Совершенствование форм и методов борьбы с незаконным оборотом наркотиков в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение такого явления, как незаконный оборот наркотических средств, методов и форм борьбы с ним.
В соответствии с поставленной целью, мной были намечены следующие задачи:
Изучить историю появления явления незаконного оборота наркотиков в России, рассмотреть методы борьбы с ним в разные исторические эпохи.
Охарактеризовать сложившуюся на сегодняшний день в РФ ситуацию с незаконным оборотом наркотиков.
Рассмотреть современные формы и методы борьбы с НОН
Рассмотреть направления совершенствования методов борьбы с НОН в РФ и во всем мире.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Общая характеристика незаконного оборота наркотиков и методов борьбы с ним…………………………………………………………………...….5
1.1 Исторический аспект распространения наркотиков и наркомании в России…………………………………………………………….……………..…5
1.2 Противодействие незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими…………………………………………………………….7
1.3 Начало становления органов и учреждений, противодействующих НОН. Появление и развитие методов борьбы с НОН
1.4 Формы и методы борьбы с НОН………………………………………13
Глава 2. Незаконный оборот наркотиков в РФ в настоящее время…………..19
2.1 Масштабы и темпы распространения наркомании в стране……...…19
2.2 Факторы, осложняющие борьбу с незаконным оборотом наркотиков……………………………………………………………..…………21
Глава 3 Направление совершенствования методов борьбы с незаконным оборотом наркотиков……………………………………………………………23
3.1 Совершенствование методов борьбы с НОН в США……………….23
Заключение……………………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

Курсовая по ОТК.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

По предложению ВЦИК и  СНК 9 апреля 1924 года Президиумом Госплана СССР создается специальная Комиссия для организации борьбы с незаконным распространением наркотиков.

    Таким образом, уже в 30-е годы в стране функционировали межведомственные государственные структуры, прямо отвечающие за наркоситуацию в стране.

Очередной взрыв наркопроблемы  после гражданской войны пришелся на вторую половину 50-х годов.

В борьбе с незаконным оборотом наркотиков аппараты уголовного розыска с 1963 года. признаются ведущими. Они наделяются функциями выявления крупных сбытчиков наркотиков, организуют взаимодействие с оперативными аппаратами ИТУ, следствием, государственными учреждениями, общественными организациями, средствами массовой информации и т.д.

Вместе с тем проблема наркомании в стране к середине 80-х  годов значительно обостряется, растет торговля наркотиками, увеличивается  число лиц. злоупотребляющих ими. Последующие 10 лет не внесли серьезных изменений  в активизацию борьбы с НОН.

Начиная с 1986 года намечаются кардинальные перемены в деятельности МВД СССР по противодействию незаконному  обороту наркотиков. Численность  сотрудников отдела по борьбе с наркоманией  в структуре ГУУР увеличивается  до 12 человек, а общее число этих специалистов в подразделениях министерства и его региональных органах составило 409 человек.

В результате принимаемых мер со стороны властных структур, правоохранительных органов и органов здравоохранения, других министерств и ведомств в 1987-1989 годах наступает некоторая стабилизация этого явления. Однако к началу девяностых годов "мода" на наркотики в России усиливается. Социально-экономические условия жизни граждан также толкают многих на путь потребления наркотических средств, наркобизнес становится прибыльным и начинает расширяться не только на национальном уровне, но и на международном. В 1988 году впервые в истории советских правоохранительных органов нормативно унифицируются теория и практика внутриведомственного взаимодействия органов внутренних дел по предупреждению и пресечению незаконного оборота наркотиков (приказ МВД СССР от 5 июля 1988 г.).

В 1990 году в МВД СССР создается определенная система борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков, организационно и структурно функционально адекватная внутриведомственному, межведомственному и международному направлениям работы. В целом задача борьбы с незаконным оборотом наркотиков по-прежнему возлагалась на подразделения уголовного розыска.

В ноябре 1991 года это подразделение милиции выводится из - под юрисдикции ГУУР МВД СССР. Вместо прежнего управления образуется Бюро по контролю за незаконным оборотом наркотиков МВД СССР, которое становится самостоятельной отраслевой службой. Четвертое Бюро (таково его условное наименование) получает полномочия и соответствующие обязанности в области контроля над легальным оборотом наркотиков и борьбы с незаконным оборотом наркотиков, движением прекурсоров, используемых при изготовлении наркотических средств, а также решает определенные задачи в борьбе с контрабандой наркотиков, приобретает возможность создания единого компьютерного банка оперативных данных, наделяется иными не менее важными функциями. Приказом МВД СССР № 409 от 6 декабря 1991 г. штатная численность Бюро была установлена в количестве 50 человек. С этого момента, по нашему мнению, и начинается отсчет времени рождения отраслевой службы криминальной милиции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Управление по борьбе с  незаконным оборотом наркотиков МВД России не только руководит деятельностью аналогичных подразделений на местах, но и разрабатывает совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами единую стратегию борьбы с незаконным оборотом наркотиков, осуществляет планирование этой работы и принимает меры противодействия распространению наркомании. Управление осуществляет организационно-методическое руководство и координацию деятельности всех органов внутренних дел по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, занимается разоблачениям особо опасных преступных групп, специализирующихся на распространении наркотиков, располагающих межрегиональными и международными связями, а также обеспечивает выполнение международных обязательств по контролю за оборотом наркотиков и организует сотрудничество со специализированными подразделениями стран СНГ и других государств в этой сфере.

В мае 1998 года образуется Центр межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков при МВД России (на правах Управления). Это новое организационное образование непосредственно подчиняется УБНОН МВД России. Наконец, приказом МВД России в апреле 2000 года создается Оперативно-розыскная часть МВД России также курируемая УБНОН МВД России.

История становления подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, результаты их деятельности не оправдали скептицизм отдельных лиц, полагавших, что выход названной службы из уголовного розыска ослабит борьбу с незаконным оборотом наркотиков. И, наоборот, подтвердилось мнение тех, кто считал, что столь сложной и многоаспектной проблемой, какой являются наркотики, нельзя заниматься “по совместительству”, наряду с решением других задач. Уже тогда можно было прогнозировать такой виток развития проблемы, который требовал максимальной концентрации усилий, специализации сотрудников на конкретных направлениях, высокого уровня информационно-аналитического и научного обеспечения.

                     

1.4 Формы и методы борьбы с НОН.

 

В общепринятом понимании метод означает способ, прием практического  достижения поставленных целей. Применительно к государственно-управленческой деятельности под ним понимается способ, прием реализации задач и возможностей исполнительной практической власти в повседневной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенцией в установленных границах и в соответствующей форме.

 В свою  очередь метод организации государственного управления есть средство практического осуществления возможностей государственно-управленческой деятельности, достижения ее целей в интересах всего гражданского общества при приоритетности интересов,  прав и свобод человека и гражданина, личности. Поэтому субъекты  исполнительной власти, разнообразные по своему назначению, воздействуют на различные объекты в пределах имеющихся у них компетенции.

Причины и условия, способствующие возникновению и  совершению правонарушений, связанных  с наркотиками и злоупотреблением ими, имеют корни во многих областях общественной жизни: общества, экономике, политике, культуре, праве, медицине, образовании, духовности каждого человека и др. Поэтому их выявление и устранение предполагают комплексный подход с участием широкого круга государственных учреждений и ведомств, общественных, религиозных и политических организаций. Составной частью этой работы является целевая деятельность служб и подразделений органов внутренних дел, а именно проведения мероприятий, направленных на:

-          выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений с наркотиками, злоупотреблению;

- обеспечение оперативно-профилактического наблюдения за лицами, склонными к совершению таких правонарушений;

-       осуществление контроля над процессом законного производства, хранения, транспортировки, реализации и использования наркотиков.

В этой связи  задачей органов внутренних дел  в области незаконного оборота  наркотиков является выявление специфических  криминогенных обстоятельств, способствующих втягиванию населения в немедицинский прием наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, с последующим проведением мероприятий по прекращению или уменьшению влияния этих причин.

Анализ незаконного  оборота наркотиков в России показывает, что в нем преобладают производные мака и конопли, причем до 50% из них изготовлены на отечественном сырье. Заготовленные или закупленные преступниками в регионах - производителях наркотики и сырье доставляются к местам сбыта в крупные города, промышленные центры.

Организация заслона  на пути наркотрафика является важнейшей мерой по сокращению незаконного предложения. Таким заслоном является комплексная операция "Мак", проводимая в период созревания наркотикосодержащих растений и наиболее интенсивной их незаконной заготовки.

Операция "Мак" проводится в целях:

- выявления и разоблачения незаконных посевов наркотикосодержащих растений, принятия к правонарушителям мер в соответствии с законом;

- блокирования доступа заготовителей к дикорастущим зарослям конопли и ее уничтожения;

- выявления и оперативной разработки преступных групп дельцов наркобизнеса, сбытчиков и перевозчиков наркотических средств;

- устранения причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков растительного происхождения;

- совершенствования деятельности органов внутренних дел в пресечении незаконного распространения наркотиков растительного происхождения, улучшения взаимодействия с заинтересованными ведомствами и организациями.

В рамках проводимых мероприятий на региональном уровне необходимо располагать информацией о местностях, куда заготовители наркосырья постоянно выезжают, о наличии межрегиональных и преступных международных связей по наркобизнесу, способах сокрытия и транспортировки наркотиков, местах их хранения. К участию в операции привлекаются все службы и подразделения органов внутренних дел.

Нельзя не сказать  и о том, что "черный рынок" наркотиков существенно пополняется благодаря  незаконному изъятию лекарственных наркосредств из легального оборота. Хищения могут совершаться на всех стадиях легального оборота наркотиков: производство, транспортировка, хранение, реализация (применение). В целях перекрытия этого канала проводится оперативно-профилактическое мероприятие - операция «Допинг».

Ежегодная оперативно-профилактическая операция "Допинг" направлена на перекрытие каналов поступления в незаконный оборот наркотикосодержащих лекарственных препаратов, синтетических наркотиков, изготовленных кустарно или в подпольных лабораториях. Операция "Допинг" проводится в целях:

-      предупреждения и выявления хищений наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации, совершаемых лицами, имеющими к ним доступ по роду служебной деятельности, а также краж, грабежей и разбойных нападений;

- пресечения нарушений установленных правил обращения наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ:

- выявления фактов подделки медицинских рецептов и других документов на получение наркотических средств и лиц, к этому причастных;

-   предотвращения нелегального производства наркотиков с использованием химических веществ, подлежащих специальному контролю, а также изготовляемых с помощью лабораторного оборудования организаций и предприятий.

Для более эффективного проведения операции "Допинг" совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами принимаются соответствующие меры к оборудованию охранно-пожарной сигнализацией мест изготовления, хранения и реализации наркотиков, обеспечению охраны этих средств и веществ в период транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ.

Операция "Допинг" окажется малоэффективной без привлечения  к ней органов здравоохранения  и общественности.

Мероприятия по перекрытию каналов поступления  наркотиков в Россию (в том числе международных) осуществляются в рамках операций под условным названием "Канал".

Правовой основой  для проведения указанной операции являются действующее российское законодательство, а для международного ее варианта - межправительственные (межведомственные) соглашения, заключенные с различными странами в области борьбы с наркопреступностью. Непосредственным основанием для проведения операции "Канал" являются планы проведения совместных действий органов внутренних дел и других ведомств взаимодействующих регионов, а при международном варианте - аналогичные планы с зарубежными спецслужбами. Операция "Канал" по перекрытию поступления наркотиков в Россию из-за рубежа также может проводиться российскими правоохранительными органами в одностороннем порядке.

Подобного рода операции осуществляются в первую очередь внутри страны между регионами - "потребителями" наркотиков и регионами - "производителями"; в приграничных регионах России с правоохранительными органами стран, где они могут производиться или используются наркодельцами в качестве транзитных территорий для переброски наркотиков в Россию.

Операция "Канал" реализуется совместно с органами ФСБ, ФПС, ГГК и аналогичными службами зарубежных, как правило, приграничных государств.

Для достижения большего эффекта в борьбе с наркопреступностью подобным методом целесообразно перед началом операции наладить обмен достоверной оперативной информацией о межрегиональных, международных перевозчиках наркотиков, их связях по наркобизнесу и т.д.

Иные меры противодействия незаконному обороту наркотиков

В процессе проверки поступающей информации в данной области профилактики подразделения  по борьбе с незаконным оборотом наркотиков решают обычно следующие задачи:

- накапливают, систематизируют, обобщают и реализуют сведения о лицах (группах), подготавливающих преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, с целью недопущения их совершения;

- разобщают выявленные преступные наркогруппы расхитителей, изготовителей, сбытчиков, перевозчиков, потребителей наркотиков на стадиях приготовления, покушения или совершения преступлений:

- принимают меры к розыску и задержанию лиц, скрывшихся от суда и следствия, уклоняющихся от исполнения приговора за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков;

- осуществляют сбор, систематизацию и реализацию информации о лицах, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков:

Информация о работе Совершенствование форм и методов борьбы с незаконным оборотом наркотиков в России