Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 13:35, реферат
Тем более, если учитывать, что к тому времени у России не было столько опыта в проведении грамотной таможенной политики для стабильного ее осуществления, в отличие от некоторых развитых стран Европы - Германии, Англии, Франции. Ведь даже они имели промахи во внешней торговле и политике.
К тому же в начале XIX в. на международной арене сложилась сложная политическая ситуация. Множество европейских стран были вовлечены в конфликты между Англией и Францией, в том числе и Россия. У России наблюдались проблемы в отношениях и с азиатскими странами, например, с Ираном.
Введение.
Таможенная политика Российской Федерации 1801-1868 год.
Таможенная охрана России. В XIX в.
Заключение
Список, использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
«Омский государственный
технический университет»
Кафедра «Государственное, муниципальное
управление и таможенное дело»
Специальность 036401.65 «Таможенное дело»
РЕФЕРАТ
На тему: «Структура таможенных органов
Российской империи XIX века».
По дисциплине : «История таможенного
дела и таможенной политике России».
Студент: Снарский Кирилл Витальевич
группы ТД-162.
______________________________
(Подпись, дата)
Выполнил: Снарский К.В.
______________________________
(Подпись, дата)
Содержание:
Введение
История таможенного дела в России насчитывает много веков, поэтому к XIX веку система таможенных органов уже достаточно полноценно сформировалась. Даже в сравнении с аналогичной системой XVIII века наблюдались заметные изменения в лучшую сторону.
Расширение территории Российской Империи, активизация внешней торговли потребовали увеличения количества таможенных органов, а практика организации таможенного дела - совершенствования управления таможенной охраной.
Надо отдать должное политическим деятелям того времени. Некоторые из них, в частности, Бобиков, Языков и другие, проводили успешную таможенную политику, используя протекционистские методы.
В XIX в. в таможенном ведомстве России было также много недочетов, которые постепенно устранялись путем проб и ошибок. Поэтому было бы необъективно винить руководителей таможенных органов, не проявивших себя в качестве опытных управляющих.
Тем более, если учитывать, что к тому времени у России не было столько опыта в проведении грамотной таможенной политики для стабильного ее осуществления, в отличие от некоторых развитых стран Европы - Германии, Англии, Франции. Ведь даже они имели промахи во внешней торговле и политике.
К тому же в начале XIX в. на международной арене сложилась сложная политическая ситуация. Множество европейских стран были вовлечены в конфликты между Англией и Францией, в том числе и Россия. У России наблюдались проблемы в отношениях и с азиатскими странами, например, с Ираном.
Таким образом, все это не могло не сказаться на курсе проводимой таможенной политики XIX в.
Таможенная политика России в начале
XIX в. оказалась под влиянием расстановки
сил в Европе. Политическая конъюнктура,
новые территориальные
В начале века внешнеполитическая обстановка сложилась так, что Россия пошла на уступки Франции. В период континентальной блокады, объявленной Наполеоном Англии, в Петербурге была создана ликвидационная контора Министерства финансов для решения взаимных расчетов между русскими и английскими купцами. Контора была упразднена 3 сентября 1802 г. и вновь восстановлена после заключения Тильзитского мирного договора. Все это потребовало пересмотра таможенной политики и тарифов. В 1810 г. было выработано «Положение о торговле на 1811 год», которое свело внешнеторговые операции России и Франции к полному прекращению. Положение послужило главным поводом к разрыву России с Францией и Отечественной войне 1812 г. В угоду Англии было объявлено полное благоприятствование для английских купцов. В то время, когда Франция практически лишалась права торговать с Россией, около двухсот английских кораблей с товарами вошли в российские порты.
Эти действия, как свидетельствуют
очевидцы, взбесили Наполеона. Очевидцы
в своих воспоминаниях
После окончания войны, чтобы угодить
союзным державам, тариф четыре раза
пересматривали, делая более умеренной
таможенную политику. 31 марта 1818 г. был
принят таможенный тариф, полностью
покончивший с запретительной системой,
за исключением запретов на ввоз некоторых
товаров железоделательной и
текстильной промышленности. Еще
более умеренным был тариф, принятый
в ноябре 1819 г. В страну по низким
таможенным ставкам (2–15% от стоимости
товаров) хлынули иностранные товары.
Русская промышленность не могла
выдержать конкуренции, так как
она была еще в зачаточном состоянии.
Оценивая тариф 1819 г., министр финансов
России Е.Канкрин говорил, что этот
тариф «убил русскую
В рассматриваемый период практика
межторговых отношений между
государствами Запада породила новую
форму внешнеэкономических
Порто-франко пользовался правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров, их беспошлинной продажи на территории портов. Порто-франко – это таможенная экономическая зона, где товары выгружаются, подвергаются переупаковке, рассортировке, переработке. Привозимые товары покупаются местным населением без уплаты пошлин. Опыт создания порто-франко имелся во Франции (Марсель и др.), Германии (Гамбург, Бремен, Любек) и в других государствах.
Вольные гавани – это небольшой
участок земли или портовой территории,
предназначенный для
Порто-франко в Одессе был учрежден Высочайшим указом в 1817 г. и стал функционировать с 1819 г., когда были завершены все подготовительные работы, выделена экономическая зона и обведена рвом, организованы две таможни – Херсонская и Тираспольская – для пропуска через черту порто-франко оплаченных пошлиной товаров. (Порто-франко в Одессе существовал до апреля 1859 года.) Со временем порто-франко превратился в складочное место для иностранных товаров, которые транзитом направлялись в Россию через Кавказ в Персию и на Балканы. С другой стороны, в порто-франко в Одессе сокращался ввоз товаров из России. Значительная часть ввезенных товаров оставалась в Одессе , в связи с ростом порто-франко город рос и развивался. Так в 1832 г. в Одессе проживало 60 тыс. жителей, то в 1849 г. их число составило 86 тыс. 729 человек.
Развитие торговли и тарифное регулирование вывоза товаров сопровождались увеличением контрабанды. Несмотря на принимаемые меры, ухищрения контрабандистов совершенствовались. Использовались выработки под землей и рылись подземные ходы с выходом за город, куда и выносились товары в обход таможни. Порто-франко в Одессе просуществовал только до 1859 г.
В последующие годы порто-франко был создан во Владивостоке. Его влияние распространялось на Приморскую область, Якутию, Уссурийский край. Введение порто-франко в этих районах способствовало их экономическому подъему. Беспошлинная торговля была отменена на спирт, вина, табак и сигары. Введенный в Батуми порто-франко просуществовал всего четыре года.
В период функционирования порто-франко был получен богатый опыт организации таможенной службы, решения задач таможенного контроля и оформления пропуска товаров. Практика подтвердила, что порто-франко позволяет увеличить сбор пошлин. Опыт порто-франко в Одессе показывает, что доля таможенных сборов, поступивших в казну за 40 лет, возросла более чем в шесть раз.
В 20-х гг., когда в действие был введен второй в России протекционистский тариф 1822 г. В основу его разработки были положены следующие аргументы: низкими пошлинами облагались товары, необходимые для государства, производство которых возможно в России. Освобождались от пошлин иностранные товары, не производимые в стране, но в которых имеется потребность; всепрощение ввоза иностранных товаров, которые бы конкурировали с отечественной промышленностью; обложение высокими пошлинами предметов роскоши и товаров, которые могут производиться в стране; пошлиной не облагались сырые продукты, вывозимые из России в Польшу и обратно. Некоторые товары совершенно не допускались к ввозу (железо, чугун, набивные ткани, пиво, цикорий).
Активное участие в разработке таможенно-тарифной политики принимал Е.Канкрин. Он разработал 13 правил о составлении таможенной росписи. Судя по тексту, Канкрин предлагал политику «дозированной конкуренции», которая бы не угрожала развитию русской промышленности, но одновременно стимулировала ее развитие.
Таможенный тариф 1822 г. имел ярко выраженный запретительный характер. Был запрещен вывоз 21 наименования товара и ввоз 301 наименования товара (льняные, более дорогие хлопчатобумажные ткани, медные изделия, стекло, фаянс, железо и т. д.). Действие тарифа 1822 г., препятствовавшего притоку импортных товаров в Россию, благоприятствовало обеспечению активного торгового баланса и развитию внутренней хлопчатобумажной промышленности.
Находясь на посту министра финансов, которому была подчинена таможенная охрана России, Е.Канкрин сумел покончить с инфляцией и стабилизировать финансы, добился увеличения в 2,5 раза таможенных доходов государства, при его активном участии начался промышленный переворот в России. Из года в год росли фабрики и заводы, в основном, легкой промышленности и лакокрасочного дела, началось строительство железных дорог.
К сожалению, промышленные предприятия создавались в основном на устаревшей технологии Англии и Голландии. Только в 1831–1840 гг. было приобретено машин на сумму 6,9 млн. руб., а в следующее десятилетие – на 16,6 млн. рублей. В 1840 году в российской прядильной промышленности было 20 английских машин, а через 3 года их число удвоилось, в 1850 г. их стало 50.
Активный торговый баланс 1822 г равнялся 31,7 млн. руб., а в 1825 г достиг 53,3 млн. рублей. Медленно, но успешно возрастал и вывоз товаров. Если в 1820 г. стоимость его составляла 58,3 млн. руб. серебром, то в 1830 г – 71,7 млн. руб., в 1840 г – 85,4 млн. руб., в 1850 г. – 98,1 млн. руб. серебром.
Таможенная политика оказывала влияние на отечественную индустрию. Она регулировала таможенно-тарифные ставки и способствовала пробуждению торгового духа также в сельском хозяйстве. В связи с этим наблюдается упадок старой мануфактуры, базирующейся на крепостном труде, и рост фабричной индустрии, основанной на вольном труде. Важной особенностью таможенной политики в рассматриваемый период явилось ее социальное значение. Положительно воздействуя на развитие промышленности, она способствовала появлению рабочего класса, то есть росту профессионализма и технической грамотности той части населения, которая была занята на производстве. Конечным результатом этого является интеллектуальный рост нации.
В целом таможенно-тарифная политика открыла новый этап в развитии промышленности. Она не только способствовала увеличению доходной статьи, но и защищала вновь создаваемые заводы и фабрики от конкуренции западных фирм.
Ежегодное расширение торговли требовало увеличения количества таможен, а практика организации таможенного дела – улучшения управления деятельностью таможенных органов.
В 1800 году восстанавливается компетенция Коммерц-коллегии. Она была разделена на семь экспедиций. Первая вела дела внешней торговли, а также представляла предложения об изменениях в таможенном тарифе и торговом уставе. 8 сентября 1802 г. принят Высочайший манифест об учреждении министерств. Таможенные учреждения остались в составе Министерства коммерции. 25 июня 1811 г. подписан манифест о новом учреждении министерства. В состав Министерства финансов входил Департамент внешней торговли, директором которого был назначен Михаил Алексеевич Обрезков. Он состоял из двух отделений: внешних сношений и таможенного, которое ведало делами, относящимися к управлению таможен.
Таможенное отделение имело три стола: первый – по всему производству дел в таможнях по европейской границе и на морях – Белом, Балтийском, Черном, Азовском; второй – по делам таможен на Азиатской границе и по Каспийскому морю; третий – по делам об определении и увольнении чиновников и служителей по таможням и заставам, о наградах и производстве их, об определении и увольнении маклеров, таможенных зданиях.
Учитывая слабость Таможенной пограничной стражи, в 1811 г. было введено «Положение об устройстве Пограничной казачьей стражи», подписанное военным министром России Барклаем де Толли. На каждые 150 км границы выделялся Донской казачий полк. Службу казаки несли от Палангена до реки Егорлык, впадающей в Днестр. Всего было выделено одиннадцать донских казачьих полков. Границы охранялись в две линии. В первой охрану осуществляли казачьи команды, во второй – вольнонаемные таможенные объездчики.
Информация о работе Структура таможенных органов Российской империи XIX века