Сущность экономики таможенного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 06:04, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является рассмотрение сущности экономики таможенного дела.
Задачами курсовой работы является:
-рассмотрение теоретических основ экономики таможенного дела.
- развитие таможенного дела в экономики страны.
-изучение экономических проблем и перспектив таможенной деятельности.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 44.13 Кб (Скачать файл)

Взимание различных таможенных платежей обеспечивает пополнение государственного бюджета страны и достижение экономических  целей таможенного дела.

Стабилизация положения  в стране зависит от фискальных доходов, взимаемых таможенными органами с участников ВЭД.

 

  1. Экономические проблемы и перспективы таможенной деятельности.

Сегодня таможенная служба России насчитывает  около 60 тысяч сотрудников, в подчинении Государственного таможенного комитета находится 16 региональных таможенных управлений, 160 таможен, 512 таможенных постов.

В 2006 г. по данным Федеральной таможенной службы РФ внешнеторговый оборот РФ составил 436,1 млрд. долларов и по сравнению  с 2005 годом вырос на 28,3%. Объем  торговли со странами дальнего зарубежья  вырос на 28,7% - до 371,4 млрд. долларов, со странами СНГ - на 25,4%, до 64,7 млрд. долларов. Крупнейшим экономическим партнером  России остается Европейский Союз, на его долю в 2006 году пришлось 53,2% российского  товарооборота (в 2005 году - 52,1%), на страны СНГ - 14,8% (15,3%), на страны ЕврАзЭС - 7,8% (7,8%), на страны АТЭС - 16,9% (16,1%).

Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ в 2006 году перечислила в федеральный  бюджет 2 трлн.863 млрд.990 млн. рублей. В  структуре платежей порядка 85% занимают экспортные пошлины, 15% - импортные пошлины. ФТС в 2005 году обеспечила 42% поступлений  в федеральный бюджет.

В 2007 г. ФТС также справилась с  плановым заданием по сбору платежей, несмотря на возникшие в начале года сложности с его выполнением. Годовой план составлял 3,1 триллиона  рублей. В первом квартале 2007 года ФТС перечислила в федеральный бюджет 678,51 миллиарда рублей, за шесть месяцев - 1,4 триллиона рублей. За год Федеральная таможенная служба (ФТС) России перечислила в федеральный бюджет 3 трлн.253,82 млрд. рублей, что на 2,1% превышает годовое плановое задание.

За январь 2008 года таможенными органами в доход федерального бюджета  перечислено 274,77 млрд. рублей, что на 5,05 млрд. больше запланированного задания. Плановое задание выполнено на 101,87%.

ФТС России сообщает, что за август 2008 года таможенными органами в доход  федерального бюджета перечислено 429,51 млрд. рублей, что на 26,09 млрд. больше запланированного задания. Плановое задание  выполнено на 106,47%.

На современном этапе можно  выделить три финансово-экономические  проблемы, решаемые таможенными органами в ходе реализации таможенной политики государства.

Первая. Формирование состава и товарной структуры потребительского рынка РФ и создание конкурентной среды.

Вторая. Защита отечественных производителей от экспансии мирового рынка и доступа на российский рынок дешевых, некачественных товаров, прежде всего потребительских.

Третья. Обеспечение поступлений средств от взимания таможенных пошлин и налогов в доходную часть федерального бюджета.

На первом месте стоит проблема формирования потребительского рынка  и создания конкурентной среды. Потребительский  рынок в стране должен быть сформирован  и государство должно принимать  действенные меры по его развитию и совершенствованию. Рынок товаров и услуг формируется за счет двух источников:

*отечественное производство (реальный сектор экономики) и материальные запасы и государственные резервы.

*импорт продукции за счет функционирования мирового рынка.

Состояние потребительского рынка  затрагивает интересы населения  страны, а поэтому федеральные  и региональные власти должны уделять  приоритетное внимание составу и  товарной структуре потребительского рынка. Насыщенность потребительского рынка по составу и структуре  ведет к созданию конкурентной среды, стабилизации и даже снижению оптовых  и розничных цен на потребительские  товары.

Основным инструментом федерального государственного регулирования внутреннего  рынка страны в процессе взаимодействия с мировым рынком является таможенный тариф.

Однако, существуют и нетарифные меры внешнеэкономического регулирования, которые устанавливаются правительством и являются исключительными мерами оперативного регулирования внешнеэкономической  деятельности, применяемыми в отношении  ряда товаров. К ним относятся: лицензирование, квотирование, сертификация, о которых  было сказано выше.

Вторая по приоритетности проблема решается таможенным комитетом, прежде всего, за счет своевременного пересмотра и уточнения уровня таможенных импортных  пошлин.

Третья проблема решается таможенными органами с помощью набора следующих таможенных инструментов (таможенных платежей): таможенная пошлина, НДС, акцизы, сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действий лицензий, сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата, таможенные сборы за таможенное оформление, плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах.

В целях развития отечественного потребительского рынка необходимо постоянно следить  за составом и структурой товарного  импорта, чтобы вовремя пересматривать отдельные номенклатурные позиции  и регулировать (увеличивать или  уменьшать) импортные таможенные пошлины. Например, рынок России перенасыщен  по алкогольным напиткам, сигаретам, мебели, шоколадным изделиям, текстильной  и трикотажной одежде и др. По этим позициям следует увеличивать  таможенные пошлины. Это будет способствовать развитию отечественного производства и реализации отечественных товаров.

Таким образом, внешняя торговля, регулируемая таможенными органами, играет важную роль в формировании потребительского рынка Российской Федерации и  его отдельных сегментов, что  является главной экономической  задачей на данный момент развития государства. А таможенная политика - сложный механизм деятельности государства, затрагивающий комплекс интересов  страны, регионов, предпринимателей, населения, в том числе их материальные и  финансовые интересы. Пользоваться этим механизмом надо обдуманно, тщательно  взвесив взаимосвязи интересов, тенденции их изменения.

Главным в таможенной политике является:

*установление оптимальных размеров импортно-экспортных пошлин

*своевременный пересмотр установленных тарифов в связи с изменением ситуации на внутреннем и внешнем рынках

*определение коэффициентов увеличения или снижения уровня таможенных тарифов по каждой номенклатурной группе товаров

*более активное использование лицензирования, квотирования и сертификации товаров.

Для решения задач и проблем, стоящих перед таможенными органами страны, необходимо:

-постоянно повышать квалификацию специалистов таможенных органов, особенно тех из них, кто разрабатывает и обосновывает проекты изменений ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ

-увеличить аппарат, занимающийся научными исследованиями и разработкой методических рекомендаций по совершенствованию таможенной политики и повышению эффективности работы таможенной системы страны

-усилить контакты (наладить тесные связи) Государственного таможенного комитета РФ с Минфином РФ, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, реальным сектором экономики, регионами.

Необходимо также думать и долгосрочной перспективе таможенной дела. Важно  обеспечить разумный баланс между тремя  основными функциями таможни - фискальной, регулирующей и защитной.

Внешняя торговля традиционно играет важную роль в развитии экономики  любого государства. Один из основных рычагов, с помощью которого государство  влияет на внешнюю торговлю, это  таможенная политика. Ограничивая или  стимулируя ввоз и вывоз конкретных товаров, можно решать самые разные проблемы: наполнять доходную часть государственного бюджета, поддерживать отечественных производителей, насыщать внутренний рынок определенными товарами, создавать благоприятные условия для экспорта отечественной продукции, что является важнейшими экономическими задачами страны.

Основная задача государства заключается  в разработке программы постепенного импортного замещения путем восстановления и развития отечественных производств. Действующее таможенное законодательство содержит довольно большое количество практически не работающих норм, которые  могут широко использоваться для  развития различных отраслей промышленности. Превращение таможенной политики в  действенный механизм невозможно без  создания инструментов контроля за обращением импортных товаров на внутреннем рынке. Еще одной задачей является сокращение времени таможенных процедур на автомобильных пунктах пропуска через государственную границу.

Мировой опыт показывает, что применение высоких ставок таможенных пошлин приносит определенный эффект только в том  случае, когда государство вводит жесткий протекционистский режим  и дополняет таможенную политику административными мерами по контролю за рынком. Если же этого нет, то установление высоких ставок приводит либо к свертыванию  торговых операций, либо к массовым уклонениям от уплаты платежей.

Необходимо также расширение номенклатуры товаров, облагаемых комбинированными или специфическими видами ставок таможенных пошлин, в том числе так называемыми  плюсовыми комбинированными ставками. Это достаточно эффективный механизм противодействия попыткам уклонения  от уплаты платежей путем занижения  декларируемой таможенной стоимости.

Введение фактически запретительных вывозных пошлин на товары, заявленные к экспорту по низким ценам, может  стать дополнительным барьером на пути утечки капиталов из страны.

Тарифная политика должна стать  более гибкой и оперативной. Чтобы  быстрее реагировать на изменения  экономической ситуации на рынках, следует шире использовать такие  специфические механизмы, как сезонные пошлины и тарифные квоты, которые  позволяют дифференцировать размер ставок пошлин.

Эффективной мерой может также  стать введение поощрительных пошлин. Ставки таких пошлин применяются  по решению правительства для  стимулирования ввоза товаров инвестиционного  назначения крупными инвесторами, заключившими соглашения с уполномоченным государственным  органом.

 


Информация о работе Сущность экономики таможенного дела