Совершенствование единой системы тарифных преференций таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в выявлении роли таможенных преференций в процессе формирования современной торговой политики на основе Таможенного союза.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические и организационно-правовые основы применения тарифных преференций
Проанализировать практику применения тарифных преференций
Предложить пути совершенствования единой системы тарифных преференций таможенного союза

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические и организационно-правовые основы применения тарифных преференций………………………………………………………………………….6
1.1 Понятие, виды, сущность тарифных преференций……………………..6
1.2 Тарифные преференции как инструмент таможенно-тарифного регулирования ВЭД………………………………………………………………...16
1.3 Роль и значение механизма определения страны происхождения товаров в системе тарифных преференций………………………………………20
2. Анализ практики применения тарифных преференций………………………26
2.1 Порядок и условия предоставления тарифных преференций……….26
2.2 Практика применения тарифных преференций……………………….32
3. Совершенствование единой системы тарифных преференций таможенного союза………………………………………………………………………………...38
3.1 Формирование и направления развития системы преференций Таможенного союза………………………………………………………………..38
3.2 Пути совершенствования предоставления тарифных преференций..56
Заключение………………………………………………………………………….63
Список использованных источников……………………………………

Файлы: 1 файл

Diplom_83_str.doc

— 2.57 Мб (Скачать файл)

6. Плавучие суда, регистрируемые в международных реестрах судов, установленных законодательством государств – участников таможенного союза. Для предоставления льготы в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации декларант обязан представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в международном реестре судов, а также иные документы, установленные законодательством государств – участников таможенного союза;

7. Товары, за исключением подакцизных, по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, ввозимые в целях проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, при условии представления в таможенные органы подтверждения Организационного комитета XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, согласованного с Международным олимпийским комитетом и содержащего сведения о номенклатуре, количестве, стоимости товаров и об организациях, которые осуществляют ввоз таких товаров;

8. Товары, за исключением подакцизных, ввозимые в целях проведения VII зимних Азиатских игр 2011 г. в городах Астана и Алматы, при условии предоставления в таможенные органы подтверждения Организационного Комитета по подготовке и проведению указанных игр, согласованного с Олимпийским Советом Азии и содержащего сведения о номенклатуре, количестве, стоимости товаров и об организациях, которые осуществляют ввоз таких товаров;

9. Товары, за исключением подакцизных, ввозимые в целях проведения Чемпионата мира по хоккею в 2014 году в городе Минске, при условии предоставления в таможенные органы подтверждения Организационного Комитета по подготовке и проведению указанного чемпионата и содержащего сведения о номенклатуре, количестве, стоимости товаров и об организациях, которые осуществляют ввоз таких товаров;

10. Суда рыбопромыслового флота, плавающие под флагом одного из государств – участников таможенного союза, в отношении которых за пределами таможенной территории государства − участника таможенного союза были выполнены работы по капитальному ремонту и (или) модернизации, при условии, если указанные работы были завершены до 1 сентября 2008 г. и которые ранее были вывезены с указанной территории;

11. Технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, ввозимые для исключительного использования на территории государства – участника таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства − участника таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства – участника таможенного союза.

Указанная льгота предоставляется  в отношении сырья и/или материалов, если такое сырье и/или материалы  не производятся в государствах – участниках таможенного союза или, если производимые в государствах – участниках таможенного союза сырье и/или материалы не соответствуют техническим характеристикам реализуемого инвестиционного проекта.

Комиссия таможенного союза  составляет и обновляет на основании  предложений государства – участника таможенного союза перечень инвестиционных проектов, для реализации которых предоставляется указанная льгота, перечень ввозимого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, перечень сырья и материалов (с указанием их характеристик (свойств), наименований производителей, годового объема их производства и потребления), а также определяет порядок контроля за целевым использованием технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов. Государства – участники таможенного союза обеспечивают контроль за целевым использованием сырья и материалов, по которым предоставляются освобождения от таможенных пошлин;

12. Золото в слитках с содержанием химически чистого золота не ниже 995 долей на 1000 долей лигатурной массы (проба не менее 99,5%), серебро в слитках с содержанием химически чистого серебра не ниже 999 долей на 1000 долей лигатурной массы (проба не менее 99,9 %) и платина в слитках с содержанием химически чистого металла не ниже 999,5 долей на 1000 долей лигатурной массы (проба не менее 99,95%), ввозимые центральными (национальными) банками государств – участников таможенного союза;

13. Гражданские пассажирские самолеты3 (код ТН ВЭД ТС 8802 40 002 2), ввозимые до 1 июля 2014 года в Республику Беларусь и Республику Казахстан, в целях их использования для международных перевозок и (или) внутренних перевозок по территории государства, где осуществляется ввоз данного товара, и (или) между территориями государств – членов таможенного союза;

14. Гражданские пассажирские самолеты (код ТН ВЭД ТС 8802 40 002 2), ввезенные в Республику Беларусь и Республику Казахстан с применением льготы, и ввозимые в течение срока их эксплуатации в Республику Беларусь и Республику Казахстан после их ремонта или технического обслуживания за пределами таможенной территории таможенного союза;

15. Авиационные двигатели, запасные части и оборудование, необходимые для ремонта и технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов иностранного производства.

Предоставляются льготы по уплате таможенных пошлин, установленные международными договорами государств – участников таможенного союза, подписанными до 1 января 2010 года, до унификации и/или прекращения действия этих международных договоров в соответствии с их заключительными положениями. Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых из третьих стран в качестве вклада учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда) в порядке, предусмотренном законодательством государств – участников таможенного союза.

Тарифные преференции  предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств-членов Таможенного  союза развивающимся и наименее развитым странам.

Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций утверждается Комиссией таможенного союза. В этот перечень включаются страны, не классифицируемые Всемирным банком как страны с высоким уровнем дохода.

Перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций также утверждается Комиссией таможенного союза. В указанный перечень включаются страны, входящие в список наименее развитых стран ООН.

Как отмечает Ершов А.Д.: «Понятие таможенных преференций4, т.е. таможенных льгот появилось в конце прошлого века. Это благоприятный таможенный режим, предоставляемый какой-либо страной товарам, поступающим из некоторых стран или групп стран».

Страна происхождения  товара используется, прежде всего, при  тарифном регулировании, а именно в части предоставления таможенных льгот по уплате таможенной пошлины. Такого рода льготы имеют название тарифных преференций (латин. preferens — предпочтение). Здесь необходимо уточнить, что «таможенная льгота» и «тарифная льгота» понятия не совсем совпадающие. Как справедливо отмечает Козырин А.Н.: «Следует различать понятия «таможенная льгота» и «тарифная льгота». Под таможенной льготой понимается любая льгота, касающаяся правил, установленных таможенным законодательством (льготы по таможенному оформлению, таможенному контролю и т.д.), в том числе и льгота по уплате таможенных платежей, к которым помимо таможенной пошлины отнесены НДС, акцизы и другие обязательные платежи, взимаемые в связи с перемещением товара через таможенную границу. Тарифная льгота подразумевает льготное налогообложение в связи с взиманием только таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе (отсюда и название — тарифная льгота). Таким образом, понятие таможенной льготы шире понятия тарифной льготы.

Одной из важных задач в исследовании порядка предоставления тарифных льгот и преференций является сравнение понятий, используемых в системе таможенно-тарифного регулирования. Также весьма важным является раскрытие содержания данных понятий с указанием отличительных и существенных признаков (таблица 1).

Таблица 1

Соотношение понятийного  аппарата в области льгот и  преференций5

Тарифная льгота

Тарифная преференция

 

Льгота

Полное или частичное  освобождение от выполнения установленных  обязательств по налогам и сборам

 

Преференции

Характеризуются предпочтением  или преимуществом в торгово-экономической  политике

 

Таможенные

льготы

Действуют в отношении  льгот по уплате таможенных платежей, преференций, привилегий и льгот  при таможенном оформлении и таможенном контроле

 

Таможенные

преференции

Предоставляются в виде тарифных преференций, льгот по косвенным  налогам и таможенным процедурам, связанных с определением страны происхождения товара

 

Тарифные

льготы

Предоставляются на условиях взаимности или в одностороннем  порядке в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от уплаты пошлины, тарифных преференций, снижения ставок пошлин, установления тарифных квот.

Тарифные преференции

Предоставляются в виде освобождения от уплаты пошлины или  снижения ставок пошлин, связанных  с определением страны происхождения товара


 

Понятие «тарифная льгота»  закреплена в Законе РФ «О таможенном тарифе». В определении законодатель использует понятия тарифная льгота и тарифная преференция как синонимы, что является не вполне точным.

Во-первых, что предоставление тарифных льгот и преференции осуществляется в разных формах. Во-вторых, предоставление тарифных преференций, прежде всего, зависит от страны происхождения товара. Для решения вопроса о возможности использования тарифных льгот, необходимо определить некоторые критерии, такие, например, как под какую таможенную процедуру помещаются товары, в каких целях ввозится товар. То есть тарифные льготы, и тарифные преференции также отличаются и по основаниям предоставления.

Под преференциями  понимаются особые льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Такие льготы устанавливаются в отношении всех товаров или их отдельных видов.

Можно сделать  вывод, что льготы и преференции представляют собой эффективное средство проведения внешнеторговой политики и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала.

 

 

 

    1. Тарифные преференции как инструмент таможенно-тарифного регулирования ВЭД

 

Понятие таможенных преференций (латин. Preferens –предпочитающий) появилось  в конце прошлого века. Это благоприятный, чем обычно, таможенный режим, предоставляемый  какой-либо страной товарам, поступающих  из некоторых стран или групп  стран.

История возникновения таможенных преференций непосредственно связана с историей образования и развития колониальных систем мира. Именно политика преференциальных тарифов стала основой, на которой стала развиваться экономика стран монополий, все это происходило за счет ограничения внешней торговли стран – сателлитов. Особенно широкой системой колониальных таможенных преференций, охватившей около 100 зависимых стран и территорий, обладали Англия, Франция, Бельгия, Голландия, для которых колонии являлись одним из основных источников обогащения.

Поскольку колонии обычно экспортировали сырье, свободно поступающие  на большинство рынков, а метрополии экспортировали готовые товары, то политика таможенных преференций представляла гораздо большие преимущества для  метрополий, чем для колониальных продуктов.

Таким образом, на первоначальном этапе термин “таможенные преференции” относился к тому типу тарифных взаимоотношений  между колонией и метрополией, при  котором каждая сторона сохраняла  свою “тарифную индивидуальность”, но оговаривала для другой льготы, не предоставляемые другим странам, в форме частичного или полного освобождения от импортных, экспортных пошлин.

Так, например, Франция  начала создавать колониальную систему  таможенных преференций в конце  ХIХ века, оформив ее полностью в 1928 году. В систему таможенных преференций Франции было вовлечено около 30 зависимых стран и территорий.

Ряд колоний (В их числе  Алжир, Тунис, Индокитай) были включены в таможенную территорию Франции, и  ввоз из третьих стран облагался  пошлинами французского таможенного тарифа, тогда как торговля с метрополией велась практически беспошлинно.

Некоторые другие французские  колонии имели отличный от метрополии внешний тариф. Большинство из них  предоставляли Франции таможенные преференции и сами ввозили свои товары на рынке метрополии беспошлинно или по минимальной ставке таможенного тарифа Франции.

Остальные французские  владения, несмотря на их подчиненность  колониальной администрации Франции, в силу ряда международных соглашений должны быть облагать все иностранные товары едиными пошлинами, что ставило третьи страны в одинаковое с метрополией положение. Однако и по отношению к товарам этих зависимых стран Франция применяла минимальную ставку своего таможенного тарифа.

В 30-е годы Франция  в дополнение к дополнение к таможенным преференциям стала вводить количественные ограничения на импорт товаров из третьих стран в колонии, включенные в ее таможенную территорию, устанавливать валютные ограничения по их внешним сделкам, что привело в дальнейшем к созданию валютной зоны франка, в рамках которой и стал развиваться таможенно-преференциальный режим

Таким образом на первоначальном этапе термин «таможенные преференции» относился к тому типу тарифных взаимоотношений  между колонией и метрополией, при  котором каждая сторона сохраняла свою» тарифную индивидуальность», но оговаривала для другой льготы, не предоставляемые другим странам, в форме частичного или полного освобождения от импортных, экспортных пошлин.

В статье 36 Закона Российской Федерации “ О таможенном тарифе” даны основополагающие принципы и определения тарифных преференций, а также урегулирован порядок предоставления тарифных преференций по таможенному тарифу при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации

Преференции представляют собой эффективное средство проведения торгово - экономической политики и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала.

Система предоставления преференций в рамках Общей системы  преференций базируется на положениях “Соглашения об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций”. Данный документ был подписан в 1980 г. государствами участницами: Болгария, Венгрия, Польша, СССР, Чехословакия.

Информация о работе Совершенствование единой системы тарифных преференций таможенного союза