Совершенствование единой системы тарифных преференций таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении роли таможенных преференций в процессе формирования современной торговой политики на основе Таможенного союза.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические и организационно-правовые основы применения тарифных преференций
Проанализировать практику применения тарифных преференций
Предложить пути совершенствования единой системы тарифных преференций таможенного союза

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические и организационно-правовые основы применения тарифных преференций………………………………………………………………………….6
1.1 Понятие, виды, сущность тарифных преференций……………………..6
1.2 Тарифные преференции как инструмент таможенно-тарифного регулирования ВЭД………………………………………………………………...16
1.3 Роль и значение механизма определения страны происхождения товаров в системе тарифных преференций………………………………………20
2. Анализ практики применения тарифных преференций………………………26
2.1 Порядок и условия предоставления тарифных преференций……….26
2.2 Практика применения тарифных преференций……………………….32
3. Совершенствование единой системы тарифных преференций таможенного союза………………………………………………………………………………...38
3.1 Формирование и направления развития системы преференций Таможенного союза………………………………………………………………..38
3.2 Пути совершенствования предоставления тарифных преференций..56
Заключение………………………………………………………………………….63
Список использованных источников……………………………………

Файлы: 1 файл

Diplom_83_str.doc

— 2.57 Мб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Теоретические и организационно-правовые основы применения тарифных преференций………………………………………………………………………….6

1.1 Понятие, виды, сущность тарифных преференций……………………..6

1.2 Тарифные преференции как инструмент таможенно-тарифного регулирования ВЭД………………………………………………………………...16

1.3 Роль и значение механизма  определения страны происхождения  товаров в системе тарифных  преференций………………………………………20

2. Анализ практики применения тарифных преференций………………………26

2.1 Порядок и условия предоставления тарифных преференций……….26

2.2 Практика применения  тарифных преференций……………………….32

3. Совершенствование единой системы тарифных преференций таможенного союза………………………………………………………………………………...38

3.1 Формирование и направления развития системы преференций Таможенного союза………………………………………………………………..38

3.2 Пути совершенствования  предоставления тарифных преференций..56

Заключение………………………………………………………………………….63

Список использованных источников……………………………………………..66

Приложение 1……………………………………………………………………….70

Приложение 2……………………………………………………………………….75

Приложение 3……………………………………………………………………….83

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. В  современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах – участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4–6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.

В России основы современного таможенно-тарифного  регулирования внешнеторговой деятельности стали формироваться с начала 90-х гг. На современном этапе правовые и экономические основы таможенно-тарифного  регулирования России в целом соответствуют нормам и правилам ВТО. Однако остаются нерешенными проблемы открытия рынка, снижения средней ставки таможенного тарифа РФ, протекционистской защиты отечественных предприятий, а также обеспечения их конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Фискальная функция таможенного  тарифа является наиболее актуальной для России, и если в развитых странах доходы от таможенных платежей составляют небольшую долю поступлений в государственный бюджет (например, в США – не более 1,5%), то в российском бюджете – до 40–50% его доходной части. В настоящее время широкое распространение получает практика таможенных преференций, поэтому необходимы поиски новых подходов к исследованию таможенно-тарифных отношений, переориентации таможенного тарифа с выполнения фискальной функции на регулирующую, а в определенной степени и протекционистскую, поскольку она выполняет роль защиты национального производителя.

Цель исследования состоит  в выявлении роли таможенных преференций  в процессе формирования современной торговой политики на основе Таможенного союза.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические и организационно-правовые основы применения тарифных преференций
  2. Проанализировать практику применения тарифных преференций
  3. Предложить пути совершенствования единой системы тарифных преференций таможенного союза

Объектом исследования является торговая политика Таможенного  союза как единый механизм регулирования  внешнеторговой деятельности на региональном уровне.

Предмет исследования представляет эволюция региональной торговой политики как средства формирования и усиления конкурентных преимуществ регионального объединения.

Эмпирическую базу дипломной работы составили прикладные данные исследований в области таможенного дела, данные статистики, а также данные, содержащиеся в российском секторе Интернета.

Теоретико-методологическую базу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой  проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. И к четвертой отнесены специализированные веб-сайты организаций.

Работа состоит из введения, трёх глав, разбитых на под  главы, заключения, списка используемых источников и исследованной литературы.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации, показаны научная и практическая значимость, выявлена проблема.

В первой главе рассмотрены  общетеоретические вопросы такие  как: роль тарифных преференций, как  инструмента таможенно-тарифного  регулирования ВЭД. Определяются основные понятия, обуславливается актуальность темы.

Во второй главе анализируется особенности предоставления тарифных преференций и практика предоставления тарифных преференций.

В третьей главе предлагаются пути совершенствования единой системы тарифных преференций таможенного союза.

В заключении делаются основные выводы и прогнозы по работе.

В приложение 1 представлена справка ЦТУ «О контроле за применением льгот по уплате таможенных платежей и соблюдении условий предоставления тарифных преференций при электронном декларировании товаров»

В приложении 2 представлена справка по вопросу «О контроле за применением льгот по уплате таможенных платежей и соблюдением условий  предоставления тарифных преференций  при электронном декларировании товаров»

В приложении 3 представлено предложения в протокол совещания у руководителя ФТС России 24 сентября 2012 года, по вопросу «О контроле за применением льгот по уплате таможенных платежей и соблюдением условий предоставления тарифных преференций при электронном декларировании товаров»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ

    1. Понятие, виды, сущность тарифных преференций

 

Внешнеторговая  политика России реализуется посредством  экономических и административных методов (мер) регулирования внешнеэкономической деятельности. Одним из наиболее используемых экономических методов является таможенно-тарифное регулирование, включающее в себя:

- таможенный  тариф;

- таможенную  стоимость товара и методы  её определения;

- определение страны происхождения товара;

- тарифные льготы;

- тарифные преференции  и другие методы.

Одним из методов  таможенно-тарифного регулирования  внешнеэкономической деятельности является предоставление тарифных льгот, способствующих увеличению объема ввоза товаров, претендующих на предоставление преференций. Такой механизм предназначен для оказания экономической помощи странам, которым предоставляются тарифные преференции. В основном тарифные льготы предоставляются товарам первой необходимости, которые не производятся в нашей стране или производятся в недостаточном количестве.

Вопросы таможенно-тарифной политики регулируется рядом международных  договоров, соглашений, конвенций, в  которых определены на многосторонней основе многие принципы, правила, условия, организационная база таможенно–тарифной системы.

Ст. 34 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 г. №5003-1 (в ред. 03.12.2012 г.)  «О таможенном тарифе» содержит определение тарифной льготы «Под тарифной льготой1: понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики РФ льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара». Основной характеристикой тарифных льгот является то, что они не могут носить индивидуального характера. Недопустимость персональных льгот отвечает такому принципу государственного регулирования внешнеторговой деятельности, как: равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации.

Тарифная льгота является разновидностью налоговых  льгот. Она подразумевает льготное налогообложение в связи с  взиманием таможенной пошлины, ставка которой указана в таможенном тарифе. Льгота – это инструмент реализации торговой политики, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности.

В Законе РФ «О таможенном тарифе» закреплены основные виды тарифных льгот:

- возврат ранее уплаченной пошлины;

- освобождение от уплаты пошлины;

- предоставление тарифных преференций;

- установления  тарифных квот на преференциальный  ввоз/вывоз товара.

Возврат ранее  уплаченных пошлин относится к разновидности  налоговых льгот. Такой вид тарифной льготы активно используется в целях стимулирования экспорта. Возврат ранее уплаченных пошлин предусматривается отдельными таможенными процедурами, закрепленными в Таможенном кодексе Таможенном союзе. Например, таможенная процедура реэкспорта2 (ст. 296 ТК ТС) подразумевает, что товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

От ввозной таможенной пошлины освобождаются:

1. Моторные транспортные средства  товарной позиции 8703 ТН ВЭД  ТС, произведенные хозяйствующими  субъектами государств – участников таможенного союза с применением понятия «промышленная сборка», при выполнении одного из следующих критериев:

а) наличие производства проектной мощностью при двусменном режиме работы не менее 25000 шт./год, выполнение операций по сварке, сборке и окраске кузова, осуществление ввоза автокомпонентов, происходящих из государств, не являющихся участниками таможенного союза, по позициям Единого таможенного тарифа таможенного союза «для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705, их узлов и агрегатов» в объеме не более 70% от общей стоимости автокомпонентов, используемых для производства, с учетом стоимости кузова, классифицируемого в товарной позиции 8707 ТН ВЭД ТС.

б) наличие по состоянию на 1 октября 2009 г. производства моторного транспортного средства, проектной мощностью при двусменном режиме работы не менее 5000 шт./год, а также заключение в срок до 1 июля 2010 г. соглашения с государством – участником таможенного союза, на территории которого осуществляется производство, содержащего обязательства по обеспечению соответствия условиям, указанным в подпункте а) настоящего пункта, в срок, не превышающий 84 месяца с даты принятия таких обязательств.

2. Моторные транспортные средства товарных позиций 8701, 8702, 8704, 8705 ТН ВЭД ТС, произведенные хозяйствующими субъектами государств – участников таможенного союза с применением понятия «промышленная сборка», при выполнении условий, определяемых отдельным решением Комиссии таможенного союза;

3. Предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы территории таможенного союза для обеспечения деятельности судов государств – участников таможенного союза и судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими лицами и физическими лицами государств – участников таможенного союза, осуществляющих рыболовство;

4. Оборудование, включая машины, механизмы, а также материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением подакцизных), ввозимые в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами государств – участников таможенного союза;

5. Приобретенное за счет целевых средств бюджетов государств – участников оборудование для производства детского питания (комплектующие и запасные части к нему), аналоги которого не производятся на территории таможенного союза, а также оборудование для производства детского питания (комплектующие и запасные части к нему), приобретенное за счет связанных иностранных кредитов, предоставленных иностранными государствами или правительствами иностранных государств. Указанная льгота распространяется на оборудование (комплектующие и запасные части к нему) для производства детского питания, ввезенное (ввозимое) на единую таможенную территорию в целях реализации действующих социально-значимых программ, реализуемых государствами – участниками таможенного союза;

Информация о работе Совершенствование единой системы тарифных преференций таможенного союза