 27 февраля 2009 года № 3 Плана мероприятий по упрощению перемещения товаров и транспортных средств на территории Союзного государства.
Основными мероприятиями данного плана являются:
• перенос таможенного контроля с белорусско-российской границы на внешнюю границу Союзного государства;
• перенос транспортного контроля с белорусско-российской границы на внешнюю границу Союзного государства;
• формирование общего рынка автомобильных транспортных услуг Союзного государства;
• перенос ветеринарного и фитосанитарного контроля на внешнюю границу Союзного государства [4].
Новым форматом интеграции между нашими странами стало решение о создании Таможенного союза Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан и принятие 6 июля 2010 года Таможенный кодекса, как основополагающего документа дальнейшего сотрудничества данных государств.
Создание Таможенного союза, а также формирование зон свободной торговли и единого экономического пространства, безусловно, меняет всю национальную законодательную систему Республики Беларуси и Российской Федерации, в частности характер взаимодействия таможенных органов данных государств.
Особенностью совместной работы таможенных органов стало разработка единой нормативной базы по таможенному делу как одного из важнейших условий формирования единой таможенной территории [5].
Основными направлениями работы таможенных органов являются:
• разработка и реализация комплекса мер обеспечения единства управления таможенными органами;
• унификация таможенных законодательств и процедур таможенного оформления;
• организация надежного таможенного контроля на внешних границах и борьба с таможенными правонарушениями.
15 июня 1999 г. руководителями
таможенных органов двух
Таможенные органы Беларуси и России проводят свою таможенную политику в соответствии с основной целью таможенной системы — построением прочного экономического фундамента Союзного государства Беларуси и России [6].
Таким образом, взаимодействие таможенных органов в правоохранительной сфере содействует обеспечению экономической безопасности двух стран, противодействию преступным посягательствам в области внешнеэкономической деятельности.
Глобализация ведет к усилению таких угроз национальному благосостоянию отдельного государства и международной безопасности в целом, как совершение различных видов контрабанды, финансирование международного терроризма, распространение контрафактной продукции. Указанные проблемы невозможно решить силами таможенного ведомства одного государства. Поэтому необходимо более активное сотрудничество государств, а конкретнее, таможенных органов данных государств, с целью организации совместного противостояния трансграничной преступности, контроля над начислением и уплатой таможенных платежей, обеспечения надлежащего применения запретов, ограничений и мер валютного контроля в отношении конкретных видов товаров, а также обмена информацией и опытом в данных областях [7].
Информация о работе Сотрудничество таможенных органов Республики беларусь и российской федерации