Таможенная политика Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 13:56, реферат

Описание работы

Обретение Казахстаном суверенитета и признание его полноправным членом мирового сообщества ставит перед государством глобальные задачи, выполнение которых требует создания оптимального механизма для их реализации. Одним из таких механизмов является таможенная политика как составная часть внешней и внутренней политики Республики Казахстан. В новых условиях она не только выступает в качестве инструмента и проводника внешнеэкономической деятельности, но и приобретает более важное значение, становясь регулятором и средством формирования новых экономических отношений и связей.

Содержание работы

Введение
1. Таможенная политика Республики Казахстан
1.1 Таможенная политика как составная часть государственной политики РК
1.2 Значение деятельности таможенных органов в реализации таможенной политики РК
2. Организация таможенного дела
2.1 Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РК
2.1.1 Определение таможенной стоимости
2.1.2 Начисление таможенных пошлин
2.2 Таможенное оформление
2.3 Таможенные платежи
2.4 Таможенный контроль
3. Анализ деятельности таможни "Майкапчагай" Восточно-Казахстанской области за 1 квартал 2005 года
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Таможенная политика Республики Казахстан.docx

— 40.11 Кб (Скачать файл)

Таможенная  политика Республики Казахстан

СОДЕРЖАНИЕ

таможенный граница пошлина транспортный

Введение

1. Таможенная политика  Республики Казахстан

1.1 Таможенная политика  как составная часть государственной  политики РК

1.2 Значение деятельности  таможенных органов в реализации  таможенной политики РК

2. Организация таможенного  дела

2.1 Перемещение  товаров и транспортных средств  через таможенную границу РК

2.1.1 Определение  таможенной стоимости

2.1.2 Начисление  таможенных пошлин

2.2 Таможенное оформление

2.3 Таможенные платежи

2.4 Таможенный контроль

3. Анализ деятельности  таможни "Майкапчагай" Восточно-Казахстанской области за 1 квартал 2005 года

Заключение

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

Обретение Казахстаном  суверенитета и признание его  полноправным членом мирового сообщества ставит перед государством глобальные задачи, выполнение которых требует  создания оптимального механизма для  их реализации. Одним из таких механизмов является таможенная политика как составная  часть внешней и внутренней политики Республики Казахстан. В новых условиях она не только выступает в качестве инструмента и проводника внешнеэкономической  деятельности, но и приобретает более  важное значение, становясь регулятором и средством формирования новых экономических отношений и связей.

С началом реформирования в Республике Казахстан экономических  и политических отношений возникает  и реализуется новая демократическая  концепция таможенной системы. По сути, впервые за долгие годы таможенная система создается не вопреки, а на базе мировой традиции, многовекового международного и отечественного опыта, что дает возможность рационального использования всего "набора инструментов" таможенного регулирования, накопленного мировой и казахстанской практикой.

Новый статус страны настоятельно требовал пересмотра и  осуществления соответствующих  радикальных изменений в организации  управления экономикой, правовом обеспечении  ее развития, организации налоговой, таможенной, финансово-кредитной и  внешнеэкономической деятельности. От масштабов, уровня, структуры и  эффективности государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности во многом зависит создание условий  для поддержания конкурентоспособности  отечественных производителей, насыщенность внутреннего рынка и экономическая  безопасность страны.

Особенности структуры  национального производства, потребления  и внешней торговли, неравномерность  уровня экономического развития отдельных  секторов хозяйства и регионов Казахстана требуют комплексного подхода к  разработке механизма внешнеторгового  регулирования, совершенствованию  методологических основ его функционирования, усилению роли таможенных органов в  разработке и осуществлении внешнеэкономической  политики.

Таможенная служба Казахстана в условиях переходного  периода экономики должна стать  реально действующим и весьма эффективным инструментом государственного регулирования внешней торговли. Все это обусловливает необходимость  совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности, в том числе и  таможенной системы как одного из ее важнейших элементов.

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что  либерализация и интенсификация зарубежных связей Казахстана, постоянный рост числа участников внешнеэкономической  деятельности, значительные экспортно-импортные  потоки товаров обусловили необходимость  разработки принципиально нового подхода  к механизму таможенного регулирования  внешнеэкономического комплекса и  повышению эффективности таможенного  администрирования в стране.

Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность таможенной политики РК, значение деятельности таможенных органов, а также рассмотреть  организацию таможенного дела в  РК, включающую следующие вопросы: перемещение  товаров и транспортных средств  через таможенную границу РК, определение  таможенной стоимости, начисление таможенных пошлин, таможенное оформление, таможенные платежи, таможенный контроль.

 

1. Таможенная политика  Республики Казахстан

1.1 Таможенная политика  как составная часть государственной  политики РК

Таможенная политика Республики Казахстан - это система  политико-правовых, экономических, организационных  и иных широкомасштабных мероприятий  в сфере таможенного дела, направленных на реализацию и защиту внутри- и  внешнеэкономических интересов.

В Республике Казахстан  осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Республики Казахстан. Таможенная политика относится к  ведению центральных исполнительных органов Республики Казахстан в  пределах их полномочий. Основными  целями таможенной политики Республики Казахстан являются стимулирование развития экономики и защита экономических  интересов Республики Казахстан, обеспечение  эффективного таможенного контроля и иные цели, установленные законодательными актами Республики Казахстан. (Ст. 3 Таможенного  Кодекса Республики Казахстан, далее - Кодекс).

Проведение таможенной политики Республики Казахстан имеет  целью защищать рынок страны, интересы казахстанских производителей и  потребителей, поощрять конкуренцию  и противодействовать монополизму, поощрять экспорт и развитие импортозаменяющего производства, обеспечивать приток в страну иностранных инвестиций, решения задач торговой политики и др.

Таможенно-тарифная политика Казахстана направлена на защиту интересов потребителей, диверсификацию национальной экономики, обеспечение развития технологичных производств и производства товаров с высокой добавленной стоимостью, благоприятного инвестиционного климата и обеспечение поступлений в государственный бюджет. Таможенно-тарифная политика Республики Казахстан является одной из наиболее либеральных среди стран СНГ и предусматривает наименьшее количество ограничений для внешнеторговой деятельности.

Тактика построения казахстанской таможенно-тарифной политики строится, исходя из необходимости постоянного контроля за состоянием рынка того или иного вида продукции, быстрого и гибкого реагирования на конъюнктуру рынка, обеспечения целесообразного протекционизма. При этом правильно выстроенная таможенно-тарифная политика способствует насыщению внутреннего рынка и созданию условий для добросовестной конкуренции с импортируемой продукцией, привлечению иностранных инвестиций, обеспечению защиты и роста доходов отечественных товаропроизводителей, и, как следствие, привлечению дополнительных доходов в республиканский бюджет.

На сегодня поддержка  отечественных производителей и  стимулирование развития отечественного производства конкурентоспособных  товаров с более высокой степенью переработки в обрабатывающей промышленности является одним из приоритетов проводимой государственной индустриально-инновационной  политики. Так, максимальные ставки пошлин формируются на готовые изделия, средние - на комплектующие, минимальные - на сырье и социально значимые товары, не производящиеся в стране. Изменение и утверждение ставок таможенных пошлин производится в зависимости  от показателей эффективности внешней  торговли, конъюнктуры мирового рынка  и в соответствии с обязательствами, принятыми Республикой Казахстан  в рамках региональных объединений (ЕврАзЭС), а также с процессом вступления Казахстана в ВТО в части формирования тарифных предложений по доступу на рынок товаров.

Следует отметить, что в большинстве случаев  изменения размеров ставок импортных  таможенных пошлин, как показывает практика, инициируются на основании  заявок отечественных товаропроизводителей. Заявки на пересмотр ставок таможенных пошлин направляются в Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан по установленным формам согласно приложениям 1 и 2 к постановлению  Республики Казахстан от 14 августа 2006 года № 765 "О Таможенном тарифе Республики Казахстан". Целесообразность изменения таможенного тарифа устанавливается  Межведомственной комиссией по вопросам торговой политики и участия в  международных экономических организациях.

Так, за 2004-2006 годы в целях поддержки отечественных  товаропроизводителей в рамках реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, на основании поручений Правительства  Республики Казахстан, обращений государственных  органов и заявок отечественных  товаропроизводителей Министерством  индустрии и торговли разработаны  и приняты Правительством Республики Казахстан постановления, предусматривающие  поддержку развития автомобильной  и машиностроительной отраслей, металлургической промышленности, строительных материалов, пищевой и легкой промышленности.

Применение импортных  и экспортных таможенных пошлин позволяет  регулировать операции по импорту и  экспорту товаров, осуществлять защиту внутреннего рынка Республики Казахстан  и стимулировать прогрессивные  структурные изменения в экономике  Казахстана, нацеленные на повышение  конкурентоспособности отечественных  товаров.

В предыдущие годы Республика Казахстан проводила  интенсивные меры по изменению и  отказу от своих тарифных барьеров. Прежде всего, было отменено импортно-экспортное лицензирование, в соответствии с  принятыми постановлениями с 1995 году были устранены требования по лицензирование по экспорту и импорту  всех товаров, но, как и во многих государствах, исключение составили  оружие, наркотики, драгоценные металлы, дикие животные и т.п. товарные группы, количество которых охватывает 19. Одновременно в 1995 году Казахстан устранил экспортные квоты, ограничения охватывают лишь частично экспортную инфраструктуру. Экспортные тарифы к уровню 1996 года сократились с 5,3% до 4,1%, количество же продуктов, облагаемых такими тарифами, за этот период снизилось с 733 до 259. Среди стран Таможенного Союза  все экспортные тарифы были упразднены в середине 1996 года.

Вхождение Республики Казахстан в Таможенный Союз обусловило изменение средневзвешенных импортных  тарифов с 3,0% до 7,5%, что вовсе не способствует развитию внешней торговли. Все это, в конечном счете, осложняет  процесс вступления республики во Всемирную торговую организацию.

В целях защиты внутреннего рынка, поддержки отечественных  товаропроизводителей, расширения внутреннего  производства и выпуска конкурентоспособной  продукции Министерством индустрии  и торговли разработаны и приняты  Правительством Республики Казахстан  следующие решения.

Постановлением  Правительства Республики Казахстан  от 11 апреля 2007 года № 287 внесены следующие  изменения и дополнения в Таможенный тариф РК. В целях поддержки отечественных товаропроизводителей изменены ставки таможенных пошлин на ввоз:

- мяса и мясопродуктов  (говядины, баранины, свинины, птицы) - с 15% до 25 (20) %, но не менее 0,35 (0,4) евро за 1 кг. ;

- рис - с 20% до 20%, но не менее 0,07 евро за 1 кг.;

- пряжи шерстяной  - с 15% до 5%;

- стекла закаленного  безопасного - с 5% до 15%;

- спектрометров,  спектрофотометров и спектрографов,  основанных на действии оптического  излучения - с 5% до 0%;

- прочей оцинкованной  проволоки из черного металла,  с максимальным размером поперечного  сечения более 3 мм, с покрытием  - с 15% до 0%;

- вертолетов гражданских  и частей и принадлежностей  для гражданской авиации - с  20 (5) % до 0%;

- мыла - с 0% до 10%;

- отдельных видов  лесоматериалов - с 10% до 5%.

В целях обеспечения  строительными материалами отечественных  предприятий строительной индустрии  Правительством принято 26 июля 2007 года постановление Правительства Республики Казахстан № 630 "О внесении изменений  в постановление Правительства  Республики Казахстан от 14 августа 2006 года", которым изменены таможенные пошлины на импорт:

- цемента - с  5% до 0%;

- битума нефтяного  - с 5% до 0%;

- строительных  блоков из облегченного бетона - с 15% до 0%;

- проката плоского, арматуры - с 5% до 0%.

В целях стабилизации цен на внутреннем рынке нефтепродуктов принято постановление Правительства  Республики Казахстан от 15 февраля 2007 года № 114 "О внесении изменений  и дополнений в постановления  Правительства Республики Казахстан  от 15 октября 2005 года № 1036 и от 14 августа 2006 года № 765".Данным решением Правительства  Республики Казахстан актуализированы  ставки таможенных пошлин на экспорт нефтепродуктов в соответствии с ценами на мировых рынках на сырую нефть.

Постановлением  Правительства Республики Казахстан  от 20 октября 2007 года № 976 установлен временный  запрет на экспорт семян подсолнечника  и подсолнечного масла, а также  снижены импортные таможенные пошлины  до 0% на подсолнечное масло и другие виды масел, в том числе рапсовое, соевое сафлоровое. Данное постановление принято в целях стимулирования ввоза масла растительного в страну и обеспечения населения данным видом товара по доступным ценам.

В целях систематизации ставок таможенных пошлин и обеспечения  их соответствия принципам и правилам Всемирной торговой организации  разработано и принято постановление  Правительства Республики Казахстан  от 28 декабря 2007 года № 1317 "О Таможенном тарифе и Товарной номенклатуре внешнеэкономической  деятельности Республики Казахстан". Постановление предусматривает  установление одинаковых ставок таможенных пошлин в рамках групп товаров, обладающих схожими характеристиками, отвечающим экономическим интересам отечественных  производителей и потребителей путем:

Информация о работе Таможенная политика Республики Казахстан