Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 06:04, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является рассмотрение сущности экономики таможенного дела.
Задачами курсовой работы является:
-рассмотрение теоретических основ экономики таможенного дела.
- развитие таможенного дела в экономики страны.
-изучение экономических проблем и перспектив таможенной деятельности.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Введение
Актуальность
курсовой работы. Сущность экономики таможенного
дела состоит в раскрытии всех категорий
и понятий таможенного законодательства
РФ, раскрытии системы таможенных платежей,
оказания их консультационных услуг и
раскрытии особенностей таможенного регулирования
РФ.
Таможенное дело - это процесс, который
проявляется в сфере торговых и меж экономических
связей внутри между государствами. Экономические
цели таможенного дела достигаются посредством
пополнения государственного бюджета
путем взимания таможенных платежей при
перемещении товаров и транспортных средств
через таможенную границу и способствует
решению экономических проблем. На современном
этапе развития большая часть поступлений
в доходную часть федерального бюджета
приходится на таможенные пошлины, таможенные
сборы и платежи, сбор которых входит в
компетенцию таможенных органов. Таможенное
дело носит многоцелевой характер и служит
удовлетворению разнообразных интересов
и потребностей общества.
Я считаю, что тема моей курсовой работы
актуальная в настоящее время т.к она является
основой изучения предмета «Экономика
таможенного дела».
Актуальность экономики
Целью моей курсовой работы является рассмотрение сущности экономики таможенного дела.
Задачами курсовой работы является:
-рассмотрение теоретических основ экономики таможенного дела.
- развитие таможенного дела в экономики страны.
-изучение экономических
проблем и перспектив
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы экономики таможенного дела.
Таможенное дело берет свое начало от зарождения товарного хозяйства и торгового обмена, от простейших форм налогообложения глубокой древности. Происходит разделение труда внутри государств, где экономика достигла такого уровня развития внутри них и в межгосударственном масштабе. Возникают определенные сборы за перевоз товаров, место продажи и т.д.
Термин "таможенное дело" (таможенная деятельность) происходит от слова "тамга", которое употреблялось в России в XIII - XV вв. применительно к сбору с торговых сделок. От слова "тамга" в дальнейшем образовался глагол "тамжить", т.е. облагать товар пошлиной.
Таможенное дело — совокупность методов и средств обеспечения
соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и
запретов и ограничений, связанных с перемещением товаров и транспо
В нормативных правовых актах содержались различные определения понятия таможенного дела. Например, под таможенным делом в РФ согласно ст.1 Таможенного Кодекса РФ понималась сама таможенная политика РФ, а также порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Общее руководство таможенным делом в РФ осуществляют Правительство РФ, премьер-министр РФ и Президент РФ. Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ, является Государственный таможенный комитет РФ.
Из самого словосочетания "таможенное дело" следует, что оно в собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную - таможенную, поэтому и характеризовать его нужно, прежде всего, как деятельность.
Отнесение таможенного дела к ведению
федеральных органов
Экономические цели таможенного дела
достигаются посредством
Таможенный кодекс определяет общее направление развития таможенного дела - гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой.
Специфика внутригосударственного таможенного
регулирования проявляется
Таким образом, таможенное дело охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.
Согласно ТК ТС, таможенное
дело представляет собой совокупность
методов и средств обеспечения соблюдения
мер таможенно-тарифного регулирования
и запретов и ограничений, установленных
в соответствии с законодательством РФ
о государственном регулировании внешнеторговой
деятельности, связанных с перемещением
товаров и транспортных средств через
таможенную границу.
Таким образом, таможенное дело — это
деятельность по обеспечению соблюдения
таможенных правил.
Элементы современного таможенного дела:
*принципы перемещения через
таможенную границу товаров и транспортных
средств;
*таможенные режимы;
*таможенно-тарифное регулирование и взимание
таможенных платежей;
*таможенное оформление;
*таможенный контроль;
*предоставление таможенных льгот;
*ведение таможенной статистики и Товарной
номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
*правовая регламентация ответственности
за правонарушения в сфере таможенного
дела.
Регулятивные цели
таможенного дела достигаются посредством
установления ставок экспортных и импортных
пошлин на товары, перемещаемые через
таможенную границу РФ, а также путем установления
запретов и ограничений на ввоз и вывоз
товаров, лицензирования, выдачи разрешений
на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом
иных мер.
Фискальное начало экономической цели
состоит в пополнении доходной части федерального
бюджета, так как один из существенных
источников это именно платежи в сфере
внешней торговли.
Социальная цель
выражается в том, что развитие таможенного
дела невозможно без гармонизации и унификации
с общепринятыми международными нормами
и практикой.
Правоохранительные цели
таможенного дела заключаются в защите
государственной безопасности страны,
общественного порядка, жизни и здоровья
людей, нравственности, моральных устоев
и культурных ценностей общества; в охране
животных, растений и окружающей природной
среды; в обеспечении интересов российских
потребителей в ввозимых товарах; в борьбе
с незаконным перемещением через таможенную
границу РФ наркотических средств, оружия,
предметов художественного, исторического
и археологического достояния и т.д.
Итак, в системе органов
Взимание различных таможенных платежей обеспечивает пополнение государственного бюджета страны и достижение экономических целей таможенного дела.
Стабилизация положения в
2.1. Основные экономические задачи и функции таможенных органов.
Экономические задачи, стоящие
перед таможенной службой Российской
Федерации непосредственно
Такими задачами являются:
· участие в разработке таможенной политики
Российской Федерации и ее реализация
·обеспечение в пределах своей компетенции
экономической безопасности РФ
·защита экономических интересов РФ
·взимание таможенных пошлин и иных таможенных
платежей
·участие в разработке мер экономической
политики в отношении товаров, перемещаемых
через таможенную границу РФ и реализация
этих мер
· ведение борьбы с контрабандой и НТП
·ведение таможенной статистики и статистики
внешней торговли РФ
·ведение ТНВЭД
·содействие развитию внешнеэкономических
связей
·осуществление валютного контроля в
пределах своей компетенции.
Круг экономических
задач таможенного дела широк и многообразен.
Наиболее трудным является практическое
осуществление таможенными органами конкретных
задач и полномочий в сфере таможенного
дела, что обусловлено постоянно изменяющимися
обстоятельствами в РФ – экономическими,
политическими, социальными и др. В укреплении экономической
безопасности РФ принимают участие все
органы государственной власти.
Экономические интересы государства и
их защита имеют различные аспекты: существуют,
например, внутриэкономические интересы
и внешнеэкономические. При этом внутриэкономические
задачи могут быть связаны с развитием
промышленного комплекса, транспорта,
связи, строительства и др.
При
разработке мер экономической политики
в отношении товаров, перемещаемых через
таможенную границу, таможенные органы
участвуют в установлении ограничений
на ввоз в Россию и вывоз из нее товаров
и транспортных средств. Такие ограничения
могут включать квотирование, лицензирование,
установление минимальных и максимальных
цен, а также другие меры регулирования
взаимодействия российской экономики
с мировым хозяйством. При этом таможенные
органы не только участвуют в разработке
мер экономической политики, но и практически
осуществляют составляющие эти ограничения
конкретные меры.
Таможенные
органы осуществляют ведение ТН ВЭД, т.е.
обеспечивают слежение за изменениями
и дополнениями международной основы
ТН ВЭД (Гармонизированной системы описания
и кодирования товаров), международными
пояснениями и другими решениями по толкованию
этой основы, приводят ТН ВЭД в соответствии
с ее международной основой.
Таможенно-тарифное
регулирование, способствуя заключению
внешнеторговых соглашений между субъектами
РФ, странами СНГ, а также странами дальнего
зарубежья.
К мерам экономической политики относятся установление запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, минимальных и максимальных цен; лицензирование, квотирование и другие меры регулирования взаимодействия российской экономики с мировым хозяйством.
В ТК ТС приводится перечень оснований для запрещения ввоза или вывоза конкретного товара или транспортного средства: соображения государственной безопасности; защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья и т.п. Перечень оснований для запрещения ввоза в РФ и вывоза из нее товаров и транспортных средств является открытым: он может быть дополнен и другими основаниями исходя из иных экономических и политических интересов РФ, обозначенных в законодательных актах и международных договорах РФ.
Наряду с полным запретом в отношении ввоза в РФ и вывоза из РФ товаров и транспортных средств допускается применение таких мер экономической политики, как различные ограничения: товарные ограничения - ограничения на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств; ограничения по времени - ограничения на ввоз и вывоз товаров, действующие в течение определенного времени; квотирование - количественные ограничения экспорта и импорта товаров; географические ограничения - ограничения, связанные с отдельными странами или группами стран.
Квотирование как мера экономической политики представляет собой введение количественных и стоимостных ограничений ввоза и вывоза товаров на определенный срок, по отдельным видам товаров, странам или группам стран. В РФ экспорт и импорт осуществляется без количественных ограничений. Квотирование экспорта вводится Правительством РФ в исключительных случаях (для обеспечения национальной безопасности РФ и др.). Квотирование импорта применяется как защитная мера в случаях, когда возникает угроза причинения ущерба производителям подобных им конкурирующих товаров на территории РФ. Может служить в качестве ответной меры на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров.
В целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении экспорта и импорта вооружений, военной техники и товаров двойного назначения действует система экспортного контроля. Номенклатура подпадающих под экспортный контроль вооружений, военной техники, отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно - технической информации и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, определяется перечнями и списками, устанавливаемыми указами Президента РФ по представлению Правительства РФ. Президент РФ в целях обеспечения национальной безопасности РФ вправе вводить признанные международным правом экономические санкции, регулирует сотрудничество в военно-технической области, определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющихся материалов, вводя соответствующие запреты и ограничения.