Структура и основное содержание системного управления таможенным делом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы –изучение принципов, задач, основ системного управления таможенным делом.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
• определение понятий принципов и методов системного управления;
• рассмотрение структуры и основного содержания системного управления;
• изучение основных моделей управления;
• методика решения задач системного управления.

Файлы: 1 файл

Курсовик таможенный менеджмент.docx

— 1.10 Мб (Скачать файл)

В этом случае потенциальные возможности макросистемы определяют параметры Dm, Im, Dmx, Emx, а ее динамику – параметры Ym(t), Dmt, Em(t).

Аналогичная ситуация характерна для любой вложенной системы. Сводный перечень соответствующих параметров для системы ВЭД, ЕС ТО и СТО представлен в таблице 2.

Таблица 2-Параметры метатехнологии деятельности

В данном случае относительно макросистемы можно утверждать, что ее метатехнология Dm представляется множеством возможных технологий деятельности Im, а каждая из них, в свою очередь, имеет различные варианты оптимальной (рациональной) реализации, или различные структур-стратегии Dmx:Im={Dmx}, х=1,2… Кроме того, каждая структур-стратегия параметрически описывается соответствующей ей характеристической кривой Emx.  Это характеристика общей интенсивности потока участников ВЭД, товаров и транспортных средств в условиях реализации структур-стратегии Dmx. Следовательно, Im в общем случае характеризуется следующим множеством: Im={<Dmx, Emx>}, х=1, 2… .

Таким образом, потенциальные  параметры деятельности макросистемы определяются следующим набором: технология → структур стратегия  →  характеристическая кривая. Соответствующая формальная запись имеет вид: Im → Dmx → Emx.

Динамика макросистемы развивается на базе ее потенциальных технологических возможностей. Она проявляется в следующей связке: проблемная ситуация, временной интервал деятельности, ресурс оптимальных структур-стратегий, технология (структур-стратегия) деятельности.

Механизмы развития динамических процессов в условиях вложенности систем универсальны, но поскольку центром наших интересов является ЕС ТО, представим эти механизмы относительно данной системы.

Формальное представление и математическое содержание системного управления.

Проблемная ситуация для ЕС ТО проявляется в виде структур-стратегии Ym(t), производной от структур-стратегий Im={Dmx} на интервале деятельности Ts и соответствующей динамической кривой Em(t). По сути Em(t) – это характеристика рабочей нагрузки (потока участников ВЭД, товаров, транспортных средств и др.) для ЕС ТО на рассматриваемом интервале деятельности.

ЕС ТО характеризуется определенным технологическим ресурсом и в общем случае также представляется тройкой: < технология → структур –стратегия → характеристическая кривая > или в формальной записи тройкой < Is → Dsy → Esy >. Это означает, что в рамках множества Is может быть реалиовано несколько структур-стратегий деятельности Is={Dsy}, y=1,2... . Достигаемая при этом эффективность деятельности соответствует каждой структур-стратегии и представляется в виде характеристической кривой деятельности Esy.

Этот показатель определяет возможности технологии ЕС ТО по обслуживанию потока участников ВЭД, товаров и транспортных средств. Следовательно, поиск оптимальных структур-стратегий и оптимального алгоритма перехода от одной структур-стратегии к другой (актуализация структур-стратегий) есть условие повышения эффективности обслуживания потока, а соответственно, и повышения эффективности деятельности таможенных органов.

Отметим, что Esy как интегральная характеристика самым непосредственным образом связана с характеристикой личного состава ТО. Он в процессе своей деятельности постоянно использует ресурсы системы технического обеспечения. По аналогии с представленными выше системами СТО также характеризуется набором параметров: технология → структур-стратегия → характеристическая кривая < Io → Soz → Eoz>. Это означает, что и в рамках технологии обеспечения деятельности Io может быть реализовано несколько структур-стратегий Io={Soz}, (z=1,2,…).

Достигаемая при этом эффективность СТО для каждой структур-стратегии соответственно представляется в виде характеристической кривой Eoz. Этот показатель определяет возможности СТО по интенсификации деятельности личного состава при обслуживании участников ВЭД. Следовательно, и в данном случае поиск оптимальных структур-стратегий и оптимального алгоритма перехода от одной структур-стратегии к другой есть условие повышения эффективности деятельности таможенных органов.

Таким образом, метатехнология деятельности таможенных органов Ds характеризуется следующим параметрическим множеством:

Ds ↔ {Is={<Dsy→Esy>}, Io={<Doz→Eoz>}}.

Структурно-параметрическое представление ЕС ТО задает структур-стратегия Ys(t) – технология, формируемая в условиях данного параметрического множества на рассматриваемом интервале деятельности Ts и характеризуемая соответствующей динамической кривой Es(t). При этом Es(t) – это характеристика эффективности технологии обслуживания потока участников ВЭД, товаров и транспортных средств.

Другими словами, в процессе обслуживания потока участников ВЭД, товаров и транспортных средств на основе используемой технологии таможенные органы достигают определенной эффективности – Es(t) – параметра, производного от параметров Em(t), Esy, Eoz, а следовательно, в общем случае речь идет об оптимизации параметра Es(t).

Таким образом, на основе представленных методических положений согласованно эволюционирующие системы могут быть формализованы как для условий статики, так и в динамике, как в условиях явно выраженного когнитивного компонента метатехнологии, так и при его отсутствии.

В последнем случае работает классическая параметрическая схема системного управления: поиск оптимальной структур-стратегии Ym(t) → Dmt → Ys(t) со всеми присущими ей проблемами и недостатками. Главные из них связаны с неопределенностями в Ym(t), ограниченными возможностями методов решения задач такого класса, невозможностью учета вложенности систем и разнотемпового характера их эволюции, нулевым циклом решения (каждый раз задача решается с начальных условий), большой размеренностью, а соответственно, и большим временем поиска (характеристиками, особенно существенными для глобальных систем).

Во всех представленных случаях синтез оптимальной структур-стратегии (или поиск эффективной стратегии деятельности) осуществляется в уловиях и на основе знаний о предыстории эволюции.

С формальных позиций процесс системного управления – это процесс синтеза оптимальной продуктивной структур-стратегии деятельности таможенных органов. Как следует из вышеизложенного, такой процесс имеет две квазинезависимые фазы:

  • фазу формирования знаний: Ym(t)→Ds→Is;
  • фазу использования знаний: Ym(t)→Dst→Ys(t).

Первая фаза – это непрерывный процесс накопления знаний, протекающий на фоне функционирования системы. Вторая – это применение накопленных знаний в условиях реальной проблемной ситуации. По сути это и есть основное математическое содержание системного управления на основе знаний. Его реализация позволяет:

  • значительно сократить время принятия решения при условии явно выраженной цели управления и информативно определенной проблемной ситуации;
  • обеспечит включение и действие гибких механизмов регулирования (обучения, самообучения, адаптации, самоорганизации и др.) таможенной деятельностью;
  • сочетать возможности классических принципов управления с механизмами гибкого регулирования;
  • обеспечит устойчивую эволюцию системы в согласованных условиях функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 СТРУКТУРА РЕШЕНИЯ  ЗАДАЧ СИСТЕМНОГО УПРАВЛЕНИЯ  ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

 

В зависимости от характера информационной определенности возникающих проблемных ситуаций (исходных условий решения поставленных задач) используются соответствующие методы их решения.

Поскольку проблемная ситуация может быть как полностью определенной, так и иметь устранимую или неустранимую неопределенность, то соответствующие методы решения задач системного управления следующие: традиционные методы оптимизации, методы структурно-параметрической адаптации, методы целостной эволюционизации (интеллектуализации, интеллектуальной интеграции, самоорганизации, саморазвития).

Соответствующие механизмы системного управления определим как оптимизационный, адаптивный и синергетический (эволюционный)11.

Общая структура решения задач (синтеза) системного управления таможенной деятельностью представлена на рисунке 6.

Рисунок 6-Общая структура решения задач системного управления таможенной деятельностью

Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее.

Управление - это непрерывный информационный процесс воздействия на сотрудников таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений.

Управление в таможенных органах опирается как на объективные экономические законы и законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему интересов всех участников оперативно-служебной деятельности: общественных, коллективных и личных. Важной особенностью управления является то, что оно играет созидательную роль, повышая эффективность таможенной деятельности.

Законы управления отражают общие, существенные и необходимые связи между элементами и подсистемами системы управления, происходящими в ней процессами и внешней средой. Они объективны и не зависят от сознания и воли людей. Знание законов управления позволяет учитывать их требования при создании систем управления и при организации их функционирования.

К ним относятся:

1. Закон единства системы  управления.

2. Закон пропорциональности.

3. Закон оптимального  соотношения централизации функций  управления.

4. Закон соотносительности  управляющей и управляемой систем.

Действие закона единства системы управления проявляется: в неразрывной цепи отношений управления от высших органов системы государственного управления до низших ее звеньев; в непрерывности, ритмичности, согласованности всех стадий, операций и этапов процесса управления; в единстве управления всеми составными частями глобальных целей и интересов людей; в единстве функций и методов управления; в единстве требований к сотрудникам аппарата управления.

Закон пропорциональности профессиональной деятельности и управления определяет, что важнейшей задачей управления является обеспечение оптимального пропорционального функционирования управляющей и управляемой систем, организация непрерывного сопряжения составных частей системы. Пропорциональность измеряется тем, насколько полно и четко будет обеспечена управлением основная деятельность системы - таможенное оформление и таможенный контроль, осуществление других функций, чтобы она могла с минимально возможными затратами дать необходимый эффект.

Закон оптимального соотношения централизации предполагает такое построение системы управления и такую организацию ее функционирования, при которой существует непрерывная и достаточно устойчивая подчиненность каждого нижестоящего звена системы таможенных органов центральным органам управления.

Централизованное управление не означает предельно жесткой регламентации деятельности всех звеньев системы. Для каждого этапа развития системы существует свой оптимальный уровень централизации, под которым понимается максимальное соответствие форм централизации управления реальным потребностям системы, выражающим уровень ее развития.

Суть закона соотносительности управляющей и управляемой систем состоит в требовании обеспечения соответствия управляющей системы управляемой.

Изменение этой соотносительности происходит под воздействием различных факторов, главным образом организационных и экономических. Прежде всего, уровень развития и функционирования управляющей системы должен соответствовать уровню оперативно-служебной деятельности управляемой системы.

Через законы раскрываются содержание теории управления, основные функции, методы и структуры, а также особенности процесса управления. Поэтому главным в использовании законов управления является системный подход. Он позволяет системно выразить их требования и определить оптимальный вариант функционирования и развития всей системы.

 

Под принципами управления понимаются руководящие идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуется управляющая система.

В практике управления таможенными органами применяются общие, частные и организационно-технологические принципы.

Общие принципы управления - это стратегические нормы управления и они действуют во всех сферах и подсистемах таможенных органов. Однако действуют они специфически в каждой управленческой системе. Даже перечисление основных общих принципов управления (таких как системность, принципы обратной связи, информационной достаточности, оптимальности, соподчиненности и ряда других), а также их диалектическое влияние на систему управления в таможенных органах подтверждает это.

Информация о работе Структура и основное содержание системного управления таможенным делом