Структура таможенных органов Российской империи XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 13:35, реферат

Описание работы

Тем более, если учитывать, что к тому времени у России не было столько опыта в проведении грамотной таможенной политики для стабильного ее осуществления, в отличие от некоторых развитых стран Европы - Германии, Англии, Франции. Ведь даже они имели промахи во внешней торговле и политике.
К тому же в начале XIX в. на международной арене сложилась сложная политическая ситуация. Множество европейских стран были вовлечены в конфликты между Англией и Францией, в том числе и Россия. У России наблюдались проблемы в отношениях и с азиатскими странами, например, с Ираном.

Содержание работы

Введение.
Таможенная политика Российской Федерации 1801-1868 год.
Таможенная охрана России. В XIX в.
Заключение
Список, использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по истории таможеннгго дела.docx

— 43.96 Кб (Скачать файл)

 

В результате реорганизации Таможенной пограничной стражи из вольнонаемных  создавались команды пограничной  стражи из 10 объездчиков каждая. Три  команды подчинялись надзирателю  и его помощнику. Каждая команда  охраняла участок границы протяженностью 15 верст. Таможенная пограничная охрана укомплектовывалась за счет Отставных армейских нижних чинов, при условии наличия у них рекомендаций военных органов, где ранее служил аттестуемый. Однако в связи с тем, что бывших военных не хватало, в пограничную стражу набирали лиц из числа местных жителей. Практика охраны границы смешанным способом не всегда оправдывала себя. Следует отметить, что и среди казаков было много злоупотреблений. Они подчас потворствовали контрабанде, а в ряде случаев и сами занимались незаконным провозом товаров через границу.

Отрицательно сказывалась и  двойная подчиненность. Опыт подтверждал  между тем, что вследствие специфики  охраны границы защита экономических  интересов и борьба с незаконным переходом границы более успешно  осуществляются военными. Это привело  к мысли о создании пограничной  стражи по военному образцу. Начались поиски наиболее приемлемой организационной  структуры пограничной стражи, которая  бы в первую очередь защитила экономические  интересы государства на границе. В 1822 году правительство принимает  решение об упразднении Таможенной пограничной стражи и создании Пограничной  таможенной стражи из полковых воинских чинов, преимущественно кавалерийских  полков, и выдвижении ее в первую линию, казачьи полки переводились во вторую линию.

Однако вскоре практика охраны границы  указанным способом показала, что  надзиратели и объездчики, подчиненные  гражданским лицам, не оправдывают  своего назначения, они сблизились с контрабандистами и потворствовали им. Казачьи полки, оторванные от Дона, разлагались. Назрела необходимость  новой реформы в области защиты экономических интересов Российского  государства на государственной  границе.

5 августа 1827 г была учреждена новая Таможенная пограничная стража на твердых воинских началах с военной организацией по типу регулярной армии. Ранее созданная таможенная стража была упразднена. В 1832 г. казачьи полки также были отозваны с границы и отправлены на Дон. В соответствии с Карантинным уставом 1832 г Таможенная пограничная стража была переименована и получила название «Пограничной стражи». Переименование было подтверждено Высочайшим указом 1835 г., в котором говорилось, что всю стражу, независимо от того, возложена на нее охрана границы в карантинном отношении или нет, именовать пограничною стражею.

Пограничная стража подчинялась гражданским  чиновникам Департамента внешней торговли в лице начальников таможенных округов. Главной задачей Пограничной  стражи была охрана границы в экономическом  отношении, то есть борьба с контрабандой. Второй задачей являлся пограничный  надзор. На Пограничную стражу возлагались  следующие обязанности: «недопущение провоза и переноса товаров и  задержание их, а также недопущение  проезда и перехода лиц через  границу не в указанных таможенными  учреждениями местах; прекращение буйств, грабежей и всяких беспорядков на пограничной черте; осуществление  в некоторых местах границы Империи  карантинного надзора; оказание помощи судам, бедствующим по близости берегов, в спасении людей, находящихся на них и в сохранении имущества  судов, потерпевших крушение».

С целью защиты экономических интересов  государства, правительство России разрабатывает ряд мер, направленных на пресечение контрабанды. Прежде всего, вводится система вознаграждения для  задержателей контрабанды. В соответствии с Высочайшим указом Александра I (1811 г ) 80% сумм штрафов за контрабанду и реализованной стоимости конфискатов предназначалось в награду, 20% зачислялось в накопление пенсионного фонда таможенных чиновников и их семьям. Из 80% – 2/3 выдавалось задержателям, а 1/3 – начальнику таможенного округа, управляющим и членам таможни. Одновременно получает развитие законодательство о контрабанде. В Таможенном уставе 1819 г было дано определение контрабанде. Под контрабандой понимали не только пронос или провоз товаров через границу мимо таможни, но и товары, не указанные в предъявленных в таможню документах.

 

Однако принятые меры не в состоянии  были устранить проблему контрабанды  в целом. Исторические источники  свидетельствуют, что в начале века контрабандным товаром были завалены все лавки. В конце 20-х и в 40-е годы на границах Пруссии и Австрии контрабанда возросла в несколько раз. Это было связано с тем, что в 1822 г. был принят новый тариф, в соответствии с которым пошлины возросли по некоторым товарам более чем в 2,5 раза.

Усиление контрабанды было вызвано  и тем, что сопредельные страны в  своем экономическом развитии достигли более высокого уровня по сравнению  с Россией, где только начинался промышленный переворот. Сказалось и неблагополучное положение в финансовой сфере. Инфляция, вызванная войной 1812–1813 гг., а затем и фритредерским тарифом 1819 г., охватила все стороны деятельности и в итоге оказалась огромным внешним и внутренним долгом. Все это, вместе взятое, способствовало развитию контрабанды.

 

 

 

 

    • Социально-экономическое и внешнеполитическое положение России в 1850-е гг.

Во второй половине XIX в. в России успешно осуществлялась промышленная индустриализация, строились железные дороги, развертывалась добыча полезных ископаемых, складывался внутренний рынок, активно развивалась внешняя торговля, стабилизировалась финансовая система. Во второй половине 1850-х гг. значительно увеличивается количество механических заводов с 29 в 1856 г. до 106 в 1861 г. Быстрый рост фабрик в период после 1850 г. обусловлен тем, что основная их масса была открыта после отмены крепостного права. Уменьшение их количества после 1865 г. объясняется тем, что не все они выдержали конкуренцию из-за малого числа рабочих, примитивной техники, невысокой производительности. Фритредерские тенденции в стране не способствовали их защите.

Таким образом, активное развитие промышленности способствовало расширению внешнеторговых связей и, в перспективе, увеличению доходов государства. Однако в силу отсталости России ее промышленное развитие запаздывало на 50–100 лет по сравнению  с Западом. 
 
Таможенный тариф 1857 г

Начавшиеся буржуазные реформы  побуждали правительство к смягчению  запретительной системы. В основания  тарифа были положены следующие правила:

    • понижение окладов на ввозимые «жизненные припасы» в интересах, во-первых, российских потребителей, во-вторых, доходов казны (за счет роста потребления), в-третьих, с целью предотвращения контрабанды;
    • понижение пошлин на сырье и полуфабрикаты, если они не производились в достаточном количестве на российских предприятиях – бумажная пряжа, чугун (разрешен к привозу), железо, химические продукты и т.п.

 

Он сохранил и закрепил сложившийся  баланс различных интересов: внешней  торговли и государственного казначейства, промышленности и потребителей. Например, в интересах обрабатывающей промышленности рекомендовалось понижение таможенных пошлин на сырье и полуфабрикаты, в том числе на олово, поташную соду, щавелевую и серную кислоты. В то же время Государственный Совет отмечал вполне охранительный характер проектируемых пошлин, призванных обеспечить защиту интересов обрабатывающей промышленности. В таможенном тарифе от 28 мая 1857 г насчитывалось всего 367 статей. Из них товары по 298 статьям были обложены таможенной пошлиной, по 60 – разрешены для беспошлинного ввоза, а по 9 – запрещены для ввоза. Таким образом, новый таможенный тариф, принятый в 1857 г., представлял собой еще одну уступку в пользу системы свободной торговли. Несмотря на то, что тариф 1857 г ограждал основную массу русских промышленников от иностранной конкуренции, призывы фритредеров, ратовавших за свободную конкуренцию, как необходимое условие выхода на мировой уровень промышленного производства, не оставались в России без внимания.

Тем не менее, таможенный тариф 1857 г . способствовал значительному росту внешней торговли России. Так в 1857-1868 гг. среднегодовой экспорт России составил 189,2 млн. руб., импорт – 180,4 млн. руб., внешнеторговый оборот – 369,6 млн. руб. В результате по сравнению с 1851-1856 гг., экспорт страны увеличился на 85 млн. руб., импорт – на 65,9 млн. руб., оборот – на 150,9 млн. руб. В 1857-1868 гг. было вновь сформировано среднегодовое положительное сальдо, которое составило 8,8 млн. руб.        

 В период 1857–1868 гг. проводилась  таможенная политика, направленная  на постепенное облегчение тарифа (за исключением фискальных надбавок  в 5% в 1858 и в 1861 году). Были  понижены ввозные пошлины на  чугун и железо – сырье для  развивающейся русской промышленности, а в 1863 г. освобожден от пошлины хлопок-сырец. Возрос ввоз в Россию хлопка, пряжи, машин, оборудования, чая, кофе. Вывозился из страны в основном хлеб.

В интересах отечественных промышленников, прежде всего для развития машиностроения, заводам, имеющим паровой или  гидравлический двигатель с 1861 г предоставлялось право на получение  из-за границы без уплаты пошлины чугуна и железа в требуемом количестве.

 

В 1864 г это положение было распространено на любые машиностроительные заводы, которые занимались производством и ремонтом любых машинных приборов, механизмов, пароходов, мостов и т.п. За период 1861 – 1871 гг. эту льготу получил 141 завод, хотя реально ей смогли воспользоваться только 119 предприятий.

Развитие промышленности в России, расширение железнодорожной сети и  водного транспорта способствовали расширению торговых связей. В период господства фритредерских тенденций  на началах взаимного благоприятствования  были заключены торговые договора и  соглашения с Францией (1857, 1874 гг.), Англией  и Бельгией (1858 г.), Австро-Венгрией (1860 г.), Италией (1863 г Гавайями (1869 г), Швейцарией (1872 г), Перу (1874 г.), Испанией (1876 г).

В 1865 г .состоялся очередной пересмотр тарифа. Изменения были направлены на сокращение числа статей тарифа путем соединения некоторых из них, имевших однородный характер, а также упразднения тех статей, которые приносили незначительный доход. В целом это свидетельствовало об общем понижении пошлин. 

    • Таможенный тариф 1868 г.

Новый тариф 1868 г также отвечал принципам свободной торговли, но имел при этом ряд особенностей. Во-первых, понижение ввозных пошлин затронуло в основном сырьевые и потребительские товары с целью поощрения их ввоза, противодействия контрабанде и увеличения таможенного дохода. В тарифе 1868 г. были отменены пошлины по 16 статьям, уменьшены ставки по 152 статьям (на 1410 тыс. руб.) и увеличены по 35 статьям (на 260 тыс. руб.). Таможенное обложение, составлявшее в 1850–1852 гг. 34% цены, в 1862 г. не превышало 16%. Значительно были понижены пошлины на привозное сырье и полуобработанные материалы в тарифе 1868г.

 

 

Во-вторых, тарифом 1868 г вводилась пошлина на машины, повышалась пошлина на шерстяную и льняную пряжу, полотно, шелк, шелковые ткани, а также некоторые другие товары, что свидетельствовало возросшем влиянии заинтересованных группировок торгово-промышленного класса на сам процесс выработки и принятия правительственных решений в области внешнеэкономической деятельности. Следует также отметить и еще одно обстоятельство – последующее десятилетие было ознаменовано быстрым развитием обрабатывающей промышленности и железнодорожного строительства. В 1860 – 1870 гг. практика предоставления индивидуальных таможенных льгот для отдельных компаний (например, для строящих железные дороги, мосты и т.д.) продолжалась широко применяться. Железные дороги в России до конца 70-х гг. XIX в. строились почти исключительно из импортного, беспошлинно ввозимого материала.

Рост внешней торговли, которому способствовал таможенный тариф 1868 г негативно сказался на состоянии торгового баланса страны – за 1869 – 1876 гг. среднегодовое отрицательное сальдо составило огромную сумму в 75,6 млн. руб. С другой стороны, понижение ставок повлияло на возрастание суммы таможенных доходов в казну. За 1868 – 1875 гг. она составила в среднем 53,32 млн. рублей, что в процентном соотношении составило более чем 50% прироста дохода.

Подводя итог сказанному, следует  отметить, что, несмотря на определенные успехи, таможенно-торговая политика России в период фритредерства в целом  не оправдала надежд правительства. Таможенные тарифы 1850 г и 1857 г не смогли обеспечить ни крупный рост таможенного дохода, ни увеличение положительного внешнеторгового сальдо, ни заметное развитие промышленности. Хотя таможенный тариф 1868 г. и стимулировал значительный прирост производства в главных отраслях отечественной промышленности, однако, в период его действия  страна имела огромный отрицательный внешнеторговый баланс. За 1851-1876 гг. Россия, бесспорно, сделала заметный шаг вперёд в своём развитии, но он оказался явно недостаточным для коренного улучшения её социально-экономического положения.

 

 

    • Таможенная охрана России. В XIX в. 1. Совершенствование структуры управления
    • Расширение территории Российской империи, активизация внешней торговли потребовали увеличения количества таможенных органов, а практика организации таможенного дела — совершенствования управления таможенной охраной.
    • В 1800 г. восстанавливается компетенция Коммерц-коллегии, которая была разделена на семь экспедиций. Первая ведала делами внешней торговли, а также представляла предложения об изменениях в таможенном тарифе и торговом уставе.
    • 8 сентября 1802 г. был принят высочайший манифест об учреждении министерств, по которому таможенные учреждения остались в составе Министерства коммерции.
    • 25 июня 1811 г. подписан манифест об учреждении Министерства финансов, куда входил Департамент внешней торговли. Его директором был назначен Михаил Алексеевич Обресков. Департамент состоял из двух отделений: внешних сношений и таможенного. На таможенное отделение возлагался широкий круг обязанностей. Ему вменялось вести дела, в которых содержались «сведения о состоянии таможенных округов, таможен и застав по всему государству; срочные ведомости о приходящих и отходящих кораблях, о привозимых и отпускаемых товарах, с них собираемых; собрание генеральных и частных карт пограничных и прибрежных мест по всей таможенной линии, со значением больших и малых дорог, как ныне существующих, так и закрытых, пограничных и водных сообщений, равно и морских берегов, удобных к пристанищу судов и выгрузке товаров; наблюдение за исправностью и верностью пошлинных сборов; дела по конфискации и продаже товаров и по торговле нейтральной; дела до зданий таможенных, относящихся к снабжению их всем нужным; снабжение таможен и застав штемпелями и книгами; дела об определении и увольнении чиновников, служителей и маклеров, о награде и производстве их; дела следственные по жалобам и доносам о преступлении должности; управление типографией для печатания прейскурантов, видов торговли и пр.».

Информация о работе Структура таможенных органов Российской империи XIX века