Сущность экономики таможенного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 06:04, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является рассмотрение сущности экономики таможенного дела.
Задачами курсовой работы является:
-рассмотрение теоретических основ экономики таможенного дела.
- развитие таможенного дела в экономики страны.
-изучение экономических проблем и перспектив таможенной деятельности.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 44.13 Кб (Скачать файл)

Ввоз и вывоз товаров и  транспортных средств, подпадающих  под действие мер экономической  политики, допускается таможенными  органами при условии соблюдения требований, установленных актами законодательства РФ и международными договорами РФ. Расходы, возникшие у лица, перемещающего  товары, либо у перевозчика в связи  с введением указанных ограничений, государственными органами РФ не возмещаются.

Таможенное дело снижает внутреннюю угрозу экономической безопасности страны посредством предотвращения деформаций в топливно-энергетическом и сырьевом комплексах, повышает конкурентоспособность  национальной экономики, укрепляет продовольственную безопасности страны и т.д.

Таможенные органы в деле обеспечения  экономической безопасности страны применяют различные меры экономической  политики.

    1. Экономические задачи современной таможенной политики.

Согласно ТК ТС в России осуществляется единая таможенная политика. Целями таможенной  политики является: обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного  контроля, участие в реализации торгово-политических задач по защите рынка, стимулирования  развития национальной экономики.  
 
Экономические задачи:

1) участие в разработке таможенной политики (система государственных, экономических и таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите экономических интересов страны и решению фискальных задач) РФ и ее реализация.

2) обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности страны (такое состояние экономики и институтов власти, при которой обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов).

3) обеспечение в пределах свой компетенции единства таможенной территории (сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними) страны.

4) организация применения  и совершенствование средств таможенного  регулирования хозяйственной деятельности, исходя из приоритетов развития экономики страны и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мирохозяйственных связях.

5) организация и совершенствование таможенного дела (там. политика РФ, а также порядок и условия перемещения через там. границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь) в РФ.

6) обеспечение участия  России и в международном сотрудничестве по таможенным вопросам (на уровне СНГ и ВТО).

7) взимание таможенных  пошлин, налогов и иных таможенных  платежей.

8) создание условий, способствующих  интенсификации товарооборота.

9) ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики (отрасль экономической статистики, предусматривает сбор, обработку информации и анализ данных о перемещении товаров через таможенную границу. Её объектами являются все товары ввоз и вывоз которых соответственно увеличивает или уменьшает материальные ресурсы страны) РФ.

10) ведение Товарной номенклатуры  внешнеэкономической деятельности.

11)содействие развитию  внешнеэкономических связей республик  и регионов в составе РФ, а  также предприятий, учреждений и граждан.

12) осуществление валютного  контроля в пределах своей  компетенции.

 

 

 

2.2 Тарифное регулирование  как основной инструмент таможенного  дела в обеспечении экономического  развития страны

Тарифное регулирование  в таможенном деле - это меры государственного воздействия на внешнеэкономические  связи страны, основанные на использовании  ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот.

Система тарифных мер регулирования  включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ или вывоза товара с этой территории.

Основные цели таможенного  тарифа:

рационализация товарной структуры ввоза товаров в  РФ,

поддержание рационального  соотношения вывоза товаров и  ввоза товаров, валютных доходов  и расходов на территории РФ;

создание условий для  прогрессивных изменений в структуре  производства и потребления товаров  в РФ;

защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной  конкуренции;

обеспечение условий для  эффективной интеграции РФ в мировую  экономику и др.

К числу таможенных платежей отнесены: таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые  в установленном порядке таможенными  органами РФ.

Взиманием таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей ведают соответствующие подразделения  таможенных органов, а на уровне ГТК - Управление федеральных таможенных доходов.

Таможенная пошлина - обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными  органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Уплата таможенной пошлины  носит обязательный характер и обеспечивается государственным принуждением. Таможенная пошлина взимается без встречного удовлетворения, т.е. не представляет собой  плату за услуги.

Основной принцип регулирования  таможенно-тарифных отношений - принцип  одностороннего установления государством таможенных пошлин. Указанный в таможенном тарифе денежный размер пошлины (платежа), подлежащий взиманию таможенными органами за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию РФ или вывозимый с этой территории, называется ставкой таможенной пошлины. Ставки таможенных пошлин в РФ определяются Правительством РФ и периодически меняются.

В зависимости от метода исчисления различаются следующие  виды ставок таможенных пошлин:

адвалорные, начисляемые  в процентах к таможенной стоимости  облагаемых товаров;

специфические, начисляемые  в установленном размере за единицу  облагаемых товаров;

комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного  обложения.

Допускается установление тарифных льгот и преференций по таможенному  тарифу. Под тарифной льготой понимается предоставление на условиях взаимности или в одностороннем порядке  льготы в отношении товара, перемещаемого  через таможенную границу РФ, в  форме возврата ранее уплаченной пошлины, освобождение от уплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Под тарифными преференциями  понимаются специальные преимущества, предоставляемые при обложении  таможенными пошлинами для всех или нескольких товаров отдельных  стран и не распространяющиеся на товары других стран. Допускается установление преференций в отношении товаров: происходящих из стран, образующих вместе с РФ зону свободной торговли или  таможенный союз; происходящих из развивающихся  стран, пользующихся схемой преференций  РФ, например Албания, Алжир, Куба, Монголия и др.

Таможенные привилегии - это преимущества, предоставляемые  определенным физическим, должностным  лицам при перемещении через  таможенную границу РФ товаров, транспортных средств, ценностей, личных вещей и других предметов. Проявляются в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или других платежей, либо упрощений процедуры пропуска через таможенную границу товаров и иных предметов, либо полного неприменения таких процедур.

Таможенные пошлины классифицируются по разным критериям. По объекту взимания различают: ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) пошлины. Транзитные пошлины  в РФ не взимаются.

Ввозные и вывозные таможенные пошлины устанавливаются в целях  регулирования операций по импорту  и экспорту, в том числе для  защиты внутреннего рынка РФ и  стимулирования прогрессивных структурных  изменений в российской экономике. Ввозные пошлины выполняют протекционистскую  функцию, защищая внутренний рынок  от конкурентов. Вывозные пошлины выполняют  фискальную функцию таможенно - тарифного  регулирования. В настоящее время  вывозные пошлины в России отменены.

В целях оперативного регулирования  ввоза и вывоза товаров устанавливаются  сезонные пошлины. Отдельную графу  образуют так называемые особые пошлины, временно применяемые к ввозимым товарам в целях защиты экономических  интересов РФ. К их числу относятся: специальные, антидемпинговые и  компенсационные пошлины.

Специальные пошлины применяются  в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию в  количествах и на условиях, наносящих  ущерб отечественным производителям; либо как ответная мера на дискриминационные  и иные действия, ущемляющие интересы РФ со стороны других государств или  их союзов.

Антидемпинговые пошлины  применяются в случаях ввоза  на таможенную территорию товаров по цене более низкой, чем их нормативная  стоимость в стране вывоза на момент этого ввоза.

Компенсационные пошлины  применяются к ввозимым на таможенную территорию товарам, при производстве или вывозе которых прямо или  косвенно использовались субсидии.

В отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, действующим  законодательством предусматривается  уплата не только таможенных пошлин, но и иных платежей, охватываемых понятием тарифных мер регулирования: налог  на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы за таможенное оформление, таможенные сборы за хранение товаров, таможенные сборы за таможенное сопровождение  товаров, сборы за выдачу лицензий таможенными  органами РФ, сборы за выдачу квалификационного  аттестата специалиста по таможенному  оформлению.

Основой для исчисления таможенных платежей является таможенная стоимость  товара. Под таможенной стоимостью товара понимается цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы.

Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом или  иными лицами в соответствии с  ТК РФ до или одновременно с принятием  таможенной декларации. Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный  ТК РФ, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения  установленного срока подачи таможенной декларации.

Таможенные платежи уплачиваются таможенному органу, производящему  таможенное оформление товаров, или  на складах которого происходит хранение товаров либо осуществляющему информирование, консультирование, принятие предварительного решения и т.д.

Таможенные платежи уплачиваются как в валюте РФ, так и в иностранных  валютах, курсы которых котируются Банком России, за исключением случаев, когда такой платеж может быть уплачен только в иностранной  валюте.

Неуплаченные таможенные платежи взыскиваются таможенными  органами в бесспорном порядке независимо от времени обнаружения факта  неуплаты, за исключением взыскания  платежей с физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу  не для коммерческих целей, с которых  взыскивание производится в судебном порядке. [18, с.16]

Итак, таможенные пошлины  выполняют ряд функций. Самыми важными  из них являются следующие:

1) Регулирующая функция  - позволяет государству регулировать  внешнеторговые отношения, изменять  баланс импорта и экспорта  в нужную сторону, позволяет  выбирать приоритетные области  экспорта, импорта и регулировать  общий поток товаров в пределы  и за пределы государства.

2) Фискальная функция  - эта функция таможенных пошлин  состоит в том, чтобы наполнять  казну государства, т.е. доходную  часть государственного бюджета  за счет уплаты импортерами  (в основном), а также экспортерами  таможенных платежей за ввоз  или вывоз товаров за территорию  государства.

3) Контролирующая функция  - состоит в том, что благодаря  таможенным пошлинам, платежам, их  валовой сумме можно судить  об объеме экспорта и импорта  товаров. Можно оценить внешнеторговое  сальдо, а также структуру экспорта  и импорта и на основе этих  данных воспользоваться регулирующей  функцией для стимуляции экспорта  в определенной отрасли производства, или создать благоприятные условия  для развития отстающих отраслей. Итак, в системе органов государственного  управления внешнеэкономической  деятельностью (ВЭД) особая роль  отводится таможенной службе  как наиболее динамично развивающейся,  своевременно и качественно обслуживающей  участников ВЭД. Эта роль обусловлена  ростом масштабов внешнеэкономических  связей. Значимость деятельности  таможенной системы обусловлена  тем обстоятельством, что самым  стабильным источником доходной  части федерального бюджета России  являются таможенные налоги и  сборы.

Информация о работе Сущность экономики таможенного дела