Таможенная политика Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 13:56, реферат

Описание работы

Обретение Казахстаном суверенитета и признание его полноправным членом мирового сообщества ставит перед государством глобальные задачи, выполнение которых требует создания оптимального механизма для их реализации. Одним из таких механизмов является таможенная политика как составная часть внешней и внутренней политики Республики Казахстан. В новых условиях она не только выступает в качестве инструмента и проводника внешнеэкономической деятельности, но и приобретает более важное значение, становясь регулятором и средством формирования новых экономических отношений и связей.

Содержание работы

Введение
1. Таможенная политика Республики Казахстан
1.1 Таможенная политика как составная часть государственной политики РК
1.2 Значение деятельности таможенных органов в реализации таможенной политики РК
2. Организация таможенного дела
2.1 Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РК
2.1.1 Определение таможенной стоимости
2.1.2 Начисление таможенных пошлин
2.2 Таможенное оформление
2.3 Таможенные платежи
2.4 Таможенный контроль
3. Анализ деятельности таможни "Майкапчагай" Восточно-Казахстанской области за 1 квартал 2005 года
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Таможенная политика Республики Казахстан.docx

— 40.11 Кб (Скачать файл)

- стимулирования  ввоза, не производимого в республике  оборудования и сырья, и обеспечения  адекватной защиты, прежде всего,  интересов отечественных сельскохозяйственных  переработчиков;

- минимизации возможностей  для таможенных органов и участников  внешнеэкономической деятельности  манипулировать таможенными кодами.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан приведена  в соответствие с обновленной  версией (2007 года) Гармонизированной  системы описания товаров.

Приказом Министра индустрии и торговли Республики Казахстан от 26 сентября 2007 года № 284 утверждены Правила изменения таможенных пошлин, разработанные в целях  придания транспарентности таможенно-тарифному регулированию. Правилами определены порядок и сроки изменения таможенных пошлин, порядок рассмотрения заявок отечественных товаропроизводителей на изменение ставок таможенных пошлин, механизм разработки и представления заключения на Межведомственную комиссию Республики Казахстан по вопросам торговой политики и участия в международных организациях.

Постановлением  Правительства Республики Казахстан  от 16 ноября 2007 года № 1040 сняты ограничения  на экспорт лома цветных металлов автомобильным транспортом.

В целях стабилизации цен на основные продовольственные  товары на внутреннем рынке и обеспечения  населения необходимым объемом  продуктов питания постановлением Правительства Республики Казахстан  от 6 февраля 2008 года № 112 "О внесении дополнений и изменения в постановления  Правительства Республики Казахстан  от 14 августа 2006 года № 765 и от 28 декабря 2007 года № 1317" снижены ставки таможенных пошлин на ряд наиболее значимых продовольственных товаров. Вместе с тем снижение таможенных пошлин на импортируемую продукцию сократит затраты субъектов частного предпринимательства, занимающихся ввозом и реализацией продовольственных товаров, таких как:

- сахар (снижение  таможенной пошлины с 30%, но  не менее 0,12 евро за 1 кг до 10%);

- рис (снижение  таможенной пошлины с 20%, но  не менее 0,07 евро за 1 кг до 10%);

- колбасные изделия  (снижение таможенной пошлины  с 25%, но не менее 0,4 евро за 1 кг до 10%);

- молоко (снижение  таможенной пошлины с 15% до 5%);

- сыры и творог (снижение таможенной пошлины  с 15%, но не менее 0,3 евро за 1 кг до 10%);

- масло (снижение  таможенной пошлины с 20 до 10%);- маргарин (снижение таможенной пошлины  с 15%, но не менее 0,12 евро  за 1 кг до 10%);

- рыба (снижение  таможенной пошлины с 10% до 0%);

- фрукты и овощи  свежие (снижение таможенной пошлины  до 0%).

Постановлением  Правительства Республики Казахстан  от 28 января 2008 года № 75 "О внесении изменений и дополнения в ППРК от 15 октября 2005 года № 1036" увеличены  экспортные ставки таможенных пошлин на нефтепродукты с 83,3 до 123,3 и с 55,5 до 82,2 долл. США за 1000 кг., а также  увеличен период мониторинга мировых  цен на сырую нефть до 3 месяцев.

Разработанный Министерством  проект постановления "О внесении дополнений и изменений в постановление  Правительства Республики Казахстан  от 28 декабря 2007 года № 1317", предусматривающий  снижение таможенных пошлин на ряд  следующих товаров: фармацевтической продукции (с 5% до 0%), проволоки из железа или стали (с 5% до 15%), ваты из текститьных материалов и изделий из нее (с 5% до 15%), семян рапса (с 5% до 0%), маслосемян рапса (до 15%, но не менее 40 евро за 1 тонну до 0%) сроком на 9 месяцев внесен на рассмотрение в Канцелярию Премьер-Министра Республики Казахстан 3 марта 2008 года.

По ряду наиболее значимых продуктов питания с 1 января 2009 года истекли сроки сниженных  ставок таможенных пошлин при ввозе  на территорию Казахстана. С учетом прогнозов по производству и потреблению  основных продовольственных товаров  необходимо рассмотреть вопрос целесообразности либо продления, или, наоборот, повышения  ставок таможенных пошлин. С учетом того, что импорт дешевых товаров  может захлестнуть наши рынки, а  это отразится на наших производителях. Импорт товаров при высоком уровне инфляции и девальвации нацвалют в соседних странах может негативно отразиться на внутреннем рынке Казахстана.

Владимир Школьник, министр индустрии и торговли РК, отметил на селекторном совещании  Правительства в январе 2009 г, что  таможенная политика Казахстана в отношении  импорта и экспорта товаров будет  скорректирована. Мнения аналитиков относительно повышения таможенных ставок расходятся. По словам Талгата Акуова, президента Независимой ассоциации предпринимателей, такая мера не улучшит положения отечественных товаропроизводителей, а только отрицательно скажется на потребителях из-за повышения цены вследствие повышения пошлин.

Аналогичного мнения придерживается и Мунавара Палташева, исполнительный директор Форума предпринимателей Казахстана. По ее словам, повышение таможенной пошлины - это не метод стимулирования отечественного производства. В свое время правительство пошло на снижение ставки таможенных пошлин ввиду определенной сложившейся ситуации, и это было сделано правильно. Сейчас они возвращают их на прежний уровень, либо решают вопрос об их повышении. Возможно, правильно вернуть ставки на прежний уровень, но их нельзя повышать. Повышение пошлин не даст того эффекта, который необходим.

По словам Петра  Потапова, генерального директора АО "Vita", повышение таможенной пошлины поможет отечественным товаропроизводителям, но непонятно, на сколько это будет актуально. Перед новым годом было заявление президента Казахстана о том, что с 2010 года Россия, Беларусь, Казахстан будут входить в единое экономическое пространство. Повышение пошлин противоречит общеполитическим движениям. По мнению эксперта, производители при таком раскладе могут оказаться в выигрыше, но отношения с соседними странами могут испортиться.

По мнению аналитиков, такой способ борьбы с конкурентами не повышает конкурентоспособность  отечественного товара. Важно соблюдать  баланс интересов.

1.2 Значение деятельности  таможенных органов в реализации  таможенной политики РК

Таможенные органы Республики Казахстан - государственные  органы, в пределах своей компетенции  участвующие в реализации таможенной политики и непосредственно осуществляющие таможенное дело в Республике Казахстан, оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством  Республики Казахстан об оперативно-розыскной  деятельности, а также выполняющие  иные полномочия, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан (ст. 16 Таможенного  кодекса РК).

Согласно ст. 17 Кодекса  единую систему таможенных органов  Республики Казахстан составляют:

- уполномоченный  орган;

- территориальные  подразделения уполномоченного  органа по областям (городам республиканского  значения, столице);

- таможни;

- таможенные посты;

- контрольно-пропускные  пункты на таможенной границе  Республики Казахстан;

- специализированные  таможенные учреждения.

Таможенные органы имеют соответствующую таможенную инфраструктуру.

Функции уполномоченного  органа:

- ведет таможенную  политику в Республике Казахстан;

- разрабатывает  и утверждает нормативные правовые  акты;

- осуществляет  руководство таможенными органами;

- разрабатывает  и создает информационные системы,  системы передач данных, технических  средств таможенного контроля, а  также средств защиты информации  в соответствии с законодательством  Республики Казахстан;

- осуществляет  лицензирование и контроль за деятельностью лицензиатов в пределах компетенции;

- осуществляет  таможенное администрирование в  соответствии с таможенным законодательством  Республики Казахстан;

- осуществляет  таможенный контроль за перемещением через таможенную границу Республики Казахстан товаров и транспортных средств;

- обеспечивает  на постоянной основе своевременное  информирование участников внешнеэкономической  и иной деятельности в сфере  таможенного дела, в том числе  об изменениях и дополнениях  в таможенном законодательстве  Республики Казахстан.

Деятельность таможенных органов строится на принципах (ст. 18 Кодекса):

- законности;

- обеспечения права  на защиту и равенства перед  законом, уважения и соблюдения  прав участников внешнеэкономической  и иной деятельности в сфере  таможенного дела;

- гласности.

Задачами таможенных органов являются (ст. 19 Кодекса):

- участие в разработке  и реализации таможенной политики  Республики Казахстан;

- обеспечение в  пределах своей компетенции суверенитета  и экономической безопасности  Республики Казахстан;

- обеспечение соблюдения  таможенного и иного законодательства  Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

- обеспечение соблюдения  мер тарифного и нетарифного  регулирования, установленных законодательством  Республики Казахстан в отношении  товаров и транспортных средств,  перемещаемых через таможенную  границу Республики Казахстан;

- защита прав  и интересов участников внешнеэкономической  и иной деятельности в сфере  таможенного дела;

- осуществление  и совершенствование таможенного  оформления и таможенного контроля, а также создание условий, способствующих  ускорению товарооборота через  таможенную границу Республики  Казахстан и др.

В условиях развития рыночной экономики таможенной службе отводится роль государственного инструмента  регулирования внешнеэкономической  деятельности, от работы которого зависит  развитие приоритетных направлений  экономики, становление предпринимательства, в том числе малого и среднего бизнеса. Значительные объемы инвестиций, рост внешней торговли и перспективы  Казахстана войти в состав ВТО - все  эти факторы предполагают совершенствование  форм и методов регулирования  таможенного дела.

Сегодня таможенная служба нашей страны находится на качественно новом уровне своего развития. За последние годы был  осуществлен ряд реформ, направленных на создание основы для дальнейшего  успешного функционирования таможни. Увеличение внешнеторгового оборота  Казахстана, улучшение инвестиционного  климата, приведение Таможенного Кодекса в соответствие с международными стандартами - все это является подтверждением тому, что таможенная служба нашей страны развивается динамично.

Главным приоритетом  деятельности таможенных органов в  свете Послания Главы государства  от 1 марта 2006 года "Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии" на предстоящие годы должно стать  вхождение таможенной службы Казахстана в число 50 наиболее развитых таможенных администраций мира. Первым и основным приоритетом в Послании провозглашена  успешная интеграция Казахстана в мировую  экономику как основа качественного  прорыва в экономическом развитии страны. Предстоящее вступление государства  в ВТО требует реализации неординарных проектов международного значения, развитие индустрии производства товаров  и услуг, которые могут конкурировать  на рынке.

Не случайно, функции, выполняемые таможенными органами РК, включают в себя целый комплекс правовых, экономических, организационных  и иных мероприятий и программ, применяемых с целью оптимизации  процесса развития и содействия торгово-экономическому развитию.

Развитие таможенной службы и модернизация таможенных процедур являются одной из важнейших тем, обсуждаемых в рамках переговорного  процесса по вступлению Казахстана в  ВТО и необходимы для развития международной торговли.

Устойчивое развитие экономики Казахстана требует дальнейшего  совершенствования системы таможенного  регулирования через модернизацию таможенной службы. Все компоненты деятельности таможенной службы должны быть приведены в соответствие с  международными стандартами в условиях предстоящей либерализации торговой политики, унификации нормативных правовых актов в рамках принятых международных  обязательств, внедрения электронного документооборота, а также развитие сотрудничества и информационного  обмена между таможенными службами Таможенного Союза, а также других государств.

Поэтому неслучайно с учетом обозначенных факторов Комитет  таможенного контроля (КТК) МФ РК разработана "Программа модернизации таможенной службы Республики Казахстан на 2007-2009 годы" (далее - Программа). Работа над  Программой, осуществляемая в соответствии с предварительной договоренностью  Правительства РК с Всемирным  банком, ведется на основе поиска и  использования имеющегося передового зарубежного опыта, а также современных  информационных технологий.

В настоящее время  текущая ситуация в сфере регулирования  таможенного дела в Республике Казахстан  не является достаточно благоприятной  для развития торговли и экономики, ограничивает потенциальные поступления  таможенных платежей и налогов в  республиканский бюджет. Поэтому  приоритетом для будущего развития должно стать совершенствование  таможенных процедур, ориентированных  на содействие торговле. Деятельность таможенных органов должна развиваться  на твердой базе, ускорить масштаб  и ход модернизации. В противном  случае таможенная служба Казахстана может не успеть за потребностями  предпринимателей и уровнем обслуживания, предоставляемым другими современными таможенными администрациями, что  может сделать страну сравнительно менее конкурентоспособной. Как показывает международный опыт и многие успешные инициативы по реформированию таможенной службы за последние 10 лет, в том числе проекты Всемирного банка, аспект системных преобразований в переходных экономиках требует, чтобы страна также пересмотрела роли таможенных органов и других пограничных надзорных и правоохранительных ведомств и провела интеграцию их функций.

Информация о работе Таможенная политика Республики Казахстан