Структура таможенных органов Российской империи XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 13:35, реферат

Описание работы

Тем более, если учитывать, что к тому времени у России не было столько опыта в проведении грамотной таможенной политики для стабильного ее осуществления, в отличие от некоторых развитых стран Европы - Германии, Англии, Франции. Ведь даже они имели промахи во внешней торговле и политике.
К тому же в начале XIX в. на международной арене сложилась сложная политическая ситуация. Множество европейских стран были вовлечены в конфликты между Англией и Францией, в том числе и Россия. У России наблюдались проблемы в отношениях и с азиатскими странами, например, с Ираном.

Содержание работы

Введение.
Таможенная политика Российской Федерации 1801-1868 год.
Таможенная охрана России. В XIX в.
Заключение
Список, использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по истории таможеннгго дела.docx

— 43.96 Кб (Скачать файл)

 

    • Совещание закончилось принятием протокола, в котором говорилось; «Высочайший манифест об окончательном устройстве Министерства финансов, из учреждения оного положения, главы девятой о составе и предметах Департамента внешней торговли, глава десятая — обозначении предметов каждого отделения и глава первая на десять в составе столов по отделениям и особенного счетного стола. В заключение министр финансов рекомендовал при сем всем чиновникам в исполнение обязанностей поступать
    • Увольнение чиновников и служителей по таможням и заставам, о наградах и производстве их; об определении и увольнении маклеров; о таможенных зданиях.
    • Счетным столом руководил директор. Счетный стол получал из всех таможен и застав срочные ведомости, счета и книги о приходе и расходе пошлинного сбора по каждой таможне и заставе, сколько указанного поступило и сколько куда отправлено; о привозимых и отпускаемых товарах и на какую цену по каждой таможне и заставе, о провозимых через таможни денежных знаках; о приходящих и отходящих судах. В обязанности счетного стола входило также сравнение получаемых от консулов и агентов ведомостей, о количестве отправляемых в Россию товаров с ведомостями и объяснениями таможен, направление своих замечаний на рассмотрение директора. Ежегодно составлялись генеральные ведомости о состоянии торговли, содержащие сведения о количестве кораблей, из каких мест и каких государств прибыли, сколько каких товаров по главнейшим их родам и на какую цену каждого вывезено, сколько кораблей отплыло и в какие места, с какими товарами, как часто по каждой таможне в отдельности и по всем вместе, о состоянии торговли по сухопутной границе; о пошлинном сборе по всему государству и в какой момент в таможнях и заставах состояло и что находилось в ведении государственного казначейства; общий баланс торговли.

 

 

 

Таковы  были компетенция и устройство Департамента внешней торговли.

 

    • 19 декабря 1821 г. директором департамента был назначен Дмитрий Гаврилович Бобиков. Он находился на этом посту до 1835 г.
    • Это был период, когда во главе Министерства финансов находился Е. Ф. Канкрин. Правительство России активно проводило политику протекционизма, которая была нацелена на решение задачи по осуществлению промышленного переворота в России.
    • Первый опыт индустриализации страны показал, что выполнение намеченных планов потребует огромных усилий. Прежде всего, государство не имело свободных капиталов для создания предприятий легкой и химической промышленности.

 

Значительный  вклад в осуществление промышленного переворота внесло таможенное ведомство, возглавляемое Д. Г. Бибиковым. Активно сотрудничая с министром финансов Е. Ф. Канкрином и опираясь на разработанную им теорию таможенной политики, Д. Г. Бибиков сумел увеличить таможенные доходы на 250 % и обеспечить поступление в государственную казну необходимых средств.

Благодаря его стараниям активно работала комиссия по совершенствованию законопроектов, обеспечивающая увеличение торговых оборотов.

Предгфинимались меры по борьбе с контрабандой. В период руководства Д. Г. Бибикова сложилась система борьбы с незаконным перемещением товаров через границу и таможенно-пограничная стража превратилась в пограничную стражу, формируемую по армейскому образцу. Ряд преобразований произошли в таможенных органах, которые приобретали опыт регулирования внешней торговли в период активизации экспорта и ввоза оборудования для фабрик и заводов из промышленно развитых стран.

Была  проведена значительная работа по созданию таможенных органов на Северном Кавказе. В указанный период в свет вышел  ряд законодательных документов, в соответствии с которыми строилась  таможенная политика в отношениях с  сопредельными государствами.

1835 — 1850 гг., когда директором Департамента  внешней торговли был назначен  Д. С. Языков, явились для России периодом подъема промышленности и активизации внешнеэкономической деятельности, которая способствовала осуществлению промышленного переворота. К этому вре-мени спрос на товары широкого потребления в центральной части России был в основном удовлетворен, и Департамент внешней торговли значительную часть экспортных товаров легкой и химической промышленности направлял на восток и юг страны.

Создание  промышленных предприятий способствовало росту численности профессиональных кадров, набиравшихся из крестьян. Начал складываться рынок рабочей силы.

 

Прогрессивная общественность России склонялась к  мнению об отмене крепостничества. На фоне успешного промышленного развития страны проводилась протекционистская таможенная политика, и обеспечивался значительный рост таможенных доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Анализ  развития таможенных учреждений показывает, что в течение XIX в. система таможенной охраны в основном сложилась. Она  вполне соответствовала различным  требованиям того времени. Структура  таможен и укомплектование кадрами  также совершенствовались.

 

В течение XIX в. таможенная политика России меняла свои ориентации несколько раз, переходя к протекционистским мерам  и обратно к фритредерским. Абсолютными  преимуществами не обладал ни один из этих направлений. Но, на мой взгляд, большую пользу казне и уверенность  в сохранении отечественной промышленности приносила умеренно-покровительственная  политика. Тем более, если учитывать, что российские товары обладали низкой конкурентоспособностью.

 

В конце XIX в. в России осуществлялась протекционистская политика, которая хоть и была зажата рамками договоров с Германией, но все же сдерживала натиск германского империализма. Защитные меры были ослаблены договорами 1894 и 1904 гг., поэтому сдержать движение иностранного капитала в страну данная политика не смогла.

 

Развернулось  экономическое и финансовое порабощение  России. Она потеряла статус самостоятельной  экономической державы и отставала  в своем развитии в несколько  раз от США, Англии, Германии.

 

Однако  опыт защиты экономических интересов  России таможенными методами на рубеже XIX - XX вв. имеет непреходящее значение и в современных условиях.

 

 

 

Список, использованной литературы:

1.Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики Рос 3-е изд., доп. / Под общ. ред. А. Е. Жерихова. - М: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. - 592 с.

2. Соломеин А.Ю. Краткий курс лекций. – СПб: РИО СПб филиала РТА, 2006. – 113 с.

3.М.М. Шумилова «История торговли и таможенного дела в России IX – XVII вв.» (СПб., 1999).

4. А. А. Литовченко . История таможенного дела и таможенной политики


Информация о работе Структура таможенных органов Российской империи XIX века