Структура и основное содержание системного управления таможенным делом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы –изучение принципов, задач, основ системного управления таможенным делом.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
• определение понятий принципов и методов системного управления;
• рассмотрение структуры и основного содержания системного управления;
• изучение основных моделей управления;
• методика решения задач системного управления.

Файлы: 1 файл

Курсовик таможенный менеджмент.docx

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Аналогично формируются и соответствующие технологии систем. Так, СТО, включая все ее компоненты (организационное, правовое, методологическое и информационно – технологическое обеспечение), входит в качестве распределенной технологической компоненты в технологию деятельности таможенных органов. Таможенная деятельность составляет основное содержание этой технологии. В свою очередь, технология деятельности таможенных органов является одной из компонент технологии внешнеэкономической деятельности России.

Учитывая всю совокупность системных, технологических и когнитивных связей, не представляет труда конкретизировать процессы и сформулировать задачи системного управления таможенной службой России. Нетрудно также определить, что поиск результативной (рациональной, эффективной или оптимальной), продуктивной структур – стратегии является основной задачей системного управления8.

 

2.3 Функционально – технологическая модель системного управления таможенной деятельностью

 

Технология деятельности и системное управление.

Функциональную структуру технологии деятельности таможенных органов определяют: цели, функции, задачи, процедуры таможенного дела, виды обеспечения и система управления. Реальная технология формируется в условиях их взаимосвязи и взаимозависимости в результате следующего цикла управления:

  • слежения за деятельностью таможенных органов (внешними условиями, внутренней ситуацией и результатами);
  • идентификации и анализа проблемной ситуации деятельности;
  • принятия решения по эффективному управлению – формированию оптимальной структур – стратегии деятельности;
  • реализации управляющих воздействий (например, по модернизации технологии деятельности);
  • контроля эффективности воздействий.

Функционально – технологическая модель таможенной деятельности с позиций системного управления представлена на рис. В рамках такой модели проблемная ситуация деятельности проявляется в ходе слежения за изменением следующих параметров и показателей:

  • параметров входного потока (образуется из потоков товаров и транспортных средств, пассажиропотока и др.) и параметров внешних управляющих воздействий – Х;
  • показателей эффективности деятельности таможенных органов – W;
  • характеристик функциональных компонент технологии – W;

Представленная на рисунке информация (<X,W,W>) поступает на вход системы управления. На ее основании в системе управления формируется оптимальная по W структур – стратегия деятельности и соответствующая ей технология. По результатам решения задачи определяются управляющие воздействия. По существу, это условия, задающие структуру и параметры по каждому (в общем случае) или индивидуально (в частном случае) управляемому компоненту   (Ui, i=1,2…).

Реализация управляющих воздействий заключается в модернизации управляемых компонент <S1, S2, S3, S4, S5> и, как следствие, (на рисунке это отражено в виде выходящих из управляемых компонент информационно – управляющих связей) – в модернизации технологии деятельности таможенных органов (У1, У2, ….), где Yi=у(Ui, Si), i=1-5.

Рисунок 6-Функционально-технологическая модель таможенной деятельности с позиции системного управления

 

В представленном варианте эффективная технология деятельности таможенных органов формируется в условиях возникающей проблемной ситуации, ресурсных возможностей управляемых компонент и потенциальных возможностей системы управления по ее разрешению. При этом эффективность деятельности зависит не только от возможностей управляемых компонент, но и от возможности системы управления принимать адекватное решение с учетом всего множества факторов, определяющих проблемную ситуацию.

Структура показателей эффективности деятельности.

При исследовании эффективности деятельности единой системы таможенных органов существенным является то обстоятельство, что она самым непосредственным образом связана с эффективностью функционирования систем ВЭД и СТО. Поскольку это совместно эволюционирующие системы с определенной иерархией вложенности, возникает потребность в согласовании показателей их эффективности и в определении структуры соответствующих показателей.

На практике любую из вложенных систем наиболее полно представляет следующий комплекс взаимосвязанных показателей эффективности9:

  • показатели эффективности применения, определяемые с  позиции достижения целей макросистемы;
  • показатели функциональной эффективности, определяемые с точки зрения реализации функций, вложенных на систему, или решения поставленных перед нею задач;
  • показатели технологической эффективности, определяемые с точки зрения возможностей технологической платформы по обеспечению решения задач системы.

Основываясь на необходимости согласования показателей эффективности систем, используем данную структуру показателей и адаптируем ее применительно к особенностям каждой из вложенных систем и их месту в структуре макросистемы. В этой связи для системы технологического обеспечения наиболее целесообразно использовать следующие качественные показатели эффективности:

  • показатели эффективности применения системы технологического обеспечения (характеризуют ее влияние на деятельность единой системы таможенных органов): СТО рассматривается как функциональный компонент единой системы, варьируются состав и структура автоматизируемых функций, и структура таможенных органов;
  • показатели эффективности функционирования СТО (характеризуют влияние функциональных параметров): рассматривается эффективность СТО при решении задач автоматизации, варьируются структура СТО, а также состав и характеристики задач автоматизации и информационных потоков;
  • показатели технологической эффективности СТО (характеризуют влияние технологических параметров СТО): рассматривается эффективность технологической платформы СТО для решения заданного набора задач, варьируются состав технологического обеспечения, структурная организация и технологические параметры.

В свою очередь, для единой системы таможенных органов комплекс показателей эффективности включает:

  • показатели эффективности применения ЕС ТО (характеризуют влияние ЕС ТО на внешнеэкономическую деятельность России): ЕС ТО рассматривается как функциональный компонент системы внешнеэкономической деятельности, варьируются состав и структура функций,  реализуемых таможенными органами в интересах обеспечения эффективной ВЭД  России, состав и характеристики потока участников ВЭД, характер и объемы перемещаемых товаров и транспортных средств;
  • показатели эффективности деятельности ЕС ТО (характеризуют функциональные  возможности ЕС ТО и соответствующие параметры реализации фискальной, правоохранительной и регулирующей функций): рассматривается эффективность деятельности ЕС ТО (в том числе и ее экономическая составляющая) в процессе решения задач, стоящих перед таможенными органами, варьируются структура ЕС ТО, состав и характеристики задач и информационных потоков, а также распределение потока участников ВЭД, характер и объемы перемещаемых товаров и транспортных средств;
  • показатели технологической эффективности ЕС ТО (оценивают технологические возможности ЕС ТО  и параметры технологии): рассматривается эффективность технологии ЕС ТО для решения заданного набора задач, структуры и характеристик потока участников ВЭД, характер и объемы перемещаемых товаров и транспортных средств, варьируются состав технологических функций, структура и технологические параметры технологии.

Специфика приведенных показателей эффективности, условие их вложенности и потребность в согласованности позволяют сделать следующие важные выводы при принятии управленческих решений:

  • оценка эффективности любой из систем может быть проведена по любому из представленных показателей или в объеме всего комплекса;
  • оценка эффективности совместно эволюционирующих систем возможна только в пределах однотипных показателей, например, только по показателю эффективности применения.

Существующие в настоящее время подходы, методы и средства анализа эффективности систем позволяют определить количественные показатели эффективности только для одного из уровней иерархии вложенности. При этом наиболее часто исследуются только показатели эффективности функционирования (деятельности). Кроме того, этот показатель наиболее конструктивен в качестве однотипного показателя эффективности при оценке совместного функционирования систем.  Так, например, для ЕС ТО определяющими факторами их эффективной деятельности являются: уровень профессиональной подготовки таможенников, состояние нормативно – правового обеспечения, уровень таможенных технологий и др.

В совокупности они позволяют характеризовать эффективность деятельности ЕС ТО, например, с точки зрения оперативности деятельности. Основной показатель эффективности деятельности ЕС ТО – показатель оперативности обслуживания потока участников ВЭД, товаров и транспортных средств. Соответствующая же характеристика эффективности СТО (для современной и будущих) – это производительность, характеризующая интенсивность обслуживания запросов, возникающих у таможенников в процессе их деятельности. В этих условиях ЕС ТО может рассматриваться как средство повышения оперативности обслуживания участников ВЭД, товаров и транспортных средств, а СТО – как средство повышения оперативности таможенной деятельности10.

На современном этапе система показателей эффективности с учетом их взаимосвязей разработана недостаточно. Кроме того, методы и средства анализа эффективности систем практически обеспечивают только решение задачи локальной оптимизации эффективности. Методы же решения задачи достижения глобального эффекта применения ЕС ТО с учетом  всей иерархической структуры также практически не разработаны, отсутствуют и соответствующие инструментальные средства их решения.

 

2.4 Аналитическая модель системного управления таможенной деятельностью 

 

Параметры технологии деятельности и формализованный алгоритм ее формирования.

Дадим формальную интерпретацию процесса функционирования таможенных органов по обеспечению внешнеэкономической деятельности России. Представим этот процесс во взаимосвязи интегральных параметров совместно эволюционирующих систем, не рассматривая в данном случае принципы и методы их определения.

В общем случае система ВЭД характеризуется когнитивными и продуктивными параметрами метатехнологии деятельности.

Когнитивные параметры определяют потенциальные возможности технологий деятельности и представлены накопленными знаниями о различных вариантах технологий и стратегии деятельности.

Продуктивные параметры характеризуют технологию реальной деятельности, или практически используемую технологию.

Когнитивные и продуктивные параметры формируются относительно знаний метатехнологии, представляемых структур – стратегиями технологий деятельности. При этом продуктивные структур – стратегии формируются на основе когнитивных для условий проблемной ситуации деятельности.  И в общем случае речь идет либо о подтверждении реализуемой структур – стратегии деятельности (оперативном управлении), либо о корректировке структур – стратегии (развитии).

Другими словами, имеется двухуровневый метаалгоритм системного управления, реализуемый как в оперативном режиме, так и в режимах модернизации и развития. На первом уровне формируется набор возможных оптимальных структур – стратегий. На втором – оптимизируется технология реальной деятельности, исходя из особенностей возникающих проблемных ситуаций и имеющегося ресурса оптимальных структур – стратегий. В этом случае технология деятельности на рассматриваемом интервале представляется одной или некоторой последовательностью оптимальных технологий деятельности.

С учетом обозначений, представленных на рисунке 5, когнитивные параметры метатехнологий деятельности макросистемы Dm определим в виде:

  • множества возможных технологий деятельности Im;
  • вариантов оптимальной реализации технологии деятельности структур-стратегий Dmx;
  • характеристических параметров структур-стратегий Ex.

Соответственно, производные продуктивные параметры технологии деятельности представим:

  • реализуемой технологией деятельности и ее структур-стратегией Ym (t);
  • актуальной (оптимальной) структур-стратегией Dmt;
  • динамическими параметрами структур-стратегии Em(t);
  • временным интервалом деятельности Tm.

Информация о работе Структура и основное содержание системного управления таможенным делом